О страстях по гречке
- 20 ноября 2014 10:09
- Николай Усов
И стоит только кому-то пустить слух, что тот или иной товар вскоре будет в дефиците, люди тут же бегут его скупать в массовом порядке, стимулируя рост цен и панику.
Выигрывают от этого конечно нерадивые производители, которые спекулируют на этой национальной черте и используют ее в качестве маркетингового хода. И нынешние страсти по гречке тому очередной пример.
В октябре стало известно, что неблагоприятные метеоусловия привели к снижению запланированного урожая гречихи в Алтайском крае — одном из ключевых регионов сосредоточения посевов этой культуры. И тут же производители начали настаивать на повышении цен, не думая о том к какой панике могут привести их действия. В первую очередь ими двигало желание максимизировать свою прибыль, но потеря части урожая ведь произошла по их вине. Не успели убрать урожай до первого снега — кого кроме их самих винить, не погоду ведь.
Уже к концу октября уведомления от поставщиков получили многие федеральные сети: «Ашан» — о повышении цен на гречку на 50−60%, Х5 — на 20% на дорогую крупу и до двух раз — на более дешевую продукцию. А в медийное пространство поползли слухи о том, что вскоре гречку вообще будет не купить ибо дефицит. Ну народ и встал в очереди и начал ее закупать в таких объемах, будто бы гречка их основной продукт питания. Кто-то убивался по поводу исчезновения с прилавков хамона и сыра с плесенью, а кому-то видать без гречки ну никак не прожить. А чрезмерный спрос по законам рынка, как правило, стимулирует еще больший рост цен и в конечном итоге приводит к увеличению спроса в геометрической прогрессии. Логика паникеров тут такая «А что, если я не успею купить? Раньше ел ее раз в месяц, но все равно надо запастись».
Первыми в магазины побежали паникеры, за ними потянулись и остальные по цепной реакции и логике толпы. То есть те, кто даже не очень-то и верил в страшилки о грядущем дефиците, решили на всякий случай перестраховаться. Опять же не думая, что стимулируют еще большую панику.
Подогрели «гречневый ажиотаж» и местные СМИ, которые пестрили сообщениями об очередях и якобы пустых прилавках. Из-за них даже те, кто гречку в принципе не ест, решили запастись «на черный день. В итоге — запасы в некоторых магазинах действительно смели, цены взвинтили и производители довольно потирают ручки, ведь их маркетинговый ход с использование страхов «вернуться в 90-е» сработал по полной. В итоге, стоимость гречки в Волгоградской области выросла на 9,3%, в Татарстане на 14%, в Петербурге, в полтора раза, а в Алтайском крае почти вдвое. И создали благоприятную почву для такого ценового роста вы сами, господа паникеры.
К слову сказать, наши СМИ будто специально игнорировали тот акт, что ажиотаж создан на пустом месте, а сосредоточились на других моментах, которые на проверку оказались лишь отчасти верны. Так, питерское издание «Фонтанка» сообщило, что вторая по выручке сеть гипермаркетов в России «Лента» ограничила продажу гречневой крупы в розницу. Издание ссылалось на объявления в гипермаркетах сети, в которых ритейлер сообщал, что он ограничивает продажу крупы — не более пяти пачек одному покупателю в день. Только вот по факту оказалось, что с 6 по 19 ноября в «Ленте» проходит акция на гречневую крупу марки «Мистраль». И только на эту гречку с заниженной по акции целой и распространялось ограничение «не более пяти пачек». Так что, это вообще к нынешнему неурожаю и якобы дефициту отношения не имеет. Товары любого вида, которые идут по акции, зачастую продают в ограниченном количестве. Это нормальная практика.
Только вот паника эта создана на пустом месте и никакого дефицита в принципе быть не могло. Посудите сами, по данным Министерства сельского хозяйства России, в среднем россияне потребляют по 3,5 килограмма гречки на человека в год. Для удовлетворения этого количества стране нужно менее 600 тысяч тонн гречки в год. Сейчас в наших закромах уже находится около 700 тысяч тонн гречки, собранной в 2014 году. А есть еще и запасы, оставшиеся с 2013 года. Значит, несмотря на неурожай в Алтайском крае запасов этих бы с лихвой хватило. Проблема бы могла возникнуть только в том случае, если бы россияне начали есть крупу на завтрак, обед и ужин. А это маловероятно.
Тезис о причинной связи между чрезмерным спросом и ростом цен хорошо иллюстрирует тот факт, что вопреки росту доллара и евро и подорожанию гречки, цена на курицу за последние пару недель опустилась. Ее ведь не начнешь в массовом порядке запасать, поэтому и искусственно цену поднять сложнее.
Я это все к тому, что давайте-ка заканчивать поддаваться панике и страхам. Не ждет нас никакой продовольственный дефицит и повторение голодных 90-х, а ажиотаж на рынке только забирает наши с вами деньги и перекачивает их в карманы тех, кто на этой панике спекулирует.
А оно вам надо?
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: