Российские и западные эксперты оценивают влияние событий в России и Украине на авторынок
- 13 марта 2022 10:03
- Дмитрий Александров, редактор рубрики «Авто»
Многие автопроизводители либо прекратили поставки в Россию, либо приостановили локальное производство. С российского рынка ушли Honda, Volkswagen, Volvo, Jaguar Land Rover и ряд других брендов. Россия и Украина испытывают затруднения с поставками сырья и компонентов на производство глобальных автомобильных корпораций. Производители, обладающие заводами в России, сталкиваются со сложностями в поставках извне.
Все это, по мнению западных и российских экспертов, будет иметь долгосрочные последствия не только для российского, но и для мирового автопрома. Редакция «Ридуса» собрала мнения западных и российских экспертов по автомобильному рынку, высказанные за последние пять дней в материалах CNBC, Newsweek и «Автостата».
Каковы последствия для международных цепочек поставок?
По мнению Ассоциации немецких автопроизводителей, последствием событий в России и Украине станет дефицит некоторых видов сырья из-за значительных изменений в логистике и сложностей с платежами.
Россия является одним из крупнейших в мире экспортеров важного для автопрома сырья, от газа и сырой нефти до алюминия и палладия. Украина поставляет железо, сталь, продукцию горнодобывающей промышленности, компоненты для сборки автомобилей.
Сегодня поставки из этих стран практически парализованы. Проблемы с логистикой уже вызвали сложности для автопроизводителей, работавших без больших складских запасов.
Так, Mercedes-Benz и Volkswagen вынуждены сокращать производство на части своих европейских заводов из-за нехватки запасных частей, производство которых было налажено в Украине.
Так, проблемы наблюдаются в поставке жгутов проводов для сборки электропроводки. Эксперты ожидают дефицита каталитических нейтрализаторов и микросхем, для производства которых используется сырье, полученное из России и Украины.
Какое влияние новый кризис может оказать на производство и стоимость автомобилей?
Ожидается, что наиболее чувствительным к последствиям нового кризиса будет производство автомобилей, локализованное в России.
Международные компании приостанавливают деятельность. Официальные спикеры и отраслевые эксперты говорят о том, что, чем дольше продлится действие санкций, тем выше риски для глобальной автомобильной промышленности.
По мнению экспертов, уход иностранных производителей из России и остановка производства в Украине негативно повлияют на производственные планы. Большинство из них сходятся во мнении, что уже в этом году мировой рынок недосчитается миллионов легковых и коммерческих автомобилей.
«Этот процесс будет цикличным, а его масштабы зависят от продолжительности кризиса, — сказал Джефф Шустер, руководитель направления глобального прогнозирования в LMC Automotive. — Важную роль в этом играют санкции и ограничения, наложенные на торговлю с Россией».
Кризис может ускорить рост инфляции в России и в других странах, что, в свою очередь, приведет к рекордным темпам роста и без того высоких цен на автомобили.
«Кризис будет иметь глобальные последствия с точки зрения усиления давления на инфляцию и, в конечном итоге, на цены», — уверен Джефф Шустер.
Владельцы автомобилей в США достаточно быстро почувствуют повышение цен на бензин. По данным Ассоциации немецких автопроизводителей, в воскресенье 13 марта средняя по стране стоимость галлона достигла 4,009 доллара — это самый высокий показатель с июля 2008 года без поправки на инфляцию.
Ранние прогнозы сокращения производства транспортных средств в результате нового кризиса пока заметно отличаются у разных экспертов, что неудивительно, учитывая нестабильность ситуации.
Джефф Шустер говорит, что LMC Automotive уже скорректировала свой прогноз по производству автомобилей в Европе в негативную сторону на 700 000 единиц.
Европейский автомобильный рынок почувствует последствия гораздо быстрее, чем рынки США и других стран. Такие производителя как Audi и Mercedes-Benz уже заявили о планах сокращения объемов производства.
«Поставки компонентов электропроводки, на наш взгляд, станут ключевым узким местом. Уже сегодня из-за сбоев у всех немецких OEM-производителей наблюдаются длительные простои, — считает аналитик UBS Патрик Хаммель, — Мы считаем, что в ближайшие несколько недель простои будут продолжаться. Это относится пока только к европейскому производству, так как цепочки поставок всегда основаны на локальных партнерах».
Эксперты AutoForecast Solutions ожидают сокращения производства из-за событий в России и Украине примерно в два раза или на 800 000 единиц.
Наиболее пессимистический прогноз дают аналитики IHS Markit. Они предполагают, что в целом в мире будет недопроизведено около 3,5 миллиона автомобилей. Основной причиной аналитики называют усугубление ситуации с нехваткой полупроводников в результате нового кризиса.
В декабре IHS говорила об объеме продаж на глобальном рынке на уровне 82,4 млн автомобилей в 2022 году, что на 3,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Какие долгосрочные риски будут оценивать западные производители, принимая решение о возвращении в Россию?
По мнению экспертов, автопроизводителям придется тщательно оценить возможную негативную реакцию общества на возобновление работы в России и сопоставить ее с потенциальной прибылью.
«Ключевым фактором станет необходимость сформулировать и представить акционерам и другим заинтересованным лицам конкретное обоснование возвращения на российский рынок, — считает Мэтт Горман, советник по корпоративным коммуникациям, — Они не смогут прокрасться обратно без шума, если конфликт в Украине останется на том же уровне через месяц-два».
Для автопроизводителей, не располагающих собственными производственным мощностями в России, выбор может быть предопределен, в отличие от других.
Так, Renault-Nissan владеет контрольным пакетом акций совместного предприятия, которому принадлежит крупнейший российский автопроизводитель ОАО «АвтоВАЗ». На долю компании приходится 39,5% производства автомобилей в стране, за ней следует южнокорейская Hyundai Group с 27,2%, по данным IHS Markit.
На долю немецкого автопроизводителя Volkswagen приходится 12,2% производства автомобилей в стране. Японская Toyota Motor обладает долей в 5,5%. Доля других производителей ниже 5%.
«Я не думаю, что здравомыслящие люди, отвечающие за бизнес, всерьез рассматривают возвращение в ближайшее время, — считает Тим Уркхарт из IHS, — Я полагаю, что возвращение — это очень низкий приоритет сейчас».
С ним согласен глава AutoForecast Solutions Джо Маккейб. Он отмечает, что сравнительно низкие доходы и уровень операций автопроизводителей в стране могут стать дополнительным аргументом против возвращения.
«Реинвестиции в Россию после случившегося вряд ли кажутся западным компаниям интересным сценарием. Я думаю, что временная приостановка производства и операций станет первым из многих стратегических шагов по выходу с российского рынка», — сказал Джо Маккейб.
За последние три года на российском автомобильном рынке продавалось от 1,6 млн до 1,75 млн автомобилей в год. Это составляет одну десятую объема рынка США в прошлом году и около 2% мировых продаж.
Часть российских экспертов дают ситуации иную оценку. По их мнению, автопроизводители, особенно, инвестировавшие в создание собственных площадок для локализации производства в России, понесут значительные финансовые потери и будут очень серьезно оценивать последствия потери доли рынка.
«Рано или поздно эти финансовые потери станут достаточно чувствительными даже на самом высоком уровне, — высказался директор по бренду LADA ГК „Прагматика“ Игорь Бадер в публикации агентства „Автостат“, — Появится объективная оценка всех потерь и наверняка будет принято решение о возобновлении производства и поставок».
Кто возможный преемник западных производителей на российском рынке, если решение об уходе станет окончательным?
Российские эксперты сходятся на двух вероятных кандидатурах — китайских и индийских производителях.
В пользу компаний из этих стран высказались в интервью «Автостату» директор по развитию и корпоративному управлению компании «Нижегородец» Алексей Макаров и шеф-редактор радио «Автодор» Игорь Моржаретто.
Алексей Макаров считает, «что освободившуюся нишу иностранных автомобильных марок, безусловно, с удовольствием займут китайские бренды, которые уже стоят в очереди с желанием зайти на российский рынок».
«Вполне возможно, что наряду с китайскими производителями могут появиться и компании из Индии — у них есть для этого резервы», — предположил Игорь Моржаретто.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: