Ностальгия по 90-м, злодеи и стиль: чем отметился «Гром: Трудное детство»
- 05 января 2023 01:02
- Евгений Шлапаков, кинообозреватель «Ридуса»
После того, как киновселенные Marvel и DC обрели мировое господство в кинотеатрах, было бы глупо думать, что российские киноделы не попытаются повторить этот успех своими силами. Правда, шёл процесс со скрипом: супергеройские проекты вроде «Черной Молнии» и «Защитников» не окупали бешеных затрат, да и оценки зрителей оставляли желать лучшего.
Снятый совместными усилиями Bubble Comics и Кинопоиска «Майор Гром: Чумной доктор» стал первой экранизацией отечественного комикса. Как и супергеройские коллеги, он потерпел ощутимый провал в прокате, но получил сумасшедшую поддержку аудитории в Сети и за её пределами. Ощутимый успех фильму принесло первое место в мире на Netflix, который, по слухам, за права на «Грома» выложил сумму, которая полностью окупила производственные и рекламные затраты создателей.
Казалось бы, вот он. Тот самый долгожданный прецедент, который должен запустить на арену нашу собственную комикс-трилогию (это как минимум). А там уже и до киновселенной недалеко. Однако создатели решили расширяться сразу, выпуская через два года предысторию того самого майора Игоря Грома, отчаянно давящего на ностальгию по временам «Бандитского Петербурга».
«Трудное детство» стартует в 1990-х, о чём нам сразу же рассказывается в клипово-красочном предисловии. Будущий Майор Гром здесь ещё пока что подросток Игорь, сын известного в городе служителя закона. Пока отец пытается всеми силами обнаружить криминального гения по кличке Анубис, сын пытается заработать большую сумму денег. Он еще не знает, что именно это решение перевернет всю его жизнь и навсегда сломает его пополам.
Предыстория брутальной помеси Шерлока и Бэтмена в лице Игоря Грома на поверку оказывается самой настоящей одой девяностым. Одно только то, насколько кропотливо создатели подошли к деталям — визуальным, сюжетным и музыкальным — заставляет уважать фильм. Дети «поколения Пепси» наверняка сотрут с лица скупую слезу от фразы «не смотри долго, кинескоп посадишь» или упоминаний вроде «займи два миллиона до зарплаты».
Техническая сторона «Трудного детства» неимоверно хороша. Операторская работа, игры с замедлением времени и ироничные комикс-вставки отлично работают на восприятие и показывают — перед вами не «Майор Гром», а нечто более хулиганское, подростковое и простое. Режиссером, кстати, снова выступил Олег Трофим, благодаря чему у серии про Грома теперь стал прослеживаться фирменный стиль. Сам фильм смотрится весьма бодро, по ощущениям напоминая плод страстной любви «Бэтмена» Кристофера Нолана и «Человека-паука: Возвращение домой».
Выражается это в резком контрасте между линиями Грома-младшего и Грома-старшего. История младшего представляет собой гремучую смесь из юмора, дерзости и кричаще ярких элементов, которые создают атмосферу озорства и детской беззаботности. Да, на улицах перестрелки, а за случайный прокол вам с другом могут настучать по голове «братки», но детства даже в такой ситуации никто не отменял. Линия отца напротив максимально сурова и беспросветна. Прямо-таки микс «Ментовских войн» с картинкой и стилем, который Рыцарю Готэма подарил в нулевые постановщик «Начала» и «Интерстеллара».
Хронометраж ленты удивляет своей компактностью. Со всеми титрами новый «Гром» идет всего 1 час 25 минут, что создает вопрос — то ли хотели снимать сериал и не хватило денег, то ли решили, что формат короткометражки не будет воспринят широким зрителем хоть сколько-то серьезно. Но из-за такого решения сюжет, который и правда можно было спокойно уложить в 40-минутный эпизод, превращается из стандартного в очень предсказуемый.
Тот самый «главный эпизод» и предварительные события, которые и решили судьбу главную героя, легко можно было бы включить мимоходом во вторую часть. Так обычно и делают. Зачем ради этого было организовывать целый фильм? Понятно зачем — ради размаха. У грандиозных проектов должны быть грандиозные франшизы с сиквелами, приквелами и «в-бок-велами». Но вот проблема: серия «Майор Гром» пока что состоит из одного фильма. Такой подход выглядит очень странным.
Актерский состав здесь делится на две категории — либо играют хорошо, либо переигрывают чересчур. Кай Гетц и Сергей Марин в равной степени харизматичны, отыгрывая ту планку, которую задал Тихон Жизневский. Гетц, кстати, был бы хорош и в роли хулигана, и в роли отличника — уж слишком у него разноплановый типаж. Владимир Яганов, которому досталась роль юного Бустера, и вовсе как будто активно общался с Киевстоунером при подготовке к роли. А вот зачем из Даниила Воробьева сделали фактически Нео с замашками Стрелкова из первой части (честно, я был уверен, что это один и тот же персонаж) — не совсем ясно. Наверное, ради пары красивых перестрелок.
Как и любой уважающий себя продукт кинофраншизы, «Гром» напичкан отсылками (как вы уже поняли, к первой и единственной ее части). Здесь вспоминают и становление Чумного Доктора с его грозной местью за собачку, и объясняют любовь Грома к питерской шаверме. Приятные моменты узнавания проскальзывают через весь фильм. К концу фильма не забудут о связи с полюбившимися персонажами. Кстати, фанатам Сергея Горошко лучше не выключать фильм пораньше — по традиции, которую Marvel возвели в абсолют, зрителей ждёт красочная сцена после титров.
По итогу «Трудное детство» оказывается внешне очень стильным и вызывающим интерес проектом, от которого у детей 90-х по-настоящему «сведёт олдскулы», а у поклонников Нолана — смутную ностальгию по временам царствования «Темного Рыцаря» в мировом прокате. Именно стиль и помогает зрителю забыть и шероховатости сюжета, и невнятную детективную составляющую, и сам факт того, что самому «Грому» особо и нечего рассказать. Но в то же время и доказывает, что красивое и приятное глазу кино в нашей стране могут делать, хоть и крайне редко это случается.
Стоило бы выпустить этот фильм через пару лет и пару фильмов основной линейки. Приятным дополнением приквел «Грома» смотрится и сейчас, это крепкий «середнячок», здесь спорить даже не нужно. Но в момент, когда российский кинотеатральный прокат умирает и нуждается в большом громком хите, решение делать именно такое «лирическое отступление» кажется максимально дурацким. Хочется надеяться, что проект получит те показатели, на который рассчитывает КиноПоиск. Было бы жаль упускать единственный реальный шанс на создание достойной комикс-франшизы.
Итог: неплохо, смотрибельно, но не оставляет ощущение, что нам вместо фильма подсунули «филлер», заполняющий пустоту в сетке премьер онлайн-кинотеатра.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: