Дневник заложника Мариуполя. Каково отношение мирных к ополченцам и ополченцев к мирным
- 02 июля 2022 21:36
- gloxy.livejournal.com
С предыдущей частью этого остросюжетного и трагического дневника можно ознакомиться здесь.
Все познается в сравнении, так ведь? А нам есть, с кем сравнить, потому что мы и солдат ВСУ видели, и нацбатов, и ополченцев, и солдат РФ, и кадыровцев.
Солдаты украинских военных формирований оставили о себе негативное впечатление. Можете меня обвинять в сепаратизме или склонности идеализировать русского солдата, или в том, что я про-какая-то там. Конечно, это не так. Никого я не идеализирую и мое отношение к человеку формируется в зависимости от того, каким он себя показал.
Вот в 2014 году я помогла одному солдату ВСУ, сбежавшему с поля боя, добраться домой в Николаев, хотя я больше сочувствовала ополчению. А помогла, потому что увидела страх и беспомощность в глазах того беглого солдатика. Когда человеку страшно, он настоящий, без пафоса, масок, и его по-человечески жаль. Может, он тоже убивал и разрушал, но я этого не видела. Я его встретила испуганным и потерянным. Потому и помогла.
А в 2022 году в наши дворы и дома пришли не перепуганные юнцы, а хорошо подготовленные боевики, называвшие нас мясом, биомусором, сепарами, а себя — карателями. Они выгоняли нас из наших домов, устраивали там огневые точки, расстреливали мирных, которые пытались выехать из города. В их глазах страха не было. Наоборот — ненависть к нам. У них ведь оружие, то есть они хозяева положения. Я писала здесь о последних днях февраля, когда в детсаду около моего дома обосновались укровоины.
Мы ходили к ним и просили уйти из детсада — с нами даже разговаривать не стали. «Покиньте территорию!» А как они патрулировали микрорайон? Видят идущих людей — дают автоматную очередь в воздух, потом проверяют документы. Пришли как минимум запугать, как максимум уничтожить. И посмотрите видео с допросов украинских военнопленных. Растерянные, взгляд, как у побитой собаки, их предало командование, они убивали, потому что выполняли приказ… Куда только девались те наглость и высокомерие? А потому что в плену они уже не чувствуют безнаказанность и вседозволенность. Так-то…
Единственный, кто был настоящим, это тот раненый Коля из-под Бердянска, которого мы караулили в подъезде. Но он был беспомощным, на волоске от смерти, в намного худшем положении, чем мы. Наверняка, он и сам понимал, что мог умереть, поэтому не строил из себя киборга, а был обычным пацаном, попавшим в замес. Хотя… Ну, вот татуировка у него в виде автомата Калашникова была на всю руку. Нормальный пацан на себе такое нарисует? В общем, если он в итоге выжил, хотелось бы, чтоб он пересмотрел свои прежние убеждения.
И если сравнивать ополченцев с укровоинами, то это, товарищи, как небо и земля. Эти нас не загоняли в подвалы, а доставали оттуда. Выводили из-под обстрелов, делились пайком, не хамили, автоматом перед нами не размахивали, мясом нас не называли. И к ним, соответственно, отношение мирных было иным.
Их не боялись, к ним можно было обратиться за помощью: гранату, например, неразорвавшуюся нашел или снаряд — сообщаешь ополченцам, и они присылают МЧС, плохо кому-то — помогают в госпиталь человека доставить. В одном дворе жильцы соседа хоронили — два ополченца помогали могилу рыть. Естественно, и к ним отношение соответствующее. Их мирные и чаем напоят, и своей нехитрой едой поделятся, и поговорят по душам. Повторюсь: если ваш район находился под контролем ДНР, то можно было вздохнуть с облегчением и сосредоточиться на выживании.
Но были и нюансы. Я слышала от людей истории о плохих и хороших ополченцах, и все не могла понять, это об одних и тех же подразделениях речь шла или о разных, не понимала, пока сама не столкнулась. Хорошие, это те, что описаны выше, и таких было большинство. А плохие взламывали двери и «шмонали хаты ментов» (я писала об одном таком случае), жили в домах мирных, приводили каких-то подруг и квасили с ними дни и ночи напролет, оставляя после себя хаос.
Вот после таких хозяева и недосчитывались серебряных ложечек, парфюмов и бусиков. Однако, несомненным плюсом ополчения является наличие коммендатур, куда любой мирный может прийти и пожаловаться на ополченцев. Обидели тебя, ограбили, машину забрали — идёшь и пишешь жалобу. С дисциплиной у них там построже, чем в ВФУ. Могли и в зиндан посадить за ненадлежащее поведение. Тут это называется «посадить в яму».
Расскажу, что я видела и знаю. Когда в апреле я начала планировать свою поездку на левый берег, то ходила по дворам и спрашивала у всех, у кого видела уцелевший автомобиль, не смогут ли они меня отвезти. Буквально ко всем обращалась. Даже когда по воду через частный сектор шла, то обращалась к людям. К сожалению, все боялись ездить по городу. По разным причинам. У кого-то не было пропуска на автомобиль, у других автомобиль не на ходу, кто-то просто опасался, что могут отнять автомобиль.
И вот однажды мой муж договорился с одним бойцом ДНР насчёт моей поездки на левый. Он ездил по городу на экспроприированной у кого-то машине по поручениям командования и заодно подрабатывал извозом. Мне озвучили ценник, и я пошла договариваться о дате и времени. Боец жил в квартире у своей барышни недалеко от нашего дома. Пока я ожидала его у подъезда, то наблюдала следующее. В этом подъезде жизнь била ключом. Там в основном проживали армяне, в мирное время торговавшие на рынке. Они и теперь быстро сориентировались, как и на чем можно подзаработать.
Во дворе шла бойкая торговля продуктами, продавали все подряд от овощей и консервации до каких-то напитков домашнего приготовления, женщины на мангале жарили армянские лепешки и тоже тут же их продавали. Ну, что ж, похвально! Объединились и выживали, как могли. Но я заметила и другое: два бойца на той самой машине, которая должна была отвезти меня, приехали и выгрузили мешки с мукой, сахаром, ещё с чем-то. То есть бойцы тоже участвовали в этом армянском бизнесе в качестве, я так думаю, поставщиков товара. Раз привели что-то и снова умчались. Я сижу и терпеливо жду. На всякий случай обозначилась, чтоб боец понимал, что я пришла договариваться о поездке.
Снова приезжает этот автомобиль и опять они выгружают какие-то мешки… Боец, увидев, что я всё ещё на месте, пообещал быстро пообедать и потом уделить мне время. Но тут ему позвонили, и он снова засобирался по каким-то своим делам, а мне пообещал найти другой автомобиль. То есть там люди делали бизнес. И я со своей поездкой тоже была частью их бизнеса, только пришла не вовремя. Так как выбора у меня не было, я согласилась с тем, что мне предложили: другой водитель, другое авто и 2000 гривен за поездку в одну сторону. И этот другой водитель жил в соседнем подъезде с бойцом. Не дом, а бизнес-центр.
Я помню этих бойцов и то впечатление, которое они на меня произвели. Неприятное впечатление, прямо скажу. Было ощущение, что я попала в воровское логово или к мафии. Смотрят на тебя и сразу просчитывают, сколько с тебя можно поиметь.
Противно было наблюдать за этой возней с мешками. Рядом в домах живут люди, часами простаивающие в очередях за гуманитаркой, а тут вот так беспардонно продукты привозят в больших объемах, чтоб потом их продать. И я уверена, что-то, что было в мешках, было украдено с одного из складов и явно для продажи не предназначалось.
Позже, уже будучи в Таганроге, я узнала, что тот боец-мешочник был тем самым, кто дважды экспроприировал жигуль у одного дядечки из нашего дома (я об этом случае здесь писала), и это он потом погиб в аварии.
То есть среди ополченцев есть разные люди. Одни ведут себя достойно, к ним и мирные относятся соответственно, а попадаются и такие вот персонажи, как я описала в этом посте. Кстати, почему я их ополченцами называю? Это уже народная милиция, насколько я знаю. Просто моя читательница так их назвала в своем вопросе, вот я и подхватила вслед за ней. Ну, пускай уже так и останется. Не буду исправлять.
В заключение хочу сказать, что всех одной меркой мерить не стоит. Все разные. По поступкам судить нужно. Человек заслуживает к себе такого же отношения, какое он демонстрирует к окружающим. Я так считаю.
PS Был ещё вопрос: ополченцы ДНР и солдаты армии РФ это одно и тоже или нет и отличаются ли они. Нет, не одно и то же. Очень отличаются, как внешне (экипировкой, обмундированием), так и поведением. Солдаты РФ дисциплинированные, немногословные и да, вежливые. Ополченцы с нами свободнее общались, как-то попроще. Может, потому что тоже с Донбасса, то есть как с родными.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: