23 13 439

О парковках

Несколько дней назад я присутствовал в Московской Городской Думе и наблюдал принятие закона о стоимости эвакуации. Раньше там же в МГД приняли закон об увеличении штрафов за неправильную парковку примерно в 10 раз. 

Московская Городская Дума в данный момент представляет собой удручающее зрелище — там сидит 32 единоросса, 3 депутата от КПРФ и всё. Выборы в неё проходили в миллион раз менее честно, чем выборы в Госдуме 4 декабря, в результате получилось, что жителей Москвы представляют только три депутата, из которых два ведут активные дискуссии и вообще рубятся по всем фронтам — Андрей Клычков и Николай Губенко, за что им огромный респект. Остальные 32 депутата представляют исполнительную власть, такой пропорции (93% на 7%) нет больше ни в одном известном мне представительном органе.

* цифры в этом посте примерные, из Мосгорстата и открытых источников. Могут быть неточности, фишка тут в порядке цифр а не в точности

Но пост не о Думе, а о парковках. Сейчас многие возмущаются и приводят множество аргументов в духе «сначала постройте парковки, а потом уже запрещайте» или «всё запретить легко, это не метод решения проблем». Хочу написать пару слов о смысле закона в целом.

Парковки занимают очень много площади. Одно парковочное место занимает минимум 15 квадратных метров. Для сравнения, одно рабочее место в офисе занимает примерно 10 квадратных метров. В Москве в среднем на одного человека приходится около 25 квадратных метров жилой площади. Выходит, что парковочное место занимает 150% площади офиса и 60% от площади жилья. Выходит, что для размещения всех желающих припарковаться около 20-ти этажного жилого дома должна стоять 12-ти этажная парковка. А около 20-ти этажного офисного здания — 30-ти этажная.

В странах, где все перемещаются только на автомобиле, что-то подобное и происходит

Глухая нижняя часть здания — парковка:

 

Парковка в центре Лас-Вегаса:

 

 

 

Уровень автомобилизации в Москве сейчас 370 автомобилей на 1000 жителей, поэтому нам надо пока меньше парковок, чем указано выше — для 20-ти этажного жилого здания нам надо 4,4 этажа парковок. Для 20-ти этажного 4-х подъездного дома (~26,000 м² жилья) даже при текущем уровне автомобилизации понадобится примерно 5,800 м² парковок. Если расположить их на одном уровне, то выйдет примерно площадь полноценного футбольного поля.

С офисными центрами сложнее — например, в Москва-сити планируется построить 563,000 квадратных метров офисных помещений (именно чисто офисов, без общих территорий, магазинов и т.д.). При текущем уровне автомобилизации там нужно будет 312,000 квадратных метров парковок (54 футбольных поля), если расположить их на одном уровне, то они займут примерно всю данную площадь: 

 

 

 

И в этом огромном паркинге, вдоль которого пешком идти около 15 минут, места будет ровно впритык — он будет весь-весь забит днём, места там совсем не найдешь.  Вместо этого можно построить рядом здание парковки на 107 этажей. Ну или 10 зданий по 10 этажей.

В центральном округе Москвы протяженность улиц составляет 510 километров. Если разрешить парковку вдоль всех этих улиц по обеим сторонам (кроме перекрестков, пешеходных переходов и т.д.), то получится примерно 102,000 парковочных мест. И хоть ты обтребуйся у кровавого режима, чтобы он обеспечил возможность парковаться всем желающим, но больше на текущих улицах машин не разместить. На самом деле и 102,000 цифра завышенная, так как далеко не на всех улицах можно по обеим сторонам парковаться, но это пока оставим.

Если кричать очень уж громко, то власть может услышать и разрешить кое-где парковаться на тротуарах, где они широкие. Это около 15% всех улиц. Еще кое-где власти могут закрывать глаза на парковку в два ряда, это еще 15% улиц.

Итого мы получим примерно 130,000 парковочных мест. 

В центр Москвы сейчас ежедневно ездит около 2,5 миллиона человек. При текущем уровне автомобилизации на машинах в центр должны приезжать около 37% из них, то есть ежедневно в центр должны приезжать 925,000 автомобилей.

В связи с нехваткой парковок, большими пробками и прочими трудностями не все автовладельцы ездят на машине в центр, в общей сложности около 13% от приезжающих в центр людей делают это на авто. Это примерно 250,000 автомобилей (некоторые едут не по одному).

То есть у нас в центре города можно разместить ~102,000 автомобилей без ущерба городской среде и ~130,000 автомобилей с огромным ущербом. Может быть, можно даже еще чуть-чуть поднапрячься, нарисовать парковки вообще везде, отменить вообще все тротуары, занять все площади с памятниками, разрешить парковку в несколько рядов и получить 150,000 парковок. Но больше никак не влезет. Просто физически, никак. Независимо от того, из какой партии мэр и сколько пилят городские чиновники, никак больше машин не разместить на улицах. А нужно 250,000 мест.

Да, кстати — если разместить 150,000 машин вместо 102,000 машин то для города будет эффект примерно такой:

 

 

 

На первой фотке 7 парковочных мест, на второй на той же площади 3

Оставшиеся 100,000 автомобилей надо размещать в каких-то специальных сооружениях — в общей сложности это примерно 500 этажей парковок. Если строить трехэтажные подземные парковки, то их нужно 166 штук в ЦАО построить (для сравнения, станций метро в ЦАО 53). Стоимость одного только строительства одного машиноместа на подземной парковке составляет ~676,000 рублей.

Чтобы построить 100,000 машиномест нужно потратить 67 миллиардов рублей. Каждый житель Москвы должен скинуться по 6К рублей. 

На всякий случай напоминаю читателям, что «государство» не может это построить, не собрав деньги с тех или иных жителей города или страны, потому что само государство никаких денег не имеет, а только распределяет собранные в стране налоги. То, что ~30% денег разворовывается, тут не имеет особого отношения к делу, если оптимизировать сумму на эти 30%, то выйдет по 4К с каждого жителя города.

Еще кроме денег, карта парковок города будет примерно такой. В каждой синей точке — или трехэтажное здание парковки или подземная парковка с новым домом над ней (строить подземные парковки под имеющимимся зданиями еще во много раз дороже, это даже не рассматриваем)

 

 

 

Но что же будет, если мы это всё-таки построим? Сделаем 100,000 парковочных мест. Наконец-то можно будет свободно найти бесплатную стоянку? Конечно, нет. Ведь как мы уже видели выше, в центр на машине ежедневно ездит только 13% из приезжающих в него людей, при том, что автомобилем владеет 37% из этих людей. Выходит, 600,000 тысяч человек приезжает в центр на общественном транспорте, хотя у них самих есть автомобиль (я сам такой, кстати, днем редко езжу в центр на машине).

Если мы ценой нереальных усилий и денег сделаем 100,000 парковочных мест в центре, то эти люди перестанут ездить в центр на метро, сядут в автомобили и поедут на них на работу. И у нас опять будет проблема — при 250,000 парковочных мест в центр станет приезжать ежедневно 850,000 автомобилей!

Даже если опустить ту проблему, что у нас заткнутся все дороги на подъездах к центру и сами собственно дороги в центре (так как пропускной способности не хватит), то нам все равно нужно будет строить еще 600,000 машиномест! Визуальное восприятие ситуации водителями никак не изменится — как невозможно было найти парковку в городе раньше, так же невозможно будет найти её и теперь.

Но что же произойдет, если мы потратим еще 405 миллиардов рублей (еще по 34К с жителя) на строительство подземных паркингов, перероем весь центр, построим везде широченные шоссе и подземные парковки? Теперь-то можно будет наконец найти место?

Опять нет.

Во-первых, теперь весь город будет стоять в одной огромной пробке, потому что улиц не хватит. Во-вторых, у нас есть еще люди — 1,750,000 человек ежедневно ездят в центр на общественном транспорте и не владеют автомобилем. Конечно, у некоторых из них нет возможности его купить, но при текущих ценах на автомобили и при том, что мы рассматриваем центр Москвы, таких вряд ли будет больше 50%.

Остальные 50% просто решили, что им машина не нужна, так как её негде парковать, и в городе огромные пробки. Как только мы эти проблемы начнем решать, то еще 875,000 автомобилей решит отправиться в центр. Ситуация с парковками и пробками не изменится — всё равно будет невозможно проехать и невозможно найти место. При том, что по возможностям парковаться ничего не изменится, города у нас совсем не будет — он будет выглядеть так:

 

 

 

Спрос на бесплатные парковки (так же, как и на бесплатные дороги в центре) это спрос, который невозможно удовлетворить. Он всегда будет опережать предложение ровно на столько, сколько людям в среднем приемлемо испытывать неудобства.

То есть, если люди в среднем готовы ехать на работу в центр 1,5 часа на машине, то сколько ты дорогу ни расширяй, но ехать всё равно будут 1,5 часа, а от ширины дороги будет зависеть только количество автомобилей, стоящих в пробке, а не их скорость передвижения.

Так же и с бесплатными парковками — невозможно в городе построить столько парковок, чтобы все могли бесплатно парковаться, — сколько их ни строй, но спрос всегда будет на какую-то постоянную величину превышать предложение. Поэтому решать проблему пробок (в часности парковок) можно исключительно репрессивными мерами — нам нужно не увеличивать предложение дорог и парковок, а уменьшать на них спрос. Делать это можно только деньгами.

С дорогами есть еще одна интересная деталь — их пропускная способность очень сильно падает, если на них выезжает больше машин, чем они способны пропускать. Об этом надо отдельный пост делать, но если кратко и очень примерно — 700 машин без пробок проедут 1 километр за 1 минуту, но если на такую дорогу выйдет 1000 машин, то возникнет пробка и они будут ехать километр почти 6 минут. Пропускная способность дороги снизится с 700 машин в час до ~116 машин в час.

То есть если регулировать количество выезжающих на дорогу машин, то можно очень сильно увеличить пропускную способность дорог: если лишние 300 машин мы отправляем в метро, то оставшиеся 700 доезжают до работы в 6 раз быстрее (так как не стоят в пробке а едут быстро).

Но как можно это сделать? Только с помощью денег. Плата за парковки, как и вообще плата за пользование автомобилем нужна вовсе не для того, чтобы кто-то наживался — она нужна для того, чтобы регулировать количество автомобилей, которые ездят в центр города и в другие оживленные места, где свободного места хватает не всем. И, к сожалению, как мы видим выше, тут не работает философия «сначала сделайте альтернативу, а потом уже запрещайте» — в этом деле невозможно сделать никакую альтернативу, попытки решать проблемы пробок строительством дорог и парковок превращаются в сжигание денег без получения какого-либо результата.

Деньги надо направлять не на строительство развязок и парковок, а на строительство быстрого и комфортного общественного транспорта, развитие метро, велоинфраструктуры и т.д. — в общем, развивать такие способы перемещения по городу, на которые требуется меньше свободной площади.

Коммерческие подземные паркинги тоже должны появляться.

Но и то, и другое возможно только тогда, когда из головы у людей вышла формула того, что ездить по городу свободно и парковать свою машину бесплатно в любом месте — это неотъемлемое право, а все эти знаки и запреты будто ерунда полная. Пока философия в голове такова, то никакого спроса на подземные паркинги, никакого спроса на хороший общественный транспорт не будет.

Первые, кто выиграет от платности парковок, будут автомобилисты. Для них, если установить нормальную ценовую политику, исключить бесплатные места и четко брать штрафы, будет точно понятно — или ты платишь определенную сумму и ездишь по городу без адских пробок, или ты едешь на метро. Те ~60% автомобилистов, которые решат платить, будут ездить намного быстрее. Те 40%, которые пересядут на общественный транспорт, создадут запрос на нормальный транспорт. По-моему, такое регулирование намного адекватнее, чем наше текущее «кто готов терпеть 1,5 часа пробок, тот на машине; кто нет - едет на метро»

Департамент транспорта Москвы действует на удивление корректно: вместо того, чтобы просто начать выписывать всем по 3000 рублей со дня введения штрафа и эвакуировать всех моментально со дня введения платы за эвакуацию, они распространяют такие вот милые листовки с предупреждением — мол, осторожно, скоро будем штрафовать

 

 

 

Совершенно необычный для нас способ ведения дел и очень правильный — все водители знают о новых правилах, единственное, я бы еще в этих листовках объяснил, почему же необходимо такие штрафы вводить и почему нельзя сначала построить парковки, чтобы все могли спокойно машины ставить, а потом уж штрафы вводить.

Но всё равно это очень правильно.

Чем быстрее власти сообразят, что этот спрос не удовлетворить, чем быстрее ознакомятся с опытом США 30-х годов и Европы 50-х, тем быстрее в Москве исчезнут бесплатные парковки в центре и во дворах, и тем быстрее город станет превращаться в более удобный для жизни.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+23

 

   

Комментарии (11)

  • AEA
    AEA 16 июля 2012

    недавно была новость про велометрополитен. отличная идея, скорее бы ее воплотили!

    Ответить
    0 +
  • Ale Ivl
    Ale Ivl 16 июля 2012

    Люди ездят в Москву на работу. Вывод, нужно развивать экономику, чтобы людям было где работать рядом с домом в Балашихе,Железнодорожном, Королеве, Троицке и т.д.
    Неужели кто-то по собственной воле тратит время в количестве час-полтора-два до работы, и столько же обратно? Нет!
    Никто не стал бы ездить в Москву, если бы комплексное развитие регионов, в том числе и Московской области.
    Может я и ошибаюсь, но разве Правительство МО предлагает какие то лучшие условия для предпринимателей? Ну например льготное налогооблажение, с условием, что организация не просто регистрирует фирму по юрадресу, а реально работает по месту регистрации.
    Ничего этого нет. Дело тут вовсе не в парковке, а в том, что работать в Москве не одно и тоже, что работать в регионах.
    Будет нормальное развитие, комплексный подход, будут рабочие места, и вопрос с парковками и прочими проблемами решится. Просто выходит, что это никому не надо.
    Лечить нужно болезнь, а не симптомы.

    Ответить
    0 +
  • ..
    .. 16 июля 2012

    дело говоришь

    Ответить
    0 +
  • Fedr1450
    Fedr1450 16 июля 2012

    Где нет проблем с парковкой - там нет и работы ( хорошей работы ) З.Ы. ( ЗАРАБОТКА ! )

    Ответить
    0 +
  • fox-1634
    fox-1634 17 июля 2012

    Лечить нужно болезнь, а для этого ставить нужный диагноз. Москва, как и любой мегаполис в мире, так и будет магнитом для людей

    Ответить
    0 +
  • bebebe787
    bebebe787 16 июля 2012

    Так, а где три миллиона московских машин должны размещаться? Они уже существуют и должны где-то стоять, даже если хозяин уехал на переполненном автобусе. Поясни на примере, как это должно работать.

    Не раскрыта и тема платной парковки во дворах. У нас на дом 112 квартр 12 парковочных мест, а машин уже больше 20. не успевшие вечером тыркаются по соседним дворам. как всё это будет реализовано в случае платной парковки (расширение площади невозможно — уже итак газон сократили с 2 метров до 30 см (с «переносом деревьев»)?

    «Те 40%, которые пересядут на общественный транспорт, создадут запрос на нормальный транспорт»
    КАК, ещё увеличить наполняемость нынешнего общественного транспорта в часы-пик? месье знает толк в извращениях.

    Ответить
    0 +
  • Dobryak
    Dobryak 16 июля 2012

    Когда власть уедет на новые земли - за ними потянутся остальные. Бизнес любит быть около в власти в РФ. Не будет этого безумия, что все утром едут в одну сторону,вечером в другую, а встречные полосы пустые.

    Ответить
    0 +
  • fox-1634
    fox-1634 17 июля 2012

    Вы до сих пор верите обещаниям?

    Ответить
    0 +
  • Hropt
    Hropt 17 июля 2012

    Это все бред. И платные парков — бред, который обычно вредит людям обычным, которые на самом деле по делу приехали, и которым из-за этого приходится нести совершенно необоснованные финансовые потери.
    Единственный способ решить эти все проблемы — один и давно известный. Это не тупые запреты, не тупые бесчеловечные штрафы, не тупая обдираловка за стоянки и даже за пуканье в любом неположенном месте. Единственное решение — заставлять пересаживаться людей с личных автомобилей (жирная наглая жопа, которая одна в салоне авто занимает место столько же, как 30 человек на этой же площади в автобусе) на общественный транспорт. Делать всяко выгоднее и УДОБНЕЕ использовать такой транспорт, а не личное авто. Тогда и пробок не будет, и уродски забитых стоящими автомобилями улиц и прочего.

    Ответить
    0 +
  • Melkor
    Melkor 17 июля 2012

    За уши притянуть можно что угодно, даже, если частично написанное тут правильно - в общем не верно. Как раз логично было бы сначала привести в порядок существующие парковочные места (например сделать разметку, сделать чтоб можно было ставить машины справа от полосы для общественного транспорта и т.д.), сделать их платными (!) (с этим я согласен). Но на это не пойдут власти, потому что электорат на 5ках не будет голосовать за Светлоликого. Сделать общественный транспорт. Ибо во многие места сейчас общественным транспортом толком не доберешься. Я живу в Подольске и доехать то театра Сатирикон крайне затруднительно. И как раз проблема в отмывании денег и распиле. На общественный транспорт идут и бюджетные средства и довольно высокие тарифы на проезд. Куда идут эти деньги? Точно не на развитие транспорта. Что толку выделять полосы для общественного транспорта, если он ходит раз в 20-30 минут? Да еще и кучками. 20 минут никого нет, потом 5 автобусов. Не надо путать причину со следствием. Если строить дороги - это не значит, что их автоматом заполнят автомобили. А вот если сделать действительно нормальный общественный транспорт - люди вполне будут на нем ездить. Зачем стоять в пробке, если быстрее доехать на современном трамвае?

    Ответить
    0 +
  • subeditor
    subeditor 17 июля 2012

    Отличная логика "Сперва постройте парковки, а потом штрафы вводите". Только большинство почему-то не применяет ее к себе - сперва найди место для машины, а потом покупай машину. Никто же не покупает мебель или холодильник, если для них нет места. Очень мало кто едет в отпуск, не имея места в отеле или где-то еще. А с машиной - пожалуйста, все на авось.

    Ответить
    0 +