+0
Сохранить Сохранено 7
×

О защите чувств верующих от атеизма


Наталья Холмогорова

Все статьи автора

О защите чувств верующих от атеизма

В 2015 году, в самые страшные дни войны в Донбассе, когда Стаханов плотно обстреливался и люди почти безвылазно сидели в подвалах, из Москвы к ним приезжала гуманитарная помощь. Организовывала и собирала её атеистка я, непосредственно вёз и раздавал под обстрелами атеист Артур Климаков. 

А помогали распределять гуманитарку среди местных жителей два православных прихода, Святониколаевский и Свято-Петропавловский. 

Мы спокойно работали вместе. Без всяких проблем и взаимных претензий. Правда, с местной матушкой, которая все это организовывала, Артур вел за чаем религиозные дискуссии, но вполне мирные и на равных. 

Это реальность. 

А в виртуальности от верующих регулярно можно услышать, что атеисты — либо нелюди («животные», по мнению о. Димитрия Смирнова, например), либо «нерусские», что они все «духовно мертвы», их не должно быть, им всем следует покончить с собой, каждый неверующий лично ответствен за преступления большевиков, и только по чрезвычайному своему милосердию верующие с них пока не спрашивают… и т. д. и т. п.

Неприятное впечатление от всего этого. 

Выходит, что множество людей, с которыми ты нормально общаешься, даже дружишь, что-то делаешь для них, а они для тебя и т. д. — при этом на самом деле считают тебя недочеловеком. Подают тебе руку, а сами держат за пазухой такой «камень» и при любом удобном случае готовы его достать. 

Понятна неприязнь к Соколовскому, который грубо оскорблял верующих. Или к Познеру, который за долгие годы жизни заслужил неприязнь целым спектром разных своих высказываний и позиций. 

Но я предложила бы различать. Неверие — одно; активная и систематическая борьба с верующими — такая, что угрожает им и требует защиты и противодействия — другое. И во втором случае первично не отношение к Богу, а отношение к людям. 

Можно не верить в Бога, очень критически относиться к христианству или к РПЦ, но не быть врагом верующих людей. Одно из другого никак не следует. Из атеизма не вытекает необходимость «расстреливать попов» или творить еще что-нибудь в этом роде. Она вытекает из мысли, что человеческая личность — лишь средство, что она не имеет ценности и не заслуживает уважения. 

Большевики примечательны были не атеизмом, который они разделяли много с кем, а именно специфическим отношением к согражданам. И специфическими практиками, из него вытекающими. 

Здесь и проходит граница. 

И, кто начинает рассуждать о том, что некоторые сограждане с «неправильными» взглядами — не совсем полноценные люди, и их «не должно быть», тот уподобляется именно большевикам. Или, в лучшем случае, Соколовскому, который буквально это и говорил.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)