+50
Сохранить Сохранено 7
×

Спасут ли Индия и Китай российскую нефтяную отрасль от краха?


Спасут ли Индия и Китай российскую нефтяную отрасль от краха?

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Несмотря на постоянные заявления западных политиков о необходимости «зеленого перехода», спрос на нефть в мире продолжает расти. По данным доклада Международного энергетического агентства (МЭА) от 15 июня, спрос на нефть в мире в 2022—2023 годах будет только увеличиваться. По подсчетам этой организации, ранее предсказанное ею снижение добычи нефти в России задерживается как минимум на год.

Подтверждением тому стали данные о том, что рост добычи в мае по сравнению с апрелем составил 1,7%. Основной причиной этого роста называется переориентация экспортных потоков российской нефти из Евросоюза в Китай и Индию.

Китаю снова требуется нефть

Напомним, в мае Китай значительно увеличил импорт нефти на фоне восстановления спроса, снизившегося из-за пандемии.

По данным Главного таможенного управления Китая, в мае импорт нефти в страну вырос на 12% в годовом исчислении, достигнув 45,8 миллиона тонн (10,79 миллиона баррелей в сутки). В апреле китайские компании закупили за рубежом 10,5 миллионов баррелей в сутки.

Для России рост спроса в Китае и Индии становится уникальным шансом не допустить критического падения экспортных поступлений и сохранить нефтедобывающую отрасль.

«Отечественные компании-экспортеры сейчас стоят перед задачей перенаправить определенную долю экспорта из-за европейского эмбарго на поставки нефти российского происхождения. Согласно открытым данным, в Европу уходила примерно половина всех российских поставок нефти, в цифрах 2021 года это 100 миллионов тонн из всех поставленных на экспорт 230 миллионов тонн. Именно этот объем предстоит перенаправить в Азию», — пояснила «Ридусу» аналитик УК «Альфа-Капитал» Юлия Мельникова.

По ее словам, Китай и ранее получал достаточный объем российской нефти, тогда как Индия нарастила собственные закупки только сейчас. В сегодняшней ситуации высокий спрос со стороны восточных партнеров отчасти нивелирует сокращение европейских поставок. При этом, по мнению Мельниковой, сохраняются сложности с изменением логистических цепочек, и для того, чтобы выстроить всю необходимую инфраструктуру для экспорта в Азию, потребуется время.

Заменит ли Восток Запад?

© Оксана Викторова / Коллаж / Ridus.ru
© Оксана Викторова / Коллаж / Ridus.ru

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет.

«Китай и Индия вполне могут стать основными рынками сбыта для российской нефти. За несколько месяцев Индия нарастила импорт российской нефти с 1 до 18%. Индия в мае закупила порядка 24 миллионов тонн нефти и может далее наращивать объемы покупок. Для того чтобы реализовать этот интерес, нужно вплотную заняться аспектами оптимизации танкерного флота, логистикой и ценовой политикой», — резюмирует эксперт.

На самом деле, логистика — не единственное и далеко не главное препятствие на пути переброса российских экспортных потоков с Запада на Восток. Сложность заключается в том, что азиатские поставки осуществляются с большим дисконтом по отношению к мировым ценам. Подобное возможно лишь в условиях сверхвысоких мировых цен и благоприятных условий добычи нефти в России.

Что касается первого пункта, то высокие цены будут сохраняться как минимум пока продолжается конфликт на Украине. С другой стороны, все больше факторов свидетельствуют в пользу подхода глобальной экономической рецессии, что неизбежно обрушит и нефтяные цены.

Еще хуже обстоит ситуация с нефтедобычей в России. Практически все месторождения с «легкой» добычей практически выработали свой ресурс, и далее наступает черед «дорогой» и труднодоступной нефти. Это слишком суживает возможности нефтяников экспортировать свой продукт по ценам ниже рынка, что указывает на то, что через какое-то время азиатский спрос на российскую нефть начнет снижаться.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+50

 

   

Комментарии (0)