Си Цзиньпин в опасности? Что стоит за тотальным локдауном в Китае?
- 15 апреля 2022 18:33
- Сергей Домущий , обозреватель «Ридуса», историк
В то время как Европа, Британия и США практически похоронили тему борьбы с коронавирусом с помощью сомнительной эффективности вакцин, «бустеров», карантинов и ношения масок и обратились к гораздо более реальным проблемам, в Китае все ровно наоборот.
Коммунистический режим в Пекине посадил под «домашний арест» жителей 26-миллионного мегаполиса. Люди в Шанхае вынуждены ждать, когда правительственные служащие привезут им овощей, мяса и яиц, которых не хватает. Мировые СМИ публикуют фото самоубийств людей, которые не выдерживают заточения, и живодерских команд, которые собирают домашних питомцев, якобы распространяющих вирус, в мешки и увозят для последующего уничтожения путем забивания железными прутьями.
В конце марта в Шанхае начали фиксировать рост числа инфицированных (не путать с заболевшими). К 27 марта было зарегистрировано более 2500 случаев инфицирования, после чего власти города решили ввести карантин сначала в восточном, а затем в западном округе. Число случаев инфицирования росло, и 3 апреля весь город был закрыт.
Действия китайских властей можно было бы объяснить наукой и медициной, но важный момент заключается в том, что основным видом штамма, который сейчас распространяется в Шанхае, стал «омикрон». Тот самый, который протекает бессимптомно и вообще расценивается рядом авторитетных вирусологов и специалистов как своего рода естественная вакцина.
При этом, как отмечает в комментарии ВВС Мартин Хибберд из Лондонской школы гигиены и тропической медицины, ранее применяемый подход властей Шанхая и местные локдауны не способны ограничить передачу вируса, инфицирование которым происходит бессимптомно.
По состоянию на 13 апреля власти сообщили о более чем 250 000 случаях заболевания с начала вспышки (1 марта). Никаких смертей не было зарегистрировано, и комиссия утверждает, что только один случай был признан достаточно серьезным и потребовал лечения. Сообщается, что большинство случаев легкие или бессимптомные.
Азиатский менталитет или научные меры?
На третьей неделе драконовских ограничений в почти 26-миллионном Шанхае — самом густонаселенном и богатом финансовом центре Китая — его жители, кажется, «наелись» заботой партии и правительства об их жизни и здоровье. В соцсетях прорываются сюжеты о том, что китайцы начинают протестовать против домашнего ареста. Порой лишая себя жизни.
Во вторник власти Шанхая пообещали несколько ослабить ограничения, хотя ранее утверждали, что китайский подход к борьбе с COVID-19, выраженный в максимальной изоляции, повальных тестированиях и вакцинации, работает, несмотря на рост числа случаев заболевания в Шанхае и по всему Китаю.
Однако, как указывают западные СМИ, в результате китайского подхода страдают наиболее уязвимые — старики и пациенты больниц.
Как отмечает в своем материале VOA, только в одном из домов престарелых — Государственном центре ухода в Шанхае — скончались, по оценкам из различных источников, от 20 до 500 постояльцев из 1800.
Associated Press опросила родственников пациентов, которые заявили, что уход за членами их семей с COVID-19 ухудшился, поскольку власти поместили на карантин сотрудников, которые контактировали с инфицированными жителями.
«По состоянию на 26 марта 80% медицинского персонала и медицинских работников были отправлены на карантин. Это означает, что многие пациенты не имеют доступа к базовому уходу и лечению. Некоторые родственники пациентов явно поняли, что, скорее всего, их близкие умерли от голода», — заявил VOA Mandarin независимый журналист Юэ Гэ.
Он добавил, что пациенты, у которых положительный результат теста, были переведены в больницы или карантинные центры, плохо подходящие для оказания помощи пожилым людям. Ларри Лэнг, известный тайваньский экономист, который живет в Шанхае, написал в аккаунте Weibo, что его 98-летняя мать, страдавшая от проблем с почками, умерла из-за задержки с медпомощью — для её получения было необходимо предъявить отрицательный тест на COVID-19. В результате женщина умерла, пока ждала результатов теста.
«После четырех часов ожидания у двери отделения неотложной помощи больницы моя мама оставила меня навсегда. Я хотел увидеться с мамой в последний раз, но из-за карантинной политики мне потребовалось много времени, чтобы связаться с соответствующими отделениями, чтобы мне разрешили поехать в больницу», — написал Ларри Лэнг.
Дело в деньгах?
Как утверждают ряд СМИ, основная причина, по которой китайские власти не подвергали до сего дня Шанхай жесткому карантину, заключается в экономической важности этого региона.
На Шанхай приходится свыше 3% ВВП Китая и более 10% от общего объема торговли страны.
Это крупнейший транспортный и финансовый хаб Азии. В 2020 году грузовые рейсы в Шанхайский международный аэропорт Пудун оценивались 3,4 миллиона тонн — на миллион больше, чем в аэропорты в городах Пекин, Гуанчжоу и Шэньчжэнь, вместе взятые.
Как отмечает ВВС, исследования Китайского университета Гонконга показывают, что двухнедельный локдаун в таких мегаполисах, как Пекин или Шанхай, может стоить Китаю 2% от его ежемесячного ВВП. Ежемесячный ВВП Китая в 2021 году составлял в среднем 9,5 триллионов юаней, поэтому страна будет терять около 190 миллиардов юаней (29,8 миллиарда долларов США) за каждую неделю карантина.
Уже сейчас не скрываются опасения, что в результате локдауна может полностью остановиться производство автомобилей в КНР.
С 28 марта закрыт шанхайский завод Tesla Inc., в апреле был вынужден приостановить производство Volkswagen. В минувшую субботу о приостановке производства и задержке поставок объявил китайский производитель электромобилей Nio Inc.
«Если компании, которые включены в цепочки поставок, не смогут найти способ возобновить работу и производство, вполне вероятно, что всем китайским автопроизводителям придется приостановить производство в мае», — написал главный исполнительный директор компании по производству электромобилей Xpeng Inc. Хэ Сяопэн в своих личных аккаунтах WeChat и Weibo в четверг вечером.
Культ нулевого варианта
Нынешний локдаун-карантин — первый для Шанхая. Ранее там вводились только местные ограничения. Отдельные жилые комплексы закрывались при обнаружении инфицированного. Впрочем, если посмотреть фото и видео с таких мини-локдаунов, то и они выглядят довольно жутковато.
В других регионах Китая власти действовали куда более дикими методами. Город Сиань, в котором проживают почти 13 миллионов человек, был посажен под замок после того, как было зафиксировано менее 100 случаев заболевания в декабре 2021 года. Город Юйчжоу в провинции Хэнань посадил на карантин свыше 1,1 миллиона человек всего из-за трех случаев коронавируса.
По данным Шанхайской муниципальной комиссии здравоохранения, во вторник в городе было 22 342 новых случая заболевания.
Национальная комиссия по здравоохранению КНР заявляет, что теперь приоритет властей — вакцинация пожилых людей. Власти одобрили клинические испытания двух вакцин против COVID-19, использующих мРНК.
Комиссия по здравоохранению заявила, что «нынешние вакцины по-прежнему эффективны в борьбе с „омикроном“», но не уточнила, подразумевает ли она при этом китайские вакцины. До сих пор Китай в значительной степени полагался на вакцины отечественного производства, которые были признаны недостаточными для использования при варианте «омикрон».
Дрессировка под видом карантина
Заместитель Генерального секретаря правительства Шанхая Гу Хунхуэй заявил в понедельник, что власти ослабили карантин в более чем 7000 районах с наименьшим риском, потому что в этих районах за последние 14 дней не было зарегистрировано случаев заболевания «омикроном».
Жителям разрешено было перемещаться по своим районам и ходить по магазинам, однако вслед за тем власти заявили, что даже в этих районах с низким уровнем риска «никто не должен выходить на улицу, если в этом нет абсолютной необходимости».
Эксперты говорят, что сочетание изменений правил карантина в Шанхае и уровня инфицирования говорит о том, что Китай вряд ли ослабит свою строгую политику в отношении COVID-19 в ближайшее время. И по мнению ряда наблюдателей, причины такой политики лежат вне пределов науки.
Юй Пин, независимый ученый и бывший старший научный сотрудник Американо-азиатского юридического института Нью-Йоркского университета, сказал VOA Mandarin, что, в то время как ряд медицинских работников выступают за смягчение карантинных мер, таких как разрешение домашнего карантина для бессимптомно болеющих, Пекин по-прежнему придерживается своей политики «нулевой терпимости».
«Дело в том, что политика абсолютной нетерпимости перешла от политики борьбы с пандемией к политической цели. Это стало политическим капиталом Си Цзиньпина», — сказал он.
Доктор Хо Мэй-Шан, адъюнкт-научитель Института биомедицинских наук научно-исследовательского института Тайваня Academia Sinica, сказала VOA Mandarin, что карантин должен быть временной мерой для обеспечения более совершенных мер по борьбе с пандемией.
«Если Пекин не изменит свою стратегию, даже если им удастся контролировать эту волну инфекции, будет следующая волна. Дело не в том, что мы хотим сосуществовать с вирусом, но вирус решил сосуществовать с нами. Невозможно жить в коконе», — считает учёная.
Одновременно все громче звучат голоса, которые указывают, что для режима главы КПК Си Цзиньпина проблемой становится уже не ковид, а реакция населения на методы властей по борьбе с ним. «Есть значительный ропот в адрес Си», — сказал Bloomberg Дали Ян, профессор политологии, специализирующийся на Китае в Чикагском университете, добавив, что недовольство еще не достигло того уровня, когда можно будет говорить о кризисе.
«В целом ситуация локализована на данный момент. Это зависит от того, как распространяется вирус. Но я бы не стал недооценивать способность китайской пропагандистской системы руководить мнением китайцев. После Уханя общественная поддержка руководства не уменьшилась, она фактически увеличилась», — считает господин Дали Ян.
Тем временем десятки тысяч пользователей китайских соцсетей совершают акты индивидуального неповиновения и размещают сообщения о самоубийствах в Weibo и WeChat, при этом цензоры спешат удалять подобные посты и информацию о неправомерных действиях правительства.
«У председателя Си Цзиньпина теперь есть большая проблема, чем прекращение эпидемии COVID-19: подавить нарастающий гнев в Шанхае, прежде чем он распространится по всему Китаю, создав более широкий кризис доверия к Коммунистической партии», — утверждают Калум Мерфи и Кристал Чи на страницах Bloomberg.
Они отмечают, что шанхайский карантин породил одну из самых серьезных волн антиправительственной критики за последние годы в жестко контролируемых социальных сетях страны.
Одним из самых трендовых постов стал рассказ 82-летнего старика, который умолял местного партийного чиновника Чжан Чжэнь, курирующего район Юя, помочь с лекарствами, но в ответ получил лишь предложение воспользоваться средствами традиционной медицины. Это напоминает советы россиянам вице-спикера Госдумы господина Толстого лечиться корой дуба.
Важный момент, который стоит учитывать, говоря о шанхайской ситуации, заключается в том, что Китай далеко не однороден. В стране нарастают противоречия между городом и деревней, между богатыми приморскими регионам и менее развитыми внутренними районами. Китайцы из других регионов, которым пропаганда внушила идею о благостности политики COVID Zero, начинают видеть в шанхайцах, которым были позволены поблажки из-за экономического значения мегаполиса, причину проблем.
Проправительственный комментатор Сыма Нань получил около 600 комментариев к своему посту в Weibo, в котором говорилось, что Шанхай должен придерживаться стратегии нулевой терпимости (COVID Zero). Его читатели начали обвинять власти города в том, что их неспособность контролировать вирус «повредила всей стране».
Большинство в Китае по-прежнему поддерживает подход COVID Zero, несмотря на «тревожные сообщения и видео» из Шанхая, по словам бывшего главного редактора партийного рупора — газеты Global Times Ху Сицзиня. Другие провинции не готовы жить с вирусом, даже если он приемлем для Шанхая, сказал он, предупредив, что, если город не примет политику COVID Zero, он «станет островом, или скоро вся страна «отключится».
«Но мы должны быть осторожны, чтобы не раздуть пламя, не превращать его в классовую проблему и, что более важно, не злорадствовать по поводу чужого несчастья. Нам нужно дать Шанхаю немного больше времени», — добавил Ху.
Кризис является одним из самых больших испытаний для председателя Си, который намерен баллотироваться на третий пятилетний срок во время съезда Коммунистической партии в конце этого года.
Локдауны в Шанхае и Цзилине — северо-восточной провинции с населением 24 миллиона человек — вызвали широкую критику реакции его правительства на распространение «омикрона». Они грозят лечь пятном на широко рекламируемые достижения периода правления Си Цзиньпина.
Пытаясь сбить волну критики, Си во время посещения туристического острова Хайнань заявил, что стране необходимо придерживаться подхода «нулевой терпимости» к COVID, несмотря на растущее недовольство и экономические издержки.
В частности, по его словам, необходимо преодолеть «парализующие мысли» и «усталость от войны», предотвращая при этом любые случаи завозной инфекции и местные вспышки вируса.
«Профилактика и контроль не могут быть ослаблены. Постоянство — это победа», — сказал Си.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: