Национальный интерес? Зачем отменяют публичные слушания
Одиннадцатого марта Госдумой принят закон 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты». Законом утверждается ряд мер «поддержки» граждан и бизнеса.
Согласно пояснительной записке, размещенной на портале системы обеспечения законодательной деятельности нижней палаты парламента, новый закон издан «в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций».
Разработка законопроекта, по мнению инициаторов, обусловлена необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.
Среди инициатив, направленных на дополнительные экономические стимулы — такие, как продление договоров аренды государственных и муниципальных земель, определение органами власти льготного размера арендной платы. Даны полномочия Правительству ограничивать объем пени и штрафов за просрочку квартплаты и взносов на капремонт.
Однако ключевым изменением является освобождение от проведения публичных слушаний и общественных обсуждений (напомню, это законодательно установленная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления) в 2022 году при утверждении документов градостроительного планирования. Якобы, это позволит не снижать темпы жилого и промышленного строительства в Российской Федерации.
У обывателя, как, кстати, и у меня, возникает резонный вопрос. Каким образом недружественные действия иностранных государств связаны с публичными слушаниями по поводу генплана, правил застройки и землепользования и других документов градостроительной деятельности?
Как национальные интересы связаны с отменой процедур, обеспечивающих право граждан на участие в осуществлении местного самоуправления, пусть даже и носящих лишь рекомендательный характер?
Чего уж мелочиться? Почему бы тогда вовсе не отменить обсуждение с гражданами вопросов градостроительной деятельности вместо того, чтобы искать надуманные поводы для принятия непопулярных среди граждан и градозащитников решений?
Понятное дело, что для застройщиков граждане, которые выражают протест в связи с проведением застройки — как бельмо на глазу. Они мешают реализовывать инвестпроекты.
В последнее время застройщики и вовсе прибегают к силовым методам, чтобы отстранить градозащитников от возможности повлиять на градостроительные решения, как это произошло, например, с защитниками Ивановской горки.
Нет сомнения, что в Москве этой нормой воспользуются и отменят вовсе публичные слушания и общественные обсуждения, если они еще не начались.
При этом очевидно, что на темпы жилого и промышленного строительства (именно строительства) влияют цены на строительные материалы, нарушение цепочек поставки, дефицит рабочей силы в связи с геополитическими изменениями, недостаточный контроль качества строительства, блокирование доступа к источникам финансирования строительства (запретительные кредитные ставки в банках), и уж в последнюю очередь — процедуры обсуждения с жителями градостроительных решений, которые по природе своей должны легитимироваться именно таким образом.
Но законодатель пошёл иным путём. Притянув «за уши» недружественные действия иностранных государств взял и отменил базовую процедуру легитимизации развития городов, тем самым поддержав интересы не горожан, и без того находящихся в самом низу иерархии акторов городского управления, а застройщиков, — причём достаточно неприкрыто.
К сожалению, это довольно давно заданный тренд. Граждане, народ перестали быть конечным выгодоприобретателем принимаемых стратегических и законодательных решений. Человек все чаще перестаёт находиться в фокусе процессов планирования и законотворчества. И происходящее сейчас этому, увы, только способствует.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: