Обзор кинопремьер: как далеко всё может зайти?..
- 09 августа 2013 09:41
- Максим Марков
В прокат выходит, возможно, самый актуальный отечественный фильм года – «Майор», предельно откровенно рассказывающий о том, как вершатся дела на российских просторах. Конкурировать в борьбе за зрителя ему придётся с новой работой Нила Бломкампа – «Элизиум - рай не на Земле», фантастическим боевиком с мощным социальным зарядом. Не менее остра и завершающая часть «райской» трилогии Ульриха Зайдля «Рай: Надежда», посвящённая проблеме лишнего веса.
«Майор»
Россия, реж. Юрий Быков, в ролях: Денис Шведов, Ирина Низина, Юрий Быков, Дмитрий Куличков, Борис Невзоров.
Замначальника среднестатистического РУВД Сергея Соболева будит ранним утром звонок: жена рожает, надо ехать. На пустой зимней дороге майор выжимает по полной – и сбивает выбежавшего перед машиной семилетнего мальчика. Вскоре к месту трагедии приезжают коллеги, которые с ходу – и явно не впервой - предлагают несколько вариантов решения вопроса.
По закону – Соболев должен бы сесть, по совести – наверное, на месте застрелиться. Но он же «не мразь, не сволочь», как подбадривают его со всех сторон: мол, с кем не бывает, «речь идёт о судьбе молодого офицера, который ничем не запятнал свою репутацию». Колю уже не вернёшь – а кто своего ребёнка поднимать будет? Случилось, да, назад не отъедешь – но разве это повод ставить крест на собственной судьбе? Не каждый же день он мальчиков на дороге сбивает; просто вот сегодня не повезло…
Сколько таких историй в России? Да не счесть. В последние годы недели не проходит, чтобы о похожих случаях не сообщили в новостях. Это не значит, конечно, что в стране больше нет иных преступлений. Но всё, связанное с милицией-полицией, звучит особенно остро, так как обывателю очевидно: если уж об этом и стало известно, то скорее всего случайно, из-за «досадного» промаха, из-за обрыва давно отработанной цепочки. Ставшее достоянием общественности – лишь верхушка гигантского айсберга; события «Майора» - это то, что остаётся, как правило, глубоко под водой.
Конечно, автор фильма Юрий Быков доводит всё до предела – не ограничиваясь одной смертью, а заливая, как говорят в таких случаях, экран кровью. И, с одной стороны, даже не хочется ему верить, настолько получается страшно; но, с другой – не можешь не оценить его бесстрашности. Задавшись вопросом «Как далеко всё может зайти?», Быков и правда идёт до самого конца – не сворачивая, не прячась в кустах. И на самом деле, если вспомнить те же новости, ещё и «щадит» своего зрителя, не вставляя в сюжет ни печально известную бутылку шампанского, ни расстрел в супермаркете. Рассматривая «банальный» инцидент, превращая дело о случайной гибели ребёнка в череду намеренных смертей, режиссёр просто показывает: вероятен и такой ход событий. Резюмируя итоги «круговой поруки» двумя фразами: первая из которых обращена к самому майору: «И никто ж этой крови не хотел! Всё для тебя делали»; а вторая адресована потерявшей сына матери: «Если б твой муж сбил кого, ты бы его в ментовку потащила?..»
При желании к фильму можно предъявлять обоснованные претензии (житейская истина, вложенная в уста бомжа-пьянчужки, - это уж точно перебор). Но все они - сущая мелочь в сравнении с достоинствами, которых у ленты действительно много: и отчаянно-достоверные актёрские работы, и словно погружающая зрителя вглубь кадра операторская работа, и отточенный, выразительный язык, и предельная динамика происходящего, и прочее, и прочее. Но хотя «Майор» производит мощное впечатление не только благодаря своей теме, всё-таки наиострейшая актуальность – главный его козырь. С такой откровенностью о том, что происходит здесь и сейчас, в нашем кино давно уже, кажется, никто не рассказывал.
См. также:
«Майор» и «Диалоги»: хроники «Кинотавра»
«Элизиум - рай не на Земле» (Elysium)
США, реж. Нил Бломкамп, в ролях: Мэтт Дэймон, Джоди Фостер, Шарлто Копли, Алиси Брага, Диего Луна, Уильям Фихтнер.
В Лос-Анджелесе 2154 года живёт лишь одна беднота, шваль и отребье. Впрочем, аналогичная ситуация вообще по всей Земле: элита общества давно уже перебралась на космическую станцию «Элизиум», где приятно проводит время, забыв о любых неприятностях. Оставшиеся внизу мечтают туда попасть во что бы то ни стало, в первую очередь, из-за медицинских капсул, способных за какую-то минуту исцелить от чего угодно. Получить билет в тамошний рай намерен и Макс, схвативший на заводе смертельную дозу радиации, которая неминуемо убьёт его через пять дней.
Лирический герой картины Сергея Соловьёва «Нежный возраст» пытался узнать, что такое «элизиум» на протяжении нескольких сюжетных лет, но долгое время получал лишь совет интересоваться только тем, что имеет отношение к реальной жизни. Аналогичный совет можно дать и тем, кто верит, что в названии фильма заложена его матрица. Так случается не всегда, и в данном случае «Элизиум» - скорее, лишь красивый звук, некая точка в пространстве, являющаяся отправной и одновременно конечной точкой для развития всех событий. Сам фильм вовсе не о ней, и существо его куда грубее – но и куда сильнее – обманчиво нежного заголовка.
Политика «нулевой терпимости» к землянам. Произвол роботов-ментов. Наглая уверенность госслужащих (тоже роботов), что «оскорбление – это федеральное преступление». Данная рабочим установка за день выполнить недельную норму. Обилие стремящихся на станцию эмигрантов-нелегалов и замышляемый государственный переворот в попытке этот поток остановить. Казалось бы, зачем проматывать вперёд полтора столетия, чтобы увидеть всё то, что и так окружает нас наяву? «Фантастикой» это назовёт только тот, кто вчера либо свалился с Луны, либо вылупился из яйца. В этом отношении автор картины Нил Бломкамп повторяет рецепт своего головокружительного дебюта «Район №9» точно зная: нет такой фантастики, которая не была бы прочно укоренена в сегодняшних социальных проблемах. Любое допущение возможно лишь при максимальном узнавании воссоздаваемого на экране мира – и потому земная часть снята с почти документальным погружением в материал.
Но вводная не отменяет основного действия – и заставив себе безоговорочно поверить, режиссёр со всей присущей ему лихостью приступает к тому, ради чего на этот фильм и стоит непременно идти: к экшену. С лютыми перестрелками с применением разнообразного и здорово придуманного оружия, со сногсшибательными рукопашными, со спецэффектами, сделанными так, что разворачивающаяся перед нами баталия отнюдь не кажется сказкой. Это классное, отменное, невероятно вдохновляющее «мальчишеское» кино. Но тот факт, что под этими драками тщательно прописано авторское послание к сильным мира сего, превращает высокобюджетный боевик одновременно и в сильное политическое высказывание. И признаться – это делает его только круче.
Упомянутый выше герой «Нежного возраста» под конец всё-таки узнавал, что «элизиум – это обитель блаженных». Сегодня, в эпоху доступного Интернета, любой при желании легко и быстро дополнит его, уточнив и про загробный мир, и про царящую там вечную весну. Но опять же – Нила Бломкампа интересует всё это далеко не в первую очередь. Как это не покажется странным, в своём номинально научно-фантастическом фильме он рассуждает о вещах, имеющих самое прямое, самое непосредственное отношение к той реальной жизни, которой живёт абсолютное большинство населения этой планеты.
«Рай: Надежда» (Paradies: Hoffnung)
Австрия-Франция-Германия, реж. Ульрих Зайдль, в ролях: Мелани Ленц, Йозеф Лоренц, Верена Лебауэр, Михаэль Томас, Вивиана Барч.
Мелани 13 лет, она весит 81,3 кг. Намереваясь похудеть, она отправляется в специализированный летний лагерь, где вместе с ровесниками (двенадцать толстых девочек и четыре жирных мальчика) ходит, бегает, плавает, приседает, по вечерам устраивая в комнате дискотеку и совершая набеги на кухню. Что отличает её от прочих, так это влюблённость в местного доктора, постепенно грозящая перейти в нечто большее.
Секс, религия и избыточный вес – вот три кита современного общества по версии Ульриха Зайдля, посвятившего им свою изрядно нашумевшую на кинофестивалях «райскую» трилогию. Первая часть, «Рай: Любовь», рассказывала о маме, познающей радости секса на африканском солнце. Вторая, «Рай: Вера», повествовала о тёте, возлюбившей Иисуса в наибуквальнейшем смысле. Если вы полюбили эти фильмы, то завершающий пазл ни за что не пропустите. Ежели не видели – ничего страшного: сюжетно картины никоим образом не связаны и смотреть их можно в произвольном порядке. Причём смотреть не только можно, но и нужно: очевидно, что этот «Рай» - одно из важнейших событий, случившихся в мировом авторском кинематографе в рамках не просто прошедшего года, но и всего десятилетия. И по концепции, и по воплощению, и по эффекту.
В сравнении с предыдущими лентами «Надежда» кажется наименее шокирующей частью. Всё-таки секс и религия – это темы одновременно как глобальные, так и довольно закрытые. При всей их несомненной популярности откровенный разговор вслух получается редко – мало ли, оскорбишь кого ненароком, заденешь чьи-нибудь чувства; тем сильнее отклик при удачном попадании. Ожирение – другое дело. Разумеется, это бич цивилизации, но дело в том, что бич далеко не универсальный. Понятно, этим страдают Европа и США – но так-то в мире довольно много стран, где просто не с чего обжираться (в то время как молятся и совокупляются точно везде). Поэтому накал возмущений значительно ниже: оскорбить и задеть фильмом о людях с избыточным весом можно, пожалуй, только этих самых людей. А для всех прочих название ленты звучит действительно оптимистично: внушая, например, человеку с широкой костью надежду, что в мире есть люди, которые много толще его самого.
Возможно, предчувствуя подобный расклад, автор добавляет в сюжет капельку педофилии – которая предсказуемо перетягивает всё внимание на себя. Соседка, раздающая презервативы («Может пригодиться»), девичья болтовня об отношениях («Ты сосёшь у своего парня? По-моему, это жутко противно»), бегство подружек в ночной клуб (не только ради выпивки, но и ради жарких объятий), нарастающее напряжение между героиней и очаровавшим её доктором – всё это в лёгкую перевешивает тонны детского жирка и обещания энергичного физрука тренироваться до посинения. При этом методика Зайдля неизменна: наблюдение, никакого вмешательства. Он словно бы в стороне - не любит слишком близко приближаться к своим героям, не любит навязывать зрителям своего мнения. И уж тем более не в его правилах выводить из показанного какую-либо мораль: смотрите и думайте сами.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: