Джонсон борется за выживание после череды громких отставок в правительстве Великобритании
- 06 июля 2022 07:18
- Сергей Домущий , обозреватель «Ридуса», историк
Несмотря на впечатляющую активность на внешнеполитическом фронте, дела у Бориса Джонсона идут все хуже и хуже. С трудом потушенный скандал с коронавирусными вечеринками на Даунинг-стрит, 10, прозванный partygate, два громких поражения на дополнительных выборах в Тивертоне, Хонитоне и Уэйкфилде, секс-скандал с Крисом Пинчером, который устроил пьяный дебош в элитарном лондонском клубе «Карлтон», переполнили чашу терпения некоторых членов правительства. Тонущий корабль Джонсона решили покинуть ряд важных фигур.
На фоне апогея разочарования в партии тори в отставку отправились главы двух самых проблемных на сегодняшний день министерств — канцлер Казначейства Риши Сунак и глава Минздрава Саджид Джавид, а также министр без портфеля Оливер Доуден, ранее руководивший деятельностью кабинета министров.
Одно из лучших объяснений произошедшему дал на страницах The Spectator Фрейзер Нельсон.
«Совместная отставка Риши Сунака и Саджида Джавида знаменует собой переворот в кабинете министров против Бориса Джонсона, в ходе которого его стремятся сместить без необходимости парламентского восстания. „Это будет кабинет министров, а не партия, — сказал мне ранее один министр. — Кому-то придется уйти в отставку, тогда другие столкнутся с выбором“. Этим „кем-то“ стал Джавид, который ушел с поста министра здравоохранения сегодня вечером вместе с Сунаком».
В увольнительном письме Сунака упоминалось, что он считает фундаментальной нечестностью то, что правительство продвигает все более высокие государственные расходы, притворяясь при этом, что сокращает налоги. Сунак действительно был тем, кто настаивал на повышении налогов и утверждал, что именно оно по сути и происходит, когда власти увеличивают расходы на субсидии. Именно Сунак выступал против всех больших проектов Джонсона, от скоростной железной дороги HS2 до схемы субсидирования домов престарелых.
«Наша страна сталкивается с огромными проблемами. Мы оба хотим низконалоговую, быстрорастущую экономику и государственные услуги мирового класса, но это может быть ответственно выполнено только в том случае, если мы готовы усердно работать, идти на жертвы и принимать трудные решения… Наши люди знают, что если что-то слишком хорошо, чтобы быть правдой, то это неправда. Они должны знать, что, хотя есть путь к лучшему будущему, он нелегок. В рамках подготовки к нашей предлагаемой совместной речи по экономике на следующей неделе мне стало ясно, что наши подходы принципиально слишком разные», — написал канцлер Казначейства.
Стоит отметить, что за официальной британской вежливостью писем об отставке сквозит неприкрытая фронда и прямые обвинения правительства в нечестности, а Джонсона упрекают в ошибках лидерства.
«С огромным сожалением я должен сказать вам, что больше не могу с чистой совестью продолжать служить в этом правительстве, я инстинктивно командный игрок, но британский народ справедливо ожидает честности от своего правительства. Тон, который вы задаете как лидер, и ценности, которые вы представляете, отражаются на ваших коллегах, вашей партии и в конечном счете на стране. Консерваторы в лучшем случае рассматриваются как упрямые лица, принимающие решения, руководствуясь сильными ценностями. Возможно, мы не всегда были популярны, но мы компетентно действовали в национальных интересах. К сожалению, в нынешних обстоятельствах люди приходят к выводу, что мы не одни из них. Вотум доверия в прошлом месяце показал, что большое количество наших коллег согласны. Это был момент для смирения, единения и нового направления. Однако я с сожалением могу сказать, что мне ясно, что эта ситуация не изменится под вашим руководством, и поэтому вы тоже потеряли мое доверие», — пишет глава Минздрава.
Как отмечает ВВС, после отставок этих важных фигур в своем правительстве Джонсон ясно дал понять, что планирует остаться, когда он перешел к укреплению своего правительства с перестановками в кабинете министров. Премьер назначил Надхима Захави новым канцлером, а начальник штаба премьер-министра Стив Барклай стал министром здравоохранения.
«Господин Джонсон, который до сих пор сталкивается с самым серьезным кризисом руководства, попадет под дополнительное давление позже в среду, когда столкнётся с вопросами от депутатов», — отмечает ВВС.
Правительство покинули и ряд младших министров: заместитель председателя Консервативной партии Великобритании Бим Афолами, министр по стратегии международной безопасности Эндрю Меррисон, генеральный солиситор (чиновник, контролирующий работу отделов юристов, включая Королевскую прокурорскую службу, Управление по борьбе с серьезным мошенничеством, Правовой департамент и Инспекцию Королевской прокурорской службы Великобритании) Алекс Чок. Также правительство покинула торговый представитель в Кении Тео Кларк.
Стоит отметить, что одна из особенностей британской политики заключается в том, что не меньшее, а порой и большее значение в управлении государством играют не избранные министры, а представители государственной службы — чиновники, занимающие должности различных секретарей при министрах. Эти люди гораздо менее подвержены турбулентности, приводящей к отставкам министров, но в нынешней ситуации уход ряда аппаратчиков подчёркивает серьёзность ситуации. Из правительства Джонсона ушли парламентские личные секретари и ряд служащих: Сакиб Бхатти, Джонатан Галлис, Никола Ричардс, Вирджиния Кросби.
Верные сторонники или потенциальные преемники?
По мнению господина Нельсона, премьер теперь находится в режиме выживания, говоря депутатам-тори, что «снижать налоги несколько проще» теперь, когда канцлер Казначейства Сунак, не склонный к заимствованиям ради снижения стоимости жизни британцев, ушел, уступив место Надхиму Захави, который более гибко относится к лимитам заимствований.
«Увольнение канцлера достаточно плохо, но уход вместе с министром здравоохранения — не скоординированный, как нам говорят, — делает это двойным ударом, но Джонсон будет бороться за свое политическое выживание. Он может пережить неделю, возможно даже лето, но с этого момента я подозреваю, что политически он смертельно ранен», — пишет автор The Spectator.
Консервативный депутат и бывший главный кнут Эндрю Митчелл сказал BBC Newsnight, что это конец для премьера.
«У него нет ни характера, ни темперамента, чтобы быть нашим премьер-министром, и единственный вопрос заключался в том, как долго будет тянуться эта ситуация».
Ряд зарубежных и российских изданий и комментаторов уже поспешили начать отсчёт последних дней Бориса Джонсона, предполагая среди прочего, что это изменит ситуацию с беспрецедентной поддержкой Украины со стороны Великобритании. В публикации «Российской газеты» говорится:
«Следующим на выход должен стать лучший друг президента Украины Зеленского в Старом Свете сам Борис Джонсон».
Однако Борису Джонсону, которого называют тефлоновым премьером, не впервой переживать такие бури, и у него есть что представить в качестве своих достижений. Его роль в преодолении тупика Брексита высоко оценивают даже покинувшие правительство министры, подчеркивая личную роль премьера в этом деле.
Ни один депутат от тори не бросил вызов лидерству премьер-министра. Более того, ряд ключевых фигур, такие как глава МВД Прити Пател, министр иностранных дел Лиз Трасс, лидер палаты общин и лорд-председатель Совета Джейкоб Рис Могг, сплотились вокруг премьера.
Госпожа Трасс сказала, что «на 100% поддерживает премьер-министра», в то время как министры кабмина, включая Доминика Рааба, Майкла Гоува, Терезу Коффи и главу МО Бена Уоллеса, указали, что они останутся в правительстве.
Как отмечает ВВС, со стороны команды Джонсона есть неповиновение — министры указывают на свои мандаты, полученные от избирателя на последних выборах.
Будущее мистера Джонсона далеко не безопасно, считает политический редактор ВВС Крис Мейсон. Недовольство «заднескамеечников» (члены парламента, не входящие в комитеты и не имеющие министерского портфеля), и без того значительное, растет, и некоторые надеются изменить правила Консервативной партии, поэтому премьер-министру придется столкнуться с еще одним вотумом доверия, считает господин Мейсон.
Однако «заднескамеечник» партии тори Даниэль Кавчински предположил в беседе с ВВС, что отставки в конечном итоге укрепят позиции господина Джонсона, и добавил, что они «могут спровоцировать лавину против премьер-министра, но это не так».
Если о будущем Джонсона на посту премьера еще как-то можно рассуждать, то в том, что даже при смене жильца в «номере 10» позиция Лондона в российско-украинском конфликте останется неизменной, можно не сомневаться. Ближайшими кандидатами на замену Борису Джонсону называют главу Форин-офиса Лиз Трасс, выстроившую свой имидж вокруг защиты позиций Британии и противодействия российской угрозе, и министра обороны Бена Уоллеса. В речах последнего тоже никак не обнаружить намека на возможное изменение нынешнего курса Великобритании.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: