Италия вернулась. Она остается страной, от которой зависят оборона и технологии НАТО
- 12 октября 2022 12:44
- Сергей Домущий , обозреватель «Ридуса», историк
Несмотря на раздающуюся сегодня на фоне украинского конфликта критику состояния европейских армий и ВПК, считать ЕС беспомощным в военном отношении было бы ошибкой. Развитие российско-украинского конфликта делает одним из важнейших направлений южный фланг НАТО, за который отвечает Италия.
На сегодня в её вооруженных силах состоят примерно 340 000 человек. Это меньше, чем семь лет назад, когда ВС Италии насчитывали почти 357 000. Тем не менее Италия по-прежнему занимает 11-е место из 142 стран в ежегодном обзоре глобальной огневой мощи, и, что более важно, она продолжает играть ключевую роль в оборонной позиции НАТО и планах по переоснащению вооруженных сил альянса новейшими разработками.
У обывателя Италия ассоциируется с модными брендами и спорткарами. Но специалистам эта страна известна как родина великих изобретателей и родной дом ведущих компаний — разработчиков вооружений и техники, таких как Beretta, Iveco, Fincantieri и Leonardo. Эти компании производят все, от стрелкового оружия до самолетов и многих важных компонентов, используемых в военной технике.
Мастерская НАТО
Италия остается одной из стран, от которых американские военные зависят как в оборонном отношении, так и в военных поставках и оборудовании. Итальянские подрядчики были критически важным поставщиком деталей и участвуют в разработке ударного истребителя F-35.
Еще одна разработка — вертолет для ВВС США MH-139A, который заменит ветерана времен Вьетнамской войны Bell UH-1N Huey.
Boeing MH-139A Grey Wolf — это многоцелевой вертолет, основанный на проверенном коммерческом вертолете Leonardo AW139. Он предназначен для защиты 450 шахт межконтинентальных баллистических ракет «Минитмен» и транспортировки правительственных чиновников и сил безопасности США.
Итальянский оборонный подрядчик также был выбран для создания ключевой новой системы вооружений для США — фрегата типа Constellation.
В настоящее время Италия является одной из стран наряду с Австралией, Канадой, Финляндией, Норвегией, Нидерландами, Испанией, Швецией и Соединенным Королевством, которые участвуют в соглашении с Соединенными Штатами о поставках в области поддержания безопасности (SOSA). Рим остается важной частью военно-промышленной базы НАТО.
Итальянская промышленность сегодня стремится к активному участию в этапах совместных исследований и разработок.
«Леонардо» выступает одним из ключевых участников разработки британского проекта истребителя будущего Tempest и стремится сохранить свою ключевую роль в этом предприятии.
Как объяснил начальник штаба ВВС Лука Горетти, Рим присоединился к программе FCAS, потому что чувствовал, что может играть в ней большую роль, чем во франко-германско-испанских начинаниях.
В 2019 году Италия объявила о своем участии в возглавляемой Великобританией программе Future Combat Air Systems (FCAS) / Tempest с большой помпой. Три года спустя энтузиазм по поводу Tempest все еще высок в Риме, о чем свидетельствует недавний рост финансовых обязательств по программе. Последний документ, опубликованный в июле 2022 года, прогнозирует увеличение расходов на ранние этапы программы с двух миллиардов евро до 3,8 миллиарда к 2036 году.
Как отмечают Изабелла Антиноцци и Тревор Тейлор из британского Королевского института объединенных служб, с новым правительством Джорджи Мелони приверженность страны программе Tempest, вероятно, сохранится, не в последнюю очередь из-за экономического потенциала итальянской промышленности.
3 января «Леонардо» заключил сделку о приобретении 25,1% акций немецкой электронной фирмы Hensoldt. Контракт предусматривает более тесное сотрудничество между фирмами в области радиолокационной технологии электронного сканирования, которая уже использована в Eurofighter.
Инвестиции в Tempest предназначены не только для развития системы вооружений. Они представляют собой «исторический момент международного сотрудничества», позволяя национальной промышленности получить доступ к ключевым технологическим ноу-хау.
Выступая на последнем авиасалоне в Фарнборо, подполковник Давиде Дентамаро из программного офиса FCAS Итальянского национального управления вооружений объяснил, что FCAS сильно отличается от устаревших программ, в которых национальные отрасли часто боролись друг с другом, состязаясь в неэффективности.
«На этот раз, напротив, существует полная синергия между промышленностью и правительственными партнерами», — цитируют военного Антиноцци и Тейлор.
На отраслевом уровне в Италии акцент делается на том, что итальянские фирмы являются более чем просто поставщиками компонентов, как это было в случае с истребителем F-35. Присутствие «Леонардо» в качестве основного элемента как в британских, так и в итальянских промышленных командах Tempest должно способствовать тому, чтобы Италия чувствовала, что она имеет справедливую долю усилий по развитию. Для этого «Леонардо» активизирует контакты с Elettronica, еще одной крупной компанией — производителем военной электроники в Италии.
Министр обороны Лоренцо Герини недавно посетил своего коллегу в Японии, где, помимо глобальных политических вопросов, видное место в повестке дня итальянской делегации занимали военное сотрудничество, технологический прогресс и проект Tempest, в котором участвует и Япония. Визит стал шансом придать импульс итало-японскому проекту внедрения технологий и оборудования (он стартовал в 2019 году, но ему препятствовала пандемия коронавируса).
Мало денег и слишком много симпатий к России
Оборона занимает странное положение в итальянском общественном мнении. Вооруженные силы в значительной степени остаются объектом восхищения и уважения. Однако тратить деньги на них итальянцы особо не желают.
В июле правительство национального единства премьер-министра Марио Драги рухнуло, и 25 сентября 2022 года состоялись внеочередные выборы. Правая коалиция, куда входят «Лига» Маттео Сальвини и Forza Italia Сильвио Берлускони, во главе с «Братьями Италии» Джорджи Мелони получила почти 44% голосов.
Коалиция может по-разному повлиять на оборону Италии. Исторически считающиеся на Западе пророссийскими, эти группировки не обязательно чувствуют настоятельную необходимость значительного увеличения расходов на оборону или развития суверенного военного потенциала. Это отражается в довольно робких расходах на оборону.
Несмотря на рост, зарегистрированный в 2020 году, оборонные расходы Италии в ВВП остаются низкими, ниже всех других стран G7 и ниже среднего показателя ЕС (1,6%) и НАТО (1,8%). Это длительное недоинвестирование в оборону означает, что промышленный потенциал остается главной проблемой Италии. И это осложняет взаимоотношения с союзниками, от которых Италия требует равноправия в совместных проектах.
Политическая волатильность Италии и тот факт, что инвестиции в оборону не являются приоритетом, вызывают вопросы об общей способности страны соответствовать ожиданиям и потребностям тех же британских партнеров в проекте Tempest.
Южный фланг
Джорджиа Мелони, выступающая с антимигрантскими лозунгами, сделала особый акцент на необходимости восстановления центральной роли Средиземноморья в итальянской и европейской политике в своем недавно опубликованном партийном манифесте.
Управление миграцией и обеспечение безопасности Средиземноморского бассейна будут занимать видное место в повестке нового правительства, и из этого следует, что постоянная приверженность амбициозным оборонным проектам в воздушной сфере не гарантируется. Напротив, предполагается, что большее внимание будет уделяться флоту.
Ведь, несмотря на то, что Рим сейчас обращен взглядом в Восточную Европу, и особенно на Украину, главным направлением для Италии остается Средиземноморье.
«Заметный рост недружественной военно-морской активности в Средиземноморье указывает на то, что мы не должны упускать из виду этот геополитический район», — заявил на мероприятии, организованном Центром стратегических и международных исследований в мае, адмирал Джузеппе Каво Драгоне.
Как отмечает американский оборонный журналист Питер Спичу, итальянские военные считаются жизненно важным компонентом НАТО для защиты южного фланга в регионе Большого Средиземноморья, который простирается от Персидского залива на востоке до Гвинейского залива на побережье Западной Африки. Примерно 30% мировой морской торговли в настоящее время проходит через Средиземное море, десятки важных подводных кабелей пересекают его воды.
Значение региона, скорее всего, только возрастет по мере того, как Европа попытается положить конец своей зависимости от российской энергетики, импортируя нефть и газ с Ближнего Востока, и по той причине, что само Средиземноморье рассматривается как место добычи нефти и газа как на суше, так и на море.
«Средиземноморье переполнено, и государственные и негосударственные субъекты прибывают. В Средиземноморье мы зависим от данных и нефти, которые передаются и транспортируются с помощью кабелей и трубопроводов, и мы должны их защищать», — сказал адмирал Джузеппе Каво Драгоне.
По этим причинам итальянские военные в настоящее время сосредоточены на увеличении своих экспедиционных возможностей на фоне растущей напряженности в Средиземноморье, и они стремились создать силы, которые могут быть быстро развернуты, действовать в нескольких областях и, самое главное, взаимодействовать со своими союзниками по НАТО.
В настоящее время Италия находится на пути к достижению цели НАТО — потратить 2% своего ВВП на оборону к 2028 году, и, хотя расходы на итальянскую армию будут приоритетом, итальянский военно-морской флот приобретет не менее семи морских патрульных судов типа Thaon di Revel. В рамках текущих усилий Рим стремится внедрить новейшее военное оборудование, которое включает приобретение истребителей F-35 как для своих военно-воздушных сил, так и для военно-морского флота.
ВВС и ВМФ Италии эксплуатируют F-35B, версию F-35 с коротким взлетом и вертикальной посадкой. Сейчас флот имеет три F-35B, а ВВС — два в дополнение к 14 машинам F-35A. Каждая ветвь вооруженных сил в конечном итоге будет иметь 15 F-35B, которые будут участвовать в учениях и работать вместе.
Рим начал производство своего второго судна материально-технического обеспечения типа Vulcano. Первое было введено в эксплуатацию в прошлом году. У него также есть планы по созданию новых эсминцев и замене трех транспортных доков типа San Giorgio.
Рим строит ITS Trieste — крупнейший итальянский военный корабль со времен Второй мировой войны. Будучи спроектированным как десантный штурмовой корабль, 803-футовое судно водоизмещением 30 000 тонн сможет нести не менее дюжины истребителей F-35B. При необходимости он, по сути, может действовать как третий авианосец Италии, позволяя её флоту быть в центре сил, которые могут защитить интересы НАТО в Средиземном море и за его пределами.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: