+16
Сохранить Сохранено 7
×

Обзор кинопремьер: Брюс Уиллис снова в Москве


16 5 514

Обзор кинопремьер: Брюс Уиллис снова в Москве

Кадр из фильма "РЭД 2"

Поклонники первого «РЭДа» не будут разочарованы: «РЭД 2» столь же хорош и прекрасен. А вот ценители вампирской темы в отношении к «Византии», быть может, и разойдутся. «Богиня» заинтересует ощущающих свою нереализованность представительниц слабого пола. Но лучшим предложением недели всё же оказывается «Лучшее предложение» от Джузеппе Торнаторе: классик европейского кино в очередной раз не подвёл и подарил нам образец высокого искусства, обращённого к самой широкой аудитории.

 

«РЭД 2» (Red 2) 

 

США-Франция-Канада, реж. Дин Паризо, в ролях: Брюс Уиллис, Джон Малкович, Мэри-Луиз Паркер, Хелен Миррен, Энтони Хопкинс, Кэтрин Зета-Джонс, Нил МакДонаф, Брайан Кокс.

Сайт фильма

Фрэнк, мечтающий о тихой семейной жизни вместе с любимой Сарой, вынужден поддаться уговорам Марвина и тряхнуть стариной – вспомнить операцию 30-летней давности, когда они потеряли сверхмощную бомбу в самом центре Москвы. Сара, кстати, совершенно не против развеяться.

Брюс Уиллис в оранжевых штанах. Джон Малкович в дурацкой шапке и в куртке с надписью «Russia». Хелен Миррен в камуфляже и при снайперской винтовке. Кэтрин Зета-Джонс в роли Кати Петракович, «криптонита Фрэнка Мозеса». Энтони Хопкинс с брошюркой Ленина «Государство и революция». Брайан Кокс с фразой: «Вы умрёте с русской улыбкой на лице». Драка с московской полицией в продуктовом магазине. Подземный ход, по которому Брежнев приводил в Кремль своих любовниц. Наконец, прорыв канализации в «приютившем» бомбу Иранском посольстве… Всё это сполна искупает опасения обозначенной выше Сары, что ей с Фрэнком когда-нибудь придётся покупать на двоих большую упаковку подгузников, как тем старичкам, за которыми она озабоченно наблюдает в супермаркете. Нет, такая мирная старость – не для героев этого фильма. Есть у них ещё порох в пороховницах.

Продолжение «РЭДа», по счастью, оказалось совсем не хуже первого фильма – такое же забористое, такое же накалённое, столь же убойное. Последнее, впрочем, производит порой даже незапланированное отталкивающее впечатление: шутки шутками, но убивают ведь здесь всерьёз, не задумываясь, мимоходом, и далеко не все жертвы заслуживают такой печальной, как ни крути, участи. Однако что ни говори, но время для подобных рассуждений давно и безнадёжно упущено: насилие – неотъемлемая часть большого экрана. И то обстоятельство, что добрая сотня трупов фигурирует в юморной чёрной комедии с участием оскаровских лауреатов, мало кого уже на самом деле волнует. Такова жизнь, такое сегодня кино. Не хочешь смотреть – не смотри, хочешь смотреть - так смейся.

И если отринуть в сторону всё занудство, то смеяться здесь хочется едва ли не каждую минуту: фильм идеально выдерживает баланс между добротным экшеном и в то же время ироничным отношением ко всему происходящему. Фееричная погоня по Парижу венчается фразой, что «в России смерть – это форма искусства». Разборке в тюремной психушке предшествует декламация Шекспира. А поход по кремлёвскому подземелью (!) даёт повод Джону Малковичу блеснуть по меньшей мере двумя бессмертными фразами: «Я и сам-то Кремль терпеть не могу, а находиться под ним мне нравится ещё меньше» + «Всё, что происходит в Кремле, остаётся в Кремле». Вообще, вся «русская» часть картины способна разойтись у нас по стране на цитаты – поэтому добавим ещё одну, уже от Хелен Миррен: «Всего два дня в России – а тебя уже расстреливают». Приятно всё же ощущать себя частью этого большого мира и разделять Вселенную с теми, кто умеет от души веселиться и делает при этом столь мастерское, бойкое и остроумное кино.

 

«Лучшее предложение» (The Best Offer) 

 

Италия-США, реж. Джузеппе Торнаторе, в ролях: Джеффри Раш, Сильвия Хукс, Джим Стёрджесс, Дональд Сазерленд, Филип Джексон.

Сайт фильма

Прославленный аукционист, сделавший имя на продаже произведений искусства, в день своего рождения сам отвечает на первый раздавшийся у него в кабинете звонок – и оказывается в плену у женского голоса, предлагающего оценить собранную на одной вилле коллекцию. Странность в том, что обладательница голоса, назвавшаяся хозяйкой всего этого добра, решительно отказывается показаться стареющему искусствоведу на глаза – уверяя, что в свои 27 она вот уже 15 лет как не выходит из дома…

Лучшее предложение – аукционный термин: лот может быть выставлен безо всякой цены – и достанется тому, кто просто изначально даст высшую цену. «Каково это - жить с женщиной?» - спрашивает герой, тайно собравший дома огромную коллекцию женских портретов, но сторонящийся женщин в реальной жизни. И удовлетворяется понятным ему ответом: «Это как участвовать в аукционе: никогда не знаешь, будет ли твоё предложение лучшим». Как невидимая (до поры до времени) незнакомка боится покидать свою комнату, так и сам аукционист старательно избегает любого излишнего (на его взгляд) прикосновения окружающего мира, никогда, допустим, не снимая с рук перчаток. Он способен с одного взгляда определить подделку – и способен обмануть всех, авторитетно заверив, что подделкой является оригинал, - но теряется, когда сталкивается с явлением, которое никак не получается распознать. Заинтригованный, он шагает за этой тайной как котёнок, пытающийся поймать клубок ниток, и точно также запутывается в сложившихся отношениях, не сразу осознавая степень своей неожиданной влюблённости. И собирая разбросанные по дому детали механического робота, забывает обратить внимание на детали иного рода – затуманенному взору не позволено увидеть самого главного…

Джузеппе Торнаторе четверть века назад снял фильм «Новый кинотеатр «Парадизо», за который получил «Оскар» и приз Каннского фестиваля. Позже – «Легенду о пианисте» с Тимом Ротом и «Малену», выведшую в мировые звёзды Монику Беллуччи. С его же «Незнакомки», названной в Италии лучшей картиной года, началась итальянская карьера Ксении Раппопорт. «Лучшее предложение» в этом июне также было признано итальянскими киноакадемиками лучшим фильмом – одновременно принеся Торнаторе четвёртого «Давида» (главная итальянская кинонаграда) за режиссуру. Говоря короче, если вы в год смотрите по одному итальянскому фильму, то в 2013-м это будет именно «Лучшее предложение».   

Это очень крепкая европейская продукция с небанальным сюжетом, ловко сочленяющим сразу несколько магнитов – притягивающих как чувственные натуры (необычной любовной линией), так и обладателей пытливых умов, обожающих разгадывать интеллектуальные шарады, как «простых» зрителей, которых увлечёт сама история, так и эстетов, которые оценят визуальное решение, включающее десятки шедевров мировой живописи. И да - в какой-то мере данный фильм и правда лучшее предложение этой недели, а может быть, и всего месяца.

 

«Богиня» (Goddess) 

 

Австралия, реж. Марк Лампрелл, в ролях: Лора Мишель Келли, Ронан Китинг, Магда Шубански, Дастин Клер, Хьюго Джонстон-Барт.

Сайт фильма

Обычная австралийская домохозяйка воспитывает малолетних близнецов, пока её муж изучает в постоянных экспедициях китов и дельфинов. Но всё меняется с появлением в доме веб-камеры, благодаря которой Элсбет сполна раскрывает перед миром свой певческий и танцевальный талант. И вот она уже стоит перед выбором: полноценная карьера с постоянными отъездами и перелётами – или простое семейное счастье в своём уютном деревенском домике.

Не стоит сомневаться: она, конечно же, выберет второе. Потому как мегаполисы и без того трещат по швам – и нечего привечать очередных «понаехавших», с чего-то решивших, что им здесь будут безумно рады. Выполняя неписанный, но очевидный «заказ», киношники зелёного континента вторят голливудским коллегам и сочиняют прекрасный миф о невинных прелестях провинциальной жизни, в лучшую сторону отличающихся от греховных столичных соблазнов. И всё бы хорошо, но в России с этим единственная, на самом деле, но принципиальная проблема: вряд ли прокат «Богини» растянется до тех самых деревень, где живут такие же талантливые, как Элсбет, женщины, терпеливо ждущие, когда же их мужья вернутся домой с заработков. И потому «правильный» рецепт правильной жизни смогут оценить далеко не все потенциальные зрительницы; впрочем, кто бы его ни оценил, далеко не факт, что он (или, скорее, она) сделает те же выводы, что и создатели фильма. Вероятнее всего, в наших реалиях они окажутся прямо противоположными экранной морали.

Однако это если копать вглубь. Если же не препарировать картину так глубоко, то на поверхности лежит вполне себе симпатичная попытка музыкальной полукомедии-полумелодрамы с пародией на «Звуки музыки» в первых кадрах, с песнями на тему «что вижу, о том и пою», с танцами на столе, с хором мамаш с колясками, с любовными криками кита-горбача и с прочими обаятельными мелочами - хотя бы в виде сиднейской архитектуры. И пусть фильм никак не назовёшь «событием», он довольно мил – особенно если не быть излишне суровым и не искать скрытых смыслов там, где их, быть может, вовсе и нет.

 

«Византия» (Byzantium) 

 

Великобритания-США-Ирландия, реж. Нил Джордан, в ролях: Сирша Ронан, Джемма Артертон, Калеб Лэндри Джонс, Сэм Райли, Джонни Ли Миллер, Том Холландер.

Сайт фильма

Клара говорит всем, что Элеанор её младшая сестра, но на самом деле она её дочь, причём дочь даже в двойном смысле: сперва она родила малышку в 1804-м году, а затем, обратившись в вампира сама, обратила и дочку. И вот уже два столетия они бродят по миру, стараясь не попадаться на глаза бдительным смертным и убегая от представителей вампирского Братства, которые с неодобрением относятся к случайно оказавшимся в их рядах женщинам.

Вечно 16-летняя Элеанор ангельски невинна и питается лишь старичками и старушками, которые сами об этом её просят. Клара губительно порочна – сказывается проведённое в борделе отрочество: привычки не искоренить даже вечностью. Элеанор – личность мечтательная и творческая: играет на фортепиано, сочным слогом предаёт свою историю бумаге, романтически выбрасывая затем исписанные листки на ветер (пока кто-нибудь не найдёт и не прочитает). Клара куда как более практична, цинична и меркантильна, предпочитая твёрдый заработок – и то выходит на панель сама, то обустраивает свой собственный публичный дом, убивая сутенёра и переманивая к себе его девушек. Между ними существуют, конечно, определённые разногласия – как и в любой семье; но любящая мать, как известно, любой твари за дочку голову оторвёт – что, собственно, и делает Клара при каждом подвернувшемся случае (используя леску от смывного бачка – возьмите на заметку).  

Вода, вмиг становящаяся красной. Коготь, вырастающий на пальце в предвкушении угощения. Сирша Ронан в красном капюшоне, мучительно соблазняемая пропитанным кровью платком. Вопль «Ты умер!» - и снисходительное подтверждение: «Как ещё обрести вечную жизнь?..» Медленно умирающий паренёк, влюбившийся в вампиршу и зовущий её, застывшую на пороге, на день рождения: «Я должен пригласить тебя? Тогда заходи». Есть даже осиновый кол – правда, в давнем фильме про вампиров, который героиня не без интереса смотрит по телевизору… Сейчас, когда кровососы популярны как никогда, все эти штампы смотрятся едва ли не пародийно. Однако Нила Джордана нет смысла упрекать во вторичности – ведь он не хватается, как некоторые ремесленники, за хвост чужой удачи, а в некотором роде «возвращается к истокам»: надо ли напоминать, что это именно он снял легендарное «Интервью с вампиром», вот уже как почти двадцать лет для многих остающееся образцом идеального вампирского фильма.

Возвращение, впрочем, отдаёт меланхолией – ну так и правда, куда спешить, когда ведёшь свой рассказ о бескрайнем («Время у нас есть», - обнадёживающе звучит в финале этой истории). Эта принципиальная неспешность – отлично заявляемая крупным планом с жуком, медленно ползущим по прекрасному лицу спящей Сирши, - скорее всего, одних удручит, прочих заставит смириться. Но в любом случае будет возмещена рядом лиричных моментов и искромётной концовкой, когда действие будто срывается с привязи и бешено мечется из одной крайности в другую, позволяя не только в очередной раз улыбнуться, но даже и слегка попереживать за судьбы полюбившихся уже персонажей. Не говоря по теме почти ничего нового, Джордан, по сути, обаятельно спекулирует на ней, снимая свой фильм отнюдь не про силы тьмы, а про маму с дочкой, оказавшихся в затруднительной ситуации и вследствие этого переживающих кризис в отношениях. И этим выигрывает: вампиры когда-нибудь всем осточертят, а подрастающие дети будут несправедливо обижаться на своих матерей всегда, при любых раскладах.

 

 

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+16

 

   

Комментарии (3)

  • Kakogofiga
    Kakogofiga 02 августа 2013

    Мэри-Луиз Паркер просто шедевральна!

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 02 августа 2013

    да, она классная. очень смешная.

    Ответить
    1 +
  • Сергей Борцуха
    Сергей Борцуха 02 августа 2013

    РЭД= Старики разбойники :?) классное кино

    Ответить
    5 +