Обзор кинопремьер: №100
- 17 января 2014 12:34
- Максим Марков
«Забойный реванш» (Grudge Match)
США, реж. Питер Сигал, в ролях: Сильвестр Сталлоне, Роберт Де Ниро, Кевин Харт, Ким Бейсинджер, Алан Аркин.
В далёком 1982-м Малыш и Бритва провели два запомнившихся боя, но на этом их яростное противостояние завершилось: третий поединок, который определил бы победителя, не состоялся. Спустя тридцать лет, когда обоим уже под семьдесят, гонорар в сто тысяч долларов становится решающим доводом в пользу проведения окончательного, всё решающего реванша.
Бешеный бык против Рокки – идея подобного боя настолько соблазнительна, что даже удивительно, что до такого никто не додумался ранее (а если и додумался, то не набрался наглости осуществить наяву). Бокс вообще любим кинематографом, и если говорить именно о выдающихся картинах, то вряд ли какой иной вид спорта тут сможет ещё претендовать на лидерство. «Рокки» был назван Американской киноакадемией лучшим фильмом 1976-го года и вывел Сталлоне в первые звёзды, «Бешеный бык» принёс Де Ниро второго «Оскара» и признаётся критиками этапной работой не только Мартина Скорсезе, но и мирового киноэкрана вообще. Понятно, что встреча двух великих героев (пусть и выступающих здесь под другими именами) была заранее обречена на внимание. Как понятно и то, что она заранее была обречена на провал: классику не переиграть, вернуться в прошлое невозможно и чаще всего подобные потуги повторить былой успех смотреть без чувства стыда невозможно.
Однако «Забойный реванш», как это ни покажется странным, едва ли не во всех отношениях удался. Просто потому, что режиссёр Питер Сигал не стал ни с кем соревноваться, а выдал… комедию, на которую вообще мастер (вспомним его «50 первых поцелуев» или «Напряги извилины»). И основным мотивом фильма стал не столько сам бокс, сколько финальный возглас одного из героев: «Мы ещё живы!» - что сближает картину не с вышеназванными хитами, а с совсем недавними «Starперцами», переводя её из спортивного жанра в пенсионный (не менее любимый американцами). Отсюда и шуточки про шунтирование и про проктолога, отсюда и вопрос: «А как можно будет понять – это нокаут или спину прихватило?». Так что когда две суперзвезды появляются на экране в зелёных костюмах, облепленных фонариками, - это не то что бы насмешка над былыми их подвигами, сколько очередное доказательство того, что и в семьдесят жизнь полна сюрпризов и, как говорится, только начинается.
Конечно, вообще без референсов обойтись не могло – и поэтому, например, персонаж Де Ниро заведует не только автосалоном, но ещё и рестораном. В этом плане ярче всего, конечно, появление Сталлоне среди замороженных туш – и неожиданная фраза престарелого тренера: мол, ты чего кулаки приготовил, мы пришли сюда мяса купить!.. Но упорные (несмотря на возраст) тренировки не затмевают просачивающихся сквозь все щели семейных ценностей – и Ким Бейсинджер здесь появляется не только для того, чтобы показать, как прекрасно она выглядит в свои 60, но и чтобы напомнить: ничего не потеряно, всё ещё впереди. Впрочем, хотя результат состоявшегося всё же боя легко предсказать заранее (уж слишком очевидны амбиции одного из актёров утереть нос своему более великому «конкуренту»), следить за ним интересно и волнительно – так что и по спортивной части фильму вполне можно ставить зачёт. Тем более что на полноценный экзамен, повторюсь, заявки здесь даже и не было.
И да, не спешите выходить из зала после финального гонга: на титрах вас ждёт воистину великолепный постскриптум.
«Не угаснет надежда» (All Is Lost)
США, реж. Джей Си Чендор, в единственной роли – Роберт Редфорд.
В 1700 морских миль от острова Суматра яхта «Вирджиния Джин», столкнувшись с бесхозным грузовым контейнером, получает роковую пробоину, что вскоре приводит к закономерному исходу. Пожилой хозяин яхты поначалу пытается залатать дыру, но быстро понимает, что бессилен против Стихии – и уповать ему остаётся только на чудо.
Череда немых (или почти бессловесных) картин продолжается: в перенасыщенный технологиями век всё больше кинематографистов обращается к истокам, вспоминая о том, что Кино – это в первую очередь история и картинка, и лишь во вторую – диалоги и спецэффекты. «Не угаснет надежда» - идеальный пример монофильма, в котором объектив камеры максимально приближен к единственному герою: есть он, есть океан – и этого хватает на полтора часа захватывающего и уникального в своём роде зрелища. В какой-то мере это мужской вариант «Гравитации» - причём не менее «опасный»: конечно, оказаться в бескрайнем космосе страшно, но и безбрежная водная гладь – далеко не шутка. И финал лишь кажется предрешённым – но поди ещё до него доживи.
Слова излишни – герою попросту не с кем разговаривать. Движения опытного мореплавателя выверены годами. Никакого мусора, ничего пустого. Даже «красивости» – и те наперечёт, несмотря на соблазны; отражение в воде, стая рыб под шлюпкой – вот и все художественные «изыски». Редкий случай столь внутренне собранного и целостного произведения. В условиях нынешнего кинопроката – и вовсе подарок: приятно, что хоть иногда в хаосе безмозглых пустышек появляется нечто, и правда заслуживающее внимания.
Не менее приятно вновь увидеть на большом экране Роберта Редфорда, особенно в такой бенефисной роли. Легендарный актёр, в прошлом году отметивший своё 77-летие, снимается в кино крайне редко – что даже странно, учитывая его популярность в былые годы и тот факт, что он и сейчас легко даст фору иным «молодым» исполнителям. Вскоре, правда, нас ждёт ещё одно с ним свидание – в сиквеле «Первого мстителя», но то, конечно, будет совсем другое дело, заведомо несравнимое с данной картиной. Поэтому не стоит упускать возможности насладиться мастерством Редфорда прямо сейчас, выбрав фильм, который по сюжету и по воплощению с виду довольно прост, но по смыслу – далеко не банален.
«Воровка книг» (The Book Thief)
США – Германия, реж. Брайан Персивал, в ролях: Софи Нелисс, Джеффри Раш, Эмили Уотсон, Нико Лирш, Бен Шнетцер.
В феврале 1938-го юная Лизель обретает новую семью – приёмных папу и маму. Пока не умеющая читать девочка осваивает грамоту, в немецкой провинции поют арийские песни, устраивают еврейские погромы и в день рождения фюрера публично сжигают толстые тома «интеллектуальной грязи». А потом и вовсе начинается война и бомбёжки.
Картина, как можно сразу догадаться, невесёлая. Чего стоит уже первая фраза, сказанная здесь на фоне облаков самой Смертью: «Очевидно одно: умирают все. Избежать этого не удаётся никому. Извините, что так прямолинейно». Но про те времена с шутками и правда мало кому удаётся рассказать. Хотя попытки соединить «детское кино» с военной тематикой предпринимались неоднократно – вспомнить хотя бы классическое «Иваново детство» Тарковского и шедевр Луи Маля «До свидания, дети». И пусть новой ленте до подлинный высот подняться не удаётся, плюсы её несомненны. В лёгкой, доступной форме – с игрой в снежки, в догонялки за поцелуй - она поднимает очень важную (по-прежнему важную) тему и пролистывает те чёрные страницы истории, когда одна лишняя буква в фамилии могла повлиять на судьбу человека, а вступление гражданина в партию подтверждало его полную лояльность лютующему режиму. «Я не забуду!» - кричит девочка уходящим из города соседям с «неправильной» национальностью, много позже выставляя оценку своей семье, не противостоящей, но и не приветствовавшей фашизм: «Мы просто вели себя так, как положено людям».
Как сказали бы раньше, это образцовый фильм для детей и юношества – выгодно отличающийся от бесцельно промывающих мозги голливудских безделушек. После «Воровки книг» дети просто непременно должны будут задать родителям те важные вопросы, которые им в любом случае рано или поздно придётся задать: «А кто такие евреи? А почему их прятали в подвалах? А почему книги жгли на кострах?..» И даже: «Мама, а мы правда умрём?» А взрослым предстоит на эти вопросы найти ответы – ведь без них история всегда грозит повториться.
При всей сложности рассказа, его авторам довольно удачно удаётся обойтись без острых углов – приёмный отец Лизель, например, возвращается с войны, не просто никого не убив, но даже и не успев взять в руки винтовку. Но более всего, конечно, умиляет счастливый исход, ознаменованный прибытием в Германию американских (повторим это особо – именно американских) войск, и уж тем более непосредственно финал, когда всё тот же дух смерти подытоживает на фоне видов Нью-Йорка: «Я искренне порадовался, что она так мудро прожила свою жизнь». Вот тут, разумеется, детям придётся дополнительно объяснить про некоторые особенности трактовки всем известных событий в разных странах. И отдельно сказать, почему немецкая девочка учится читать по-английски (см. фильм «Чтец», подпорченный аналогичным нюансом). Но подобные мелочи смогут испортить впечатление далеко не всем, так что можно резюмировать, что фильм хоть и наивный, но полезный. Куда полезнее прочих.
«Разомкнутый круг» (The Broken Circle Breakdown)
Бельгия – Нидерланды, реж. Феликс Ван Гронинген, в ролях: Веерли Батенс, Йохан Хелденберг, Нелл Катрисс, Герт Ван Рампельберг, Ян Бейвут.
Он играет на банджо, она вся в татуировках, у них умирает дочь.
Судя по премиям и номинациям (самая свежая из которых - выдвижение на «Оскар», а Веерли Батенс ранее заслуженно получила приз Европейской киноакадемии как лучшая актриса), «Разомкнутый круг» - один из главных европейских фильмов 2013-го года. И с этой точки зрения его посмотреть обязательно – не просто для того, чтобы узнать, чем дышит сегодня бельгийский кинематограф, но и вообще – существенно расширить горизонты.
Однако не хочется обманывать читателя: этот фильм – не совсем то, чем хочет казаться. Как трейлер, так и официальный синопсис тщательно скрывают главную тему картины, умело маскируя её под музыкальную мелодраму: вот есть жених, есть невеста, споём по этому поводу красивую песню. Между тем ленту вряд ли стоит рекомендовать романтически настроенным парочкам – ибо она на самом деле не столько о любви, сколько о смерти. Причём о смерти ребёнка – и о том, можно ли дальше жить после такой тяжелейшей утраты. И это вовсе не спойлер: герои начинают плакать уже на первых кадрах. То есть, это лишь по форме что-то вроде «Переступить черту», а по содержанию – скорее «Комната сына». Но для зрителей, завлечённых на фильм рекламными материалами, такой поворот окажется, скорее всего, неприятным, хотя и поучительным сюрпризом.
Любовная мелодрама здесь всё-таки есть – но лишь как часть действия, беспрестанно совершающего скачки от времени настоящего к временам прошедшим. Сюжет прыгает от больницы, где маленькая девочка теряет после химиотерапии волосы, к пылким эротическим сценам семилетней давности, когда её родители только познакомились. От такого соседства даже теряешься. С одной стороны, упомянутая уже Веерли Батенс – актриса красивая, и Голливуд наверняка сделал ей уже в меру неприличное предложение. С другой, всё-таки … необычно (какое бы ещё подобрать слово?), когда обнажённое тело отвлекает внимание от скорбной линии. Обычно ведь либо одно, либо другое, а тут… Вероятно, это сейчас так модно – ведь и «Жизнь Адель» завлекала запретным плодом, а на деле оказалась фильмом о чём-то большем. Так и здесь: придёшь на одно, а в результате посмотришь совершенно другое.
В связи со всем этим затруднительно рассматривать картину саму по себе, не отвлекаясь на выделенные обстоятельства. Лишь постфактум можно признать, что это глубокая драма о подлинных человеческих отношениях. Хорошо сыгранная, поставленная и спетая. Многие выйдут из зала под большим впечатлением.
Получит ли фильм «Оскар»? Шансы есть. Хотя бы потому, что здесь много кантри - а это ведь чисто американский жанр, академикам может понравиться. К тому же герой позволяет себе яростно критиковать выступающего по ТВ Джорджа Буша – которого, кажется, также недолюбливают и киношники. Только вот когда обезумевший от горя отец срывается и наезжает ещё и на религиозные догмы (речь о запрете экспериментов со стволовыми клетками) – этого в Голливуде могут не одобрить. И если надумают вдруг сделать ремейк (почему бы и нет), то данную сцену наверняка заметно подретушируют. Но премию ленте вполне могут дать – ведь на считающейся фаворитом «Великой красоте» наверняка заснёт каждый второй американец.
«Колония» (The Colony)
Канада, реж. Джефф Ренфро, в ролях: Кевин Зегерс, Лоренс Фишбёрн, Билл Пэкстон, Шарлотта Салливан, Аттикус Дин Митчелл.
После того, как Землю накрыло снегом, остатки человечества пытаются выжить, как могут – опасаясь не столько холода, сколько друг друга. Ведь в нынешних условиях поводом для расстрела может стать обычная простуда: лекарств нет – и простой вирус, подхваченный от заболевшего, способен выкосить всех его здоровых соседей. Но когда из дружественной колонии раздаётся сигнал SOS, тройка отважных всё-таки решается проверить, что там случилось. И вылезает из укрытия наружу.
Всё остальное более чем предсказуемо. Разве что убегут герои из ловушки быстрее, нежели обычно. Обычно самая жесть – как раз в бункерах происходит. Зато здесь имеется погоня и ответный визит повстречавшихся нелюдей (не будем уточнять, какого рода) к простым мирянам. Но если вычесть эту структурную особенность – всё, как и должно быть в подобного рода произведениях. Согласно правилам жанра: испуг – поединок, испуг – испуг, поединок – поединок. Ну, и иногда лирические отступления. Нельзя сказать, что фильм удовлетворит так уж и любого зрителя, но поклонники именно таких лент (а примеров можно привести тысячу) останутся довольны. Заветная для динамичных ужастиков мысль, что человек человеку волк, выражена здесь со всей бескомпромиссностью.
Что отличает «Колонию» от схожих картин, так это с большим воодушевлением выписанные пейзажи постапокалиптического будущего: покрытые снегом футуристические конструкции смотрятся и красиво, и выразительно. Отдельная радость – чисто российская: актёры дубляжа на финальных титрах сами называют свои имена. Зачем – не очень понятно (вернее, не очень понятно, почему такая забава нашла своё место именно тут), но звучит всё равно симпатично. Добавить что-либо ещё по существу не так-то и просто: ругать фильм не хочется – его вроде бы не за что ругать, но и хвалить сверх меры нужды нет. Это сугубо нишевое кино; как уже было сказано – для понимающих ценителей.
«Джек Райан: Теория хаоса» (Jack Ryan: Shadow Recruit)
США – Россия, реж. Кеннет Брэна, в ролях: Крис Пайн, Кира Найтли, Кеннет Брэна, Кевин Костнер, Елена Великанова.
После того как террористы взорвали башни-близнецы, студент Лондонской школы экономики добровольно переводится морпехом в афганское пекло, дабы лично искоренять смертоносную заразу. Ранение лишает его перспектив в ратном деле, но паренька, ещё во время учёбы написавшего любопытную статью «Ликвидность на постсоветских рынках», замечают серьёзные люди – и предлагают ему поработать на страну в качестве банковского аналитика, отслеживающего источники, финансирующие терроризм. Что и приводит однажды Джека Райана в Москву: русские скрывают счета – а это весомый повод к аудиту.
В Домодедово, оказывается, оружие при входе сдают, получая в обмен номерки. А визу в Россию, оказывается, можно получить за четыре часа – как удалось героине Киры Найтли. Русские, оказывается, подталкивают доллар, чтобы его обвалить; следствием «внешней валютной интервенции» станут голод и бунты, вторая Великая депрессия. Молитва в Храме Христа Спасителя: «Мы отомстим за матушку-Россию. Америка истечёт кровью». «Это не страна, а огромная корпорация» (о России). «И не надо раскачивать лодку» - «Это не лодка, а роскошная яхта» (о ней же). Русская православная церковь в США активирует агентов прямо во время проповеди. И так далее, и тому подобное.
Голливуд не в первый раз атакует Москву, пора бы уже и расслабиться. Поэтому все эти детали - «Всё, что я делал, было во благо России» - лишь фон, к которому глупо всерьёз придираться. К чему комментировать географический кретинизм и галлюциногенные ошибки в русских предложениях? Впустую. Тут есть, к чему придраться ещё. Ведь всё это было бы очень смешно, кабы не было так грустно. Потому как новый «Джек Райан» - это плохо даже по меркам голливудской ерунды. Плохо практически на любом уровне. Логические сцепки, режиссёрская трактовка, актёрские работы – не кино, а лютая халтура. Которой, конечно, помогут выстоять имена на афише, но… Прискорбно, короче, что человек, некогда ставивший Шекспира, занимается нынче такой мутью.
Нет, здесь есть, конечно, радующие глаз и слух моменты. Мокрая Кира Найтли в полотенце. Пистолет на журнале с Уитни Хьюстон на обложке. Елена Великанова в небольшой, но запоминающейся роли русской красавицы. Нюша на звуковой дорожке. Та же Кира беседует с Кеннетом Брэной о русской литературе, признаваясь в любви к Лермонтову (неплохой штрих к 200-летию поэта): «Вы говорите как Печорин» плюс «Русский романтизм до боли безысходен». Ударная сцена решающего объяснения влюблённых, вызывающая неистовый хохот в зале: «Я работаю в ЦРУ.» - «Господи! А я думала, ты мне изменяешь!» (очень обрадовалась). Но ни отдельные сцены, ни эффектная развязка не спасают фильм в целом: шутки шутками, но здравый смысл пока никто не отменял. А в отсутствии оного никакая монтажная экшен-нарезка не поможет.
Художественная безнадёжность картины тем не менее не отменяет главного вывода: русские для американцев по-прежнему враг №1 – и это приятно.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: