Спасут ли Индия и Китай российскую нефтяную отрасль от краха?
- 17 июня 2022 01:07
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
Несмотря на постоянные заявления западных политиков о необходимости «зеленого перехода», спрос на нефть в мире продолжает расти. По данным доклада Международного энергетического агентства (МЭА) от 15 июня, спрос на нефть в мире в 2022—2023 годах будет только увеличиваться. По подсчетам этой организации, ранее предсказанное ею снижение добычи нефти в России задерживается как минимум на год.
Подтверждением тому стали данные о том, что рост добычи в мае по сравнению с апрелем составил 1,7%. Основной причиной этого роста называется переориентация экспортных потоков российской нефти из Евросоюза в Китай и Индию.
Китаю снова требуется нефть
Напомним, в мае Китай значительно увеличил импорт нефти на фоне восстановления спроса, снизившегося из-за пандемии.
По данным Главного таможенного управления Китая, в мае импорт нефти в страну вырос на 12% в годовом исчислении, достигнув 45,8 миллиона тонн (10,79 миллиона баррелей в сутки). В апреле китайские компании закупили за рубежом 10,5 миллионов баррелей в сутки.
Для России рост спроса в Китае и Индии становится уникальным шансом не допустить критического падения экспортных поступлений и сохранить нефтедобывающую отрасль.
«Отечественные компании-экспортеры сейчас стоят перед задачей перенаправить определенную долю экспорта из-за европейского эмбарго на поставки нефти российского происхождения. Согласно открытым данным, в Европу уходила примерно половина всех российских поставок нефти, в цифрах 2021 года это 100 миллионов тонн из всех поставленных на экспорт 230 миллионов тонн. Именно этот объем предстоит перенаправить в Азию», — пояснила «Ридусу» аналитик УК «Альфа-Капитал» Юлия Мельникова.
По ее словам, Китай и ранее получал достаточный объем российской нефти, тогда как Индия нарастила собственные закупки только сейчас. В сегодняшней ситуации высокий спрос со стороны восточных партнеров отчасти нивелирует сокращение европейских поставок. При этом, по мнению Мельниковой, сохраняются сложности с изменением логистических цепочек, и для того, чтобы выстроить всю необходимую инфраструктуру для экспорта в Азию, потребуется время.
Заменит ли Восток Запад?
Однозначного ответа на этот вопрос пока нет.
«Китай и Индия вполне могут стать основными рынками сбыта для российской нефти. За несколько месяцев Индия нарастила импорт российской нефти с 1 до 18%. Индия в мае закупила порядка 24 миллионов тонн нефти и может далее наращивать объемы покупок. Для того чтобы реализовать этот интерес, нужно вплотную заняться аспектами оптимизации танкерного флота, логистикой и ценовой политикой», — резюмирует эксперт.
На самом деле, логистика — не единственное и далеко не главное препятствие на пути переброса российских экспортных потоков с Запада на Восток. Сложность заключается в том, что азиатские поставки осуществляются с большим дисконтом по отношению к мировым ценам. Подобное возможно лишь в условиях сверхвысоких мировых цен и благоприятных условий добычи нефти в России.
Что касается первого пункта, то высокие цены будут сохраняться как минимум пока продолжается конфликт на Украине. С другой стороны, все больше факторов свидетельствуют в пользу подхода глобальной экономической рецессии, что неизбежно обрушит и нефтяные цены.
Еще хуже обстоит ситуация с нефтедобычей в России. Практически все месторождения с «легкой» добычей практически выработали свой ресурс, и далее наступает черед «дорогой» и труднодоступной нефти. Это слишком суживает возможности нефтяников экспортировать свой продукт по ценам ниже рынка, что указывает на то, что через какое-то время азиатский спрос на российскую нефть начнет снижаться.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: