Азиатский выбор ММКФ. Фоторепортаж
- 30 июня 2013 12:26
- Максим Марков
Жюри 35-го Московского международного кинофестиваля предпочло сплошь азиатские фильмы – отметив работы из Японии, Южной Кореи, России и Турции. Главный приз, как и предсказывал накануне Киноридус, достался «Частице» - драме о жизни простой стамбульской женщины.
К большому сожалению, фестивальный конкурс этого года не достиг уровня предыдущих двух-трёх лет, когда ситуация с подбором картин заметно улучшилась по сравнению с началом нулевых (когда вся ругань в адрес ММКФ была действительно оправдана). На сей раз соревнование было лишено по-настоящему ярких откровений – но зато не имело и очевидных «позорных» провалов. Увиденное за эти дни – довольно ровная программа, можно даже сказать, что стабильная. Ну а то что без «всплесков» - так и внеконкурсная панорама, в которой было много картин из Канн, подлинных шедевров не принесла. Стало быть, такой вот просто «неурожайный» год, бывает.
На общем фоне хорошо смотрелись такие ленты, как нидерландский «Маттерхорн» (получивший аж три неофициальные награды), польская «Дорожная полиция», испанские «Портовые ребята», российское «Скольжение», британское «Наслаждение». И турецкая «Частица» (реж. Эрдем Тепегёз) - действительно интересная и самобытная картина, «правильная» с точки зрения художественного решения, а главное - соответствующая магистральному мотиву фестиваля, взявшему в этом году курс на кино о социальных бедах общества, характерных не для какой-то отдельной страны, а для всего мира в целом. Как уже напоминал Киноридус, «Частица» очень похожа на иранский фильм «Проще простого», победивший на ММКФ в 2008-м году. И пусть история там была совершенно другая, в её центре также стояла женщина со своими «простыми», но на деле невероятно сложными проблемами и заботами; к тому же обе картины решены в едином стиле, приближённом к документальному. Таким образом, присуждение «Частице» главного приза - «Золотого Георгия» - не только не случайно, но даже закономерно, и вписывается как в сегодняшний, так и в исторический контексты нашего кинофестиваля.
«Серебряного Георгия» за лучшее исполнение женской роли получила сыгравшая в «Частице» актриса Жале Арикан – опять же, как и предсказывал Киноридус. Однако в остальных своих решениях жюри удивило – отметив далеко не самые очевидные картины конкурса. Вторая по значимости награда - Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» - досталась японской ленте «Долина прощаний» (реж. Тацуси Оомори), а звания лучшего режиссёра удостоился Чон Енхен за южнокорейские «Ливанские эмоции». Обе картины, что называется, не для всех, с далеко неоднозначными смыслами и небесспорным структурным построением. Понять, чем привлекли они членов жюри, в принципе, можно, но как-либо оправдывать не хочется. Будем думать, что председателю судейской коллегии Мохсену Махмальбафу азиатский кинематограф просто значительно ближе европейского – и по краскам, и по мироощущению. А составившие ему компанию Сергей Гармаш, Зураб Кипшидзе, Урсула Майер и Ким Дон-Хо либо целиком и полностью с его авторитетным мнением согласились, либо не нашли доводов «противостоять».
В категорию «азиатских» фильмов вполне попадает и российская лента «Иуда», действие которой разворачивается, как легко догадаться, на Святой земле. Исполнивший заглавную роль Алексей Шевченков получил «Серебряного Георгия» за лучшее исполнение мужской роли.
Призёром документального конкурса стала польская лента «Отец и сын» (реж. Павел Лозиньский), победителем в секции короткометражек – российский «Замок эльфов» (реж. Рустам Ильясов). Ну а специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского» с какого-то перепуга оргкомитет кинофестиваля присудил Ксении Раппопорт – актрисе, конечно, очень хорошей, но на столь высокую награду очевидным образом ещё никак не наработавшей. Если таким образом ММКФ решил подержать молодое поколение отечественных талантов (Раппопорт ещё нет сорока и к серьёзным ролям она перешла относительно недавно), то сделал это неуклюже и как-то нелепо.
Однако несмотря на то, что некоторые результаты 35-го Московского кинофестиваля подвержены критике, главный результат бесспорен: фестиваль есть, фестиваль живёт, фестиваль интересен. Согласно приведённой президентом ММКФ Никитой Михалковым отчётности, отборочная комиссия рассмотрела в ходе своей работы 1880 картин, выбрав для показа 364 фильма (в эту цифру входят и короткометражные, и анимационные работы; если считать только полный метр, то она будет на порядок меньше, конечно же). Аккредитовано в эти дни было 7716 человек, из которых 3085 – представители СМИ. Всего же 522 сеанса нынешнего ММКФ посетили в общей сложности около 72 тысяч зрителей. По словам Михалкова, все эти показатели выше прошлогодних, что свидетельствует как о росте самого фестиваля, так и о росте к нему общественного интереса. Не будем с этим, разумеется, спорить. Ведь в условиях нашего кинопроката фестивальные показы – зачастую единственная возможность увидеть на большом экране множество картин, которые впоследствии не всегда окажутся доступны для киноманов даже посредством пиратских торрентов. И в поступательном, и постоянном расширении кинематографической географии – одно из главных достоинств Московского кинофестиваля, оспаривать которое и глупо, и незачем.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: