Обзор кинопремьер: Росомаха - жив и доволен этим
- 26 июля 2013 10:41
- Максим Марков
Светлана Ходченкова пытается лишить бессмертия «Росомаху», Николас Кейдж вскапывает «Мёрзлую землю», Вера Фармига разбирается с «Заклятием», а простой парагвайский паренёк возит «7 ящиков» ради подержанного телефона – и преуспевает в этом лучше всех, надо честно заметить.
«Росомаха: Бессмертный» (The Wolverine)
США, реж. Джеймс Мэнголд, в ролях: Хью Джекман, Тао Окамото, Рила Фукусима, Светлана Ходченкова, Фамке Янссен.
Росомаху зовут на денёк в Токио – якобы попрощаться со старым другом. Однако умирающий старик просит гостя о неприличном одолжении – отдать ему своё прекрасное бессмертие в обмен на сомнительные радости простой человеческой жизни. А тут ещё злобные якудза нападают на чудесную внучку хозяина, словно специально напоминая мутанту: нечего слюни распускать, пока когти имеются.
Можно ли что-то плохое сказать о фильме, начинающемся со сцены харакири и атомной бомбардировки Нагасаки? О фильме, где есть писающий медведь-гризли, а любимца всех женщин планеты Земля насильно дезинфицируют швабрами в ванной? О фильме, где министр юстиции, балующийся с проститутками, даже не закрывает двери гостиничного номера, а Росомаха в определённый момент вдруг превращается в «ёжика» - утыканным десятками стрел, выпущенных в него коварными ниндзями?.. Разумеется, ничего плохого о таком фильме сказать совершенно нельзя.
Тем более что очередной эпизод саги про «Людей Икс» не позволяет этого в силу элементарной объективности – ибо по своим художественным качествам он явно сильнее всех предыдущих серий (выведем из списка разве что недавний приквел Мэттью Вона с молодыми актёрами). И дело тут в нескольких обстоятельствах, которые случились в мире кинокомиксов за последние годы. Во-первых, естественным образом вырос технический уровень производства – и потому новый фильм обладает столь воодушевляющим поединком на крыше японского «сапсана», который трудно сравнить с чем-либо, ранее в этом сериале случавшимся. Во-вторых, веяния времени не могли не сказаться и на психологической составляющей сюжета, напрямую продолжающего «Последнюю битву»: каждое утро Логан просыпается вместе с лежащей по соседству Джин – тяжело переживая тот факт, что вынужден был самолично убить её ранее. В-третьих, в какой-то мере объединяет первые два пункта: свою основную ставку режиссёр Джеймс Мэнголд (за роли в фильмах которого Анджелина Джоли и Риз Уизерспун получили по «Оскару») сделал на реалистичности рассказа – резко сведя к минимуму и демонстрацию сверхспособностей, и вообще, количество мутантов в кадре (последнее, впрочем, с лихвой возместит бонус на финальных титрах). Всё вместе превратило «Росомаху» во вполне даже приличный фильм – единственный существенный недостаток которого состоит разве что в том, что он всё же мало отделим от тех самых предыдущих серий. Впрочем, вряд ли ведь на этом сеансе найдётся зритель, который не знает, за что именно герой убил свою любимую и что вообще случилось с ними перед этим.
Отдельной репликой нельзя не упомянуть, конечно, участие в фильме нашей дорогой Светланы Ходченковой – по счастью, её появление здесь не ограничилось эпизодом, как об этом можно было бы загодя недоверчиво подумать. Нет, это достойная, почти главная роль – роль главной злодейки, если быть точнее. Причём злодейки-мутантки, специализирующейся на смертоносных поцелуях – не абы что, не хухры-мухры. И смешки насчёт того, что хорошая актриса променяла учение Станиславского на какую-то там «Гадюку», совершенно неоправданны – в конце концов, и Скарлетт Йоханссон чередует игру у Вуди Аллена с очередными «Мстителями», а сыгравшая Мэри Джейн Кирстен Данст впоследствии получила «Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля (не говоря о том, что и среди мутантов есть три обладательницы «Оскара»). Что поделать, если комиксы сейчас – непременный элемент творческой карьеры. И что поделать, если эта Гадюка – на данный момент крупнейший вклад российского искусства в мировое кино этого года.
«Заклятие» (The Conjuring)
США, реж. Джеймс Вон, в ролях: Вера Фармига, Патрик Уилсон, Лили Тэйлор, Рон Ливингстон, Джои Кинг.
В 1971 году большая семья – муж, жена и пятеро дочек – покупает старый дом, чтобы жить в нём весело и счастливо. Однако почти сразу находится заколоченный тёмный подвал – и становится очевидно соседство с прежними обитателями особняка, ныне духами, которые начинают терроризировать невинных людей разными пакостями. Да так, что тем приходится обратиться за помощью к знаменитой супружеской паре демонологов.
Собака не заходит в дом (а наутро и вовсе обнаружена мёртвой), птицы замертво падают под окнами, на теле жены появляются синяки, ночью воняет, повсюду стуки, шаги, скрипы, все часы останавливаются на 3:07, портреты валятся со стены, старый шкаф начинает жить своей жизнью, у младшей девочки появляется невидимый друг… Понятно, что нормальные люди сразу сожгли бы этот дом – и дело с концом. Однако идти этому семейству некуда, тем более всё равно далеко уже не убежать: ведь это как наступить на жвачку – страшный дух прилипает. Вот и остаётся поддаться бесам, которые, как известно, овладевают жертвами в три стадии: заражение, подавление, вселение… Вы точно уверены, что готовы это увидеть?
Как и положено приличному ужастику, начинается «Заклятие» очень спокойно – в отличие, например, от легендарной «Пилы», которой Джеймс Вон десять лет назад дебютировал в кинематографе, изменив (в какой-то мере) представления о жанре и обессмертив (очевидно) своё честное имя. Страх нагнетается постепенно – но очень искусно. Девочки, например, любят играть в жмурки – казалось бы, не они одни, игра как игра, тебе хлопают, ты идёшь на хлопок… Но жуть, что делается, когда в игру включается ещё и призрак маленького мальчика, соскучившегося за десятилетия без товарищей… И это - только присказка, потому что настоящая сказка начнётся во второй половине картины, когда за дело возьмутся профессиональные демонологи, а тех ведь простыми хлопками уже не испугаешь. И там уже будет всё почти по полной программе; но всё-таки – так ли уж надо подобное видеть, особенно этими прекрасными летними деньками?..
Помимо собственно «жути», имеет смысл отметить и чисто кинематографические изыски - вроде безмонтажного прохода через весь дом и поворота камеры с ног на голову. Хотя всё же фильм не лишён целого ряда смысловых дыр, и они нависающими вопросами портят впечатление от и без того излишне слащавого финала (призванного, видимо, показать, что надежда умирает последней). В целом же… В целом мы вас предупредили.
«Мёрзлая земля» (The Frozen Ground)
США, реж. Скотт Уокер, в ролях: Николас Кейдж, Джон Кьюсак, Ванесса Энн Хадженс, Рада Митчелл, 50 Cent.
В 1983 году на Аляске девушке удаётся сбежать от человека, который издевался над нею, насиловал и, скорее всего, намеревался убить. В полиции ей, впрочем, не верят – как можно изнасиловать проститутку? Но находится следователь, который сопоставляет её показания с тем фактом, что за последние годы в округе пропало более двадцати молодых женщин. К тому же и за подозреваемым ходить далеко не надо – есть тут один пекарь, который привлекался как-то раз, да сумел выкрутиться. Как ни странно, но избежавшая смерти жертва тоже указывает на него... Дело за малым – найти доказательства.
Если это и детектив, то детектив от обратного: мы изначально знаем, что убийца – это убийца, тут нет никакого подвоха. Вся интрига картины – удастся ли следователю убедить в этом судью, особенно если учесть, что показания потерпевшей не могут вызывать стопроцентного доверия в силу её профессиональной деятельности, а улики злодеем надёжно спрятаны. Намерен убрать он и эту девушку, ранее чудом избежавшей своей участи; насколько повезёт ей теперь?.. На этих двух вопросах и построена вся история, снятая преимущественно в тёмных тонах – то в мрачных кабинетах, то на вечерних улицах. Сказать честно – можно было бы закрутить сюжет и посильнее. Но что делать – всё было как было (основано на реальных событиях), к тому же Аляска – не место для экспериментов. Как и фильмы с Николасом Кейджем, кстати сказать, - традиционно ровные, но столь же традиционно (за крайне редким исключением вроде фильмов «Сокровище нации» или «Пипец») лишённые «фишки», позволяющей ленту не только посмотреть, но и полюбить.
Как триллер «Мёрзлая земля» тоже не вызывает особых восторгов, хотя в целом это всё же довольно приличное кино – с не до конца растраченным потенциалом, с намётками атмосферы и даже с неожиданно удачными сценами вроде той, где спасающаяся бегством героиня вдруг встречает на заснеженной улице мирно прогуливающегося лося. Картину даже есть, за что похвалить, но всё же в большей степени это пример лишь на четверть реализованных потенциальных возможностей – обещанных зрителю хотя бы довольно удачным трейлером. Но раскрывая заранее все карты, рекламный ролик практически ничего не оставляет собственно фильму, а стало быть – если и идти в кино на этот сеанс, то ничего заранее о нём не зная. И даже забыв всё то, что было написано выше.
«7 ящиков» (7 cajas)
Парагвай, реж. Хуан Карлос Манеглия, Тана Чембори, в ролях: Челсо Франко, Лали Гонсалес, Нико Гарсия, Нелли Давалос, Роберто Кардозо.
Юный Виктор работает носильщиком на гигантском рынке и мечтает купить телефон – хотя бы подержанный. Однажды мечта становится ближе – благодаря подвернувшейся возможности хорошо подзаработать. Всего-то и делов – повозить по округе семь ящиков (чтобы полицейские их при обыске у хозяев не нашли). Главное – ничего не потерять и внутрь не заглядывать.
Не всякий из нас вообще вспомнит, где это – Парагвай. Тем более не так уж и много найдётся среди нас знатоков парагвайского кино. Считанные, можно сказать, единицы. А между тем Парагвай не только существует сам по себе (стиснутый по бокам Аргентиной и Бразилией), но и кино там существует очень даже приличного качества. Во всяком случае, если судить по выходящим нынче в прокат «7 ящикам» - прочие парагвайские фильмы до российских экранов добираются, увы, пока крайне редко. И думается, зря – привычка воспринимать кино только как голливудский (в основном) продукт до добра не доведёт. И потому в очередной раз хочется поблагодарить компанию «Кино без границ» за то, что она разрушает границы в самом прямом смысле этого слова – в данном вот случае берясь показать нам картину из такого далёкого Парагвая. Нет, ну правда – как бы мы её вообще б тогда посмотрели? Да что там – и не узнали бы о ней вовсе.
И были бы обделены – потому что «7 ящиков» не просто отличный фильм, но фильм, доказывающий: хорошее, динамичное, крепко «держащее» кино возможно и без сногсшибательных бюджетов, и без «звёзд», и безо всей той рекламной «мишуры», которая обычно сопровождает премьеры блокбастеров. Главное – это история и желание её интересно рассказать (подкреплённое, понятно, умением это сделать). И это здесь есть – давая в итоге цельный, интригующий и даже довольно сильный фильм, лишённый принципиальных «провалов». Можно, конечно, при желании подивиться некоторой наивности актёрских реакций, но ровно в той же степени диву даёшься от того факта, что простенький телефон с одной лишь камерой стоимостью под сотню баксов и сегодня, оказывается, в Парагвае большая редкость. Ладно, заполучить его мечтает бедный пацан – но ведь и для полицейского такая штука в новинку! Вот ведь как люди на другом конце света живут – а мы и не знаем.
Хотя на самом деле не отпускает мысль, что эта история очень даже легко могла бы быть перенесена и на российскую почву – мало, что ли, у нас своих больших рынков, мало ли там своих носильщиков?.. Может, не на Голливуд нам стоит равняться, а хотя бы на Парагвай? Ведь взять вот эту картину, органично соединяющую эффектный и увлекательный сюжет с описанием жестокой и неблагоприятной социальной среды, вплетающую в повествование и любовную линию, и тему семейных взаимоотношений, и – для привлечения внимания - криминальную «подкладку». Появись такой фильм, сочетающий всё это, у нас – хвалили бы его да нахваливали. А так право гордиться авторами этой ленты остаётся пока за Южной Америкой.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: