Обзор кинопремьер: сказ про то, как финны наших туристов съели
- 29 ноября 2013 11:22
- Максим Марков
В прокат наконец-то выходит «Шопинг-тур» - шутливый хоррор про то, как наших туристов поедают в соседней Финляндии. Заодно с ним стартуют «Последний рубеж» - очередной боевик с Джейсоном Стейтемом, на сей раз по сценарию самого Сталлоне, «Паганини: Скрипач дьявола» - биография легендарного виртуоза, новый «Олдбой» - американский ремейк корейской классики, «Грязь» - ещё одна экранизация Ирвина Уэлша.
«Шопинг-тур»>
Россия, реж. Михаил Брашинский, в ролях: Татьяна Колганова, Тимофей Елецкий, Татьяна Рябоконь, Сату Паавола, Нанна Мякинен, Владимир Некрасов, Лиза Соколова.
Во время закупки в финском супермаркете русские туристы сами превращаются в еду: раз в год съесть хотя бы одного чужеземца обязан каждый добропорядочный финн вне зависимости от социального положения и возраста. И сегодня как раз такой день.
Наконец-то, спустя пятнадцать месяцев после премьеры на фестивале «Окно в Европу» (где фильм заслуженно получил главный приз), «Шопинг-тур» выходит в национальный прокат. А ведь сперва его хотели выпустить в январе, потом в апреле, затем лента и вовсе пропала из сетки релизов – и вот всё-таки случилось. Столь долгую заминку понять, в принципе, можно: таких картин у нас ещё не было. Вернее, были похожие чужие - от тематически близкого «Зомби по имени Шон» до «Монстро», сходного по манере рассказа: здесь тоже блистательно имитирована «документальная» съёмка мобильным телефоном. Но не было подобных своих – и тем более со столь радикальной идеей. А ведь Финляндия – наш друг и сосед. И туристы туда регулярно ездят. А ну как фильм мрачной тенью падёт на наши прекрасные отношения?! Впрочем, стоит понадеяться, что депутаты сами про это кино не узнают, а все прочие, у кого с чувством юмора порядок, им о нём никогда не расскажут.
Потому как фильм замечательный. Изумительный, прекрасный, очаровательный. Динамичный и острый, смешной и в правильных пропорциях циничный. Это настоящая творческая победа – и даже хорошо, что она становится в ряд прочих творческих побед, случившихся в нашем кино уже в этом прокатном году. К спортивной драме, военному фильму, народной комедии, полицейскому триллеру и интеллигентной мелодраме сегодня прибавляется забористый хоррор, чёрная комедия – и именно разнообразие жанров, в которых наши киношники показали класс, становится, пожалуй, главным итогом 2013 года. В России могут снимать очень разное кино – и снимать на «отлично». Так держать.
Справедливости ради надо сказать, что людоеды здесь всё-таки не самое главное. Они, конечно, есть, но ими, простите за каламбур, отнюдь не перекармливают. Ну кого-то грызут на втором плане, лужица крови, оторванная рука на полу – но всё это мельком, без отталкивающего нажима. Камера на таких моментах словно от страха сама тут же отворачивается – но большего и не надо. Всего в меру – как оно и должно быть в такого рода картинах. Центральной же темой фильма становятся отношения молодой ещё матери и взрослеющего сына, которые недавно потеряли мужа и отца. Подросток тайком выпивает пивка, женщина пытается бросить курить, то и дело они принимаются обижаться и спорить друг с другом. Но события этого долгого-предолгого дня напомнят им о главной истине: нет у них никого ближе и дороже. Это как раз то, о чём мы зачастую в суете забываем – и порой нужна изрядная встряска, чтобы об этом напомнить.
Хотя, быть может, и не стоит теперь ездить в эту Финляндию. Мало ли что.
«Последний рубеж» (Homefront)
США, реж. Гэри Фледер, в ролях: Джейсон Стейтем, Джеймс Франко, Вайнона Райдер, Кейт Босворт, Изабела Видович, Омар Бенсон Миллер.
Бывший спецагент, работавший с опасными людьми под прикрытием, обосновался в луизианской глуши, дабы его десятилетняя дочурка могла кататься верхом, не думая о бедах. Хрупкая Мэдди, однако, сама напросилась: дала в нос хулигану, попытавшемуся отобрать у неё бейсболку. Девичья «агрессия» вызвала непропорциональный ответ со стороны родственников толстячка, решивших призвать обидчицу и её столь же ретивого папу к ответу – и постепенно вышедших на тех самых опасных людей, которые имеют к Филу Брокеру свои счёты.
А ведь их предупреждали: «Между детской потасовкой и реанимацией один шаг», «В этих краях люди не мирятся», «кровная вражда», «провинциальная месть». Не вняли – вернее, плохо представились. Герой, конечно, вежливо предупредил в самом начале: «Что бы ты не задумал – передумай», но был, видимо, не слишком убедителен. И что - банальный эпизод на школьной площадке привёл к тому, что папе пришлось доставать из-под кровати боевой арсенал, в ход пошли также вилы и арматура, печальный итог – горка трупов. И всё из-за того, что девчонка поставила пацана на место.
Рассматривать «Последний рубеж» как очередной боевик со Стейтемом не интересно: одним фильмом больше, одним меньше – за редким исключением (в лице «Паркера», например). Это всё довольно однообразные и даже монотонные ленты, полностью предсказуемые уже на уровне трейлера. В данном конкретном случае можно выделить разве Кейт Босворт, предстающую в довольно неожиданной, нехарактерной для красоток роли, да отметить тот факт, что сценарную адаптацию одной книжки выполнил сам Сильвестр Сталлоне (видимо, писал под себя, да пришлось передать роль кумиру нового поколения). Остальное – то, как Стейтем, например, побеждает троих с завязанными сзади руками, - всё не ново, всё уже где-то было.
Поэтому картина любопытна в первую очередь самой завязкой, тем, как детская перепалка становится поводом для местной гопоты облаять новичка – который вместо того, чтобы поджать хвост, неожиданно начинает скалиться сам. Ситуация знакомая – в том числе и по российским реалиям. Это же очень легко перенести на нашу почву: устал офицер от службы, поехал в деревню отчий дом восстанавливать да столкнулся с теми, кто в селе самогон варит и порядки свои устанавливает. Сделать только попроще школьные классы – более ничего и менять не придётся, хоть один в один переснимай! Причём режиссёром можно было бы, например, позвать Хлебникова – у него в этом году был похожий деревенский боевик «Долгая счастливая жизнь», он тему знает. Вместо Джеймса Франко – тот же Александр Яценко, они даже похожи слегка. Вместо Стейтема – ну, допустим, Аверин (Хабенскому тут вряд ли поверят). И что – очень даже может получиться. Просто, когда у нас говорят про ремейки, то думают всё про что-то большое – а ведь хорошая перепевка может получиться как раз из подобного «B-movie». Очень даже может.
И вот с такими мыслями смотреть «Последний рубеж» куда интереснее.
«Паганини: скрипач дьявола» (The Devil's Violinist)
Германия-Италия, реж. Бернард Роуз, в ролях: Дэвид Гарретт, Джаред Харрис, Кристиан МакКэй, Андреа Дэк, Джоэли Ричардсон, Вероника Феррес, Хельмут Бергер.
Виртуозный скрипач Никколо Паганини полон талантов и амбиций, но вынужден, непризнанный публикой, заполнять паузы в опере, выступая в антрактах с шутливыми музыкальными номерами. Всё меняется в тот день, когда к нему в номер входит некто синьор Урбани, намекающий на свои свехспособности и уверяющий, что при подписании договора полностью переменит столь плачевное положение дел. И не обманывает.
Сразу отмечу главный недостаток этой картины: исполнение Паганини своей части контракта нам так и не покажут. Что попросту нелогично: зачем вводить в повествование дьявола – а затем обрывать рассказ на самом интересном месте? Смерть героя при данном раскладе никак не должна являться финалом – а лишь серединой захватывающей истории! Какова плата за всемирный успех, за имя в вечности?.. Решимости (или фантазии) пойти дальше обыденной биографии у создателей ленты, увы, не хватило – и вся чертовщина использована ими исключительно для антуража и броского заголовка. Да и то с заметными условностями: свой договор Паганини подписывает отнюдь не кровью, а всего лишь чернилами. Грош цена такой подписи – чего же мы ждали.
Куда больше внимания здесь уделено образу музыкальной суперзвезды (чему в немалой степени способствует и тот факт, что главную роль исполняет Дэвид Гарретт - не актёр, а сам скрипач-виртуоз). А суперзвезда – это… А) разгульный образ жизни – девушки, наркотики, азартные игры («Почему ты не помогаешь мне с картами?» - «Тут есть только один верный способ – купить казино»). Б) безмерная уверенность в себе: Никколо отказывается бесплатно выступать на королевском «корпоративе», намекая, что британский король в состоянии купить билет на его сольник. В) неистовые поклонницы, занимающие «танцевальный партер» и «фан-зону», падающие в обморок во время концерта и готовые разорвать кумира на клочки, когда тот выбирается из театра с чёрного хода. Г) не менее неистовые противницы звёздного гастролёра, митингующие перед его окнами с лозунгами «Нет покоя развратнику! Нет покоя грешнику!» (ох, как это нам близко!). Д) и разумеется – папарацци, требующие от промоутера бесплатного пива и имеющие силу своими эксклюзивными репортажами или гнусными выдумками как возвеличить, так и погубить артиста.
Таланта, впрочем, всё это никак не отменяет – особенно в сочетании с покоряющей публику эксцентричностью. Паганини долго мучает всех то отказом от репетиций, то задержкой концерта, но снимает все вопросы, эффектно появляясь со скрипкой в переполненном зале не из-за кулис, а из задней двери: суперзвёзды иногда и правда могут себе позволить нечто подобное. Ясное дело, не удалось избежать и коронного номера, но занятно, что свой легендарный трюк с игрой на одной струне скрипач исполняет в кабаке, в окружении простого народа – в качестве случайной, но всё-таки промо-акции. Вообще, собственно музыкальные куски – предсказуемо лучшее, что есть в этом фильме. Их на удивление немного, но именно они – сердце картины, довольно нестойкой, если честно, по целому ряду критериев.
Режиссёр Бернард Роуз известен зрителям по «Анне Карениной» с Софи Марсо и по «Бессмертной возлюбленной» с Гари Олдманом в роли Бетховена, но это не значит, что он и правда хороший режиссёр. Ему удаются отдельные куски, он остроумно выходит из некоторых сложных ситуаций (непроглядный лондонский смог, например, позволил изрядно сэкономить на дорогостоящих декорациях), но нет-нет и проглядывает фальшь, нет-нет – и даёт слабину оператор, нет-нет – и одна лишь похабная улыбка портит целую сцену. В результате его «Паганини» оказывается вроде бы и неплохим фильмом, но определённо и не стопроцентно «хорошим». Возможно (но не факт), что его радостно примут юные девицы, однако подлинные поклонники классической музыки скорее выберут трансляцию оной по каналу «Культура» - или посетят вместо кинозала консерваторию.
Также в прокате:
«Олдбой» (Oldboy)
США, реж. Спайк Ли, в ролях: Джош Бролин, Элизабет Олсен, Шарлто Копли, Сэмюэл Л.Джексон, Майкл Империоли.
Мужчина проводит долгих двадцать лет в заключении, не понимая, кто его заточил и за что. Однажды всё-таки выйдя на свободу, он пытается понять причины, побудившие неизвестного столь жестоко его наказать.
Как правило, американский ремейк вызывает у критика приступ горечи: ну вот, опять все кинуться смотреть вторичный фильм, пропуская мимо себя оригинал, который был куда лучше. Однако в данном случае, есть подозрение, все эти слова излишни: настоящий «Олдбой», даром что корейский, стал и в нашей стране своего рода культурным событием из разряда must see. Во многом, думается, благодаря любимому во всех слоях Тарантино, который дал картине Пак Чхан-Ука высшую и крайне восторженную рекомендацию, будучи девять лет назад председателем жюри Каннского кинофестиваля.
Ирония судьбы в том, что заморской переделкой культового триллера занялся в итоге (после того, как отпали прочие претенденты) Спайк Ли, режиссёр крупный, но Тарантино традиционно недолюбливающий и не упускающий случая миру об этом напомнить (в частности, Спайку не нравится, что Квентин с пугающей регулярностью называет афроамериканцев "ниггерами"). Потому реакция последнего на нового «Олдбоя» киноманами ожидается с особым нетерпением.
«Грязь» (Filth)
Великобритания, реж. Джон С. Бейрд, в ролях: Джеймс МакЭвой, Джейми Белл, Джим Бродбент, Эдди Марсан, Имоджен Путс, Ширли Хендерсон.
Брюс - продажный шотландский полицейский, грязный, порочный, отвратительный. Вот что только можно плохого придумать о представителях закона - всё это, скорее всего, числится уже и за ним. Всё прочнее подсаживаясь на таблетки, Брюс тем не менее мечтает о повышении – а почему бы и нет? Таким, как он, многое может сойти с рук.
Очередная экранизация ещё одного романа Ирвина Уэлша, прославившегося «Трейнспоттингом» («На игле») и до сих пор собирающего с того давнего успеха дивиденды. В целом критика приняла фильм куда лучше прочих поделок по произведениям писателя (см. прошлогоднее «Экстази»), как написал один из иностранных обозревателей, «Грязь» – шальной порочный аттракцион с неожиданными режиссерскими находками». Джеймсу МакЭвою многие прочат по итогам сезона какую-нибудь значительную кинематографическую премию – которую он давно уже заслужил.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: