Обзор кинопремьер
- 30 марта 2012 14:01
- Максим Марков
Какая прекрасная кинонеделя! В прокат выходят такие замечательные иностранные хиты, как античный эпос «Гнев титанов» и парижская мелодрама «Милый друг», а также «У нас есть Папа» - один из самых значительных фильмов прошлого года. Общую картину совсем некстати портят составляющие им компанию неудачные российские ленты «Дирижер» и «Атомный Иван», съемочная группа которых в творческом плане никак не оправдала ни соцзаказ, ни подвернувшийся под него бюджет.
«Милый друг» (Bel Ami)
Великобритания-Франция-Италия, реж. Деклан Доннеллан, Ник Ормерод, в ролях: Роберт Паттинсон, Ума Турман, Кристина Риччи, Кристин Скотт Томас, Холли Грэйнджер.
Прозябающий в нищете Жорж Дюруа получает шанс: армейский товарищ приглашает его на обед, а затем помогает устроиться в популярную газету. Дюруа не приходится даже писать – за него это с успехом делает жена того товарища. Она сразу предупреждает юнца, что быть любовниками им не суждено – но жизнь ведь штука переменчивая… Тем более что другие окружающие молодого человека дамочки сдаются вовсе без боя.
Знакомая история: бездарь забирается наверх – в данном случае, шагая не по трупам, а по женским телам и их разбитым сердечкам. И первый плюс этой замечательной экранизации Мопассана – стопроцентное попадание с исполнителем главной роли. Паттинсон прославился на весь мир после сверхпопулярного подросткового киносериала «Сумерки», и хотя до сей поры особых талантов не проявлял, но благодаря мордашке и томному взгляду стал кумиром миллионов девчат. «Милый друг» - в чистом виде. В придачу к нему – безукоризненный женский ансамбль, красивейшие представительницы трех поколений, обладать которыми не отказался бы, пожалуй, ни один мужчина. И сам фильм, собственно, как раз про это – про то, что каждой девочке, может быть, однажды представится возможность отдаться Роберту Паттинсону, и каждый мальчик может, если повезет, соблазнить Уму Турман. За эту мечту картину и полюбит многочисленная аудитория, не ограничивающаяся ни половым, ни возрастными признаками. Если исключить детей, то «Милый друг» - для всех, потому что дарит надежду.
Новая версия знаменитого романа радует и по многим другим причинам. Костюмы, интерьеры, весь этот парижский антураж – всё это лежит на поверхности и вовсе не является главным. Музыкальная партитура превосходна – но не в ней дело. Ставка здесь делается на достоверность самой истории. Очарование фильма – в затронутом нерве, в точной интонации, в правильности подхода. Ничего, похоже, не умеющий делать нахал, нервный, импульсивный, не сдерживающий себя и требующий вознаграждения совершенно непонятно за что, становится хозяином жизни только потому, что обладает каким-то животным магнетизмом, неотразимо действующим на женский пол. И это тоже своего рода мечта – чтоб и х*й длинный был, и чтобы работать не надо.
«Гнев титанов» (Wrath of the Titans)
США, реж. Джонатан Либесман, в ролях: Сэм Уортингтон, Розамунд Пайк, Лиам Нисон, Рэйф Файнс, Билл Найи, Эдгар Рамирез.
Зевс-громовержец просит сына своего Персея рыбацкие сети оставить и за меч снова взяться. Подземного мира владыка Аид затевает меж тем темное дело. Страшный Кронос из Тартара желает вернуться.
Продолжение прошлогоднего хита «Битва титанов» вновь переносит зрителя в мир мифов и легенд Древней Греции – самого кровавого, жестокого и беспощадного цикла рассказов, который позволительно рассказывать детям. На смену мультфильмам, по которым советские школьники узнавали о подвигах героев, пришел высококлассный экшен с роскошным визуальным рядом и впечатляющими спецэффектами. Нет слов – так готовится к урокам истории гораздо интереснее. И зачем обращать внимания на то, что сценаристы тут, конечно, сильно присочинили? Важно, что получилось это у них хорошо.
Персей не хочет расставаться с сыном – но вынужден, иначе все просто погибнут. Подобным образом начинаются многие остросюжетные фильмы. Но в этой истории есть своя изюминка: предотвратить катастрофу способен только получеловек-полубог – потому что бессмертные боги, оказывается, смертны. Без людских молитв они потеряли свою силу – и обращаются в пепел прямо на наших глазах. И Сэм Уортингтон вновь доказывает, что продюсеры с ним не обманулись, а Джеймс Кэмерон не зря пригласил на планету Пандору. Сам он красив, герой его отважен, еще немного – и 35-летний актер сравнится по своей крутизне если не с нынешним Брюсом Уиллисом, то, как минимум, с Брюсом Уиллисом в молодости.
Команда актерской поддержки не отстает. Ветераны Нисон и Файнс дают бодрячка. Билл Найи появляется на несколько минут – но, как обычно бывает в фильмах с его участием, эти минуты становятся одними из лучших. Эдгар Рамирез страшен и зол. Розамунд Пайк – воинственна и прекрасна.
Предыдущей картиной Джонатана Либесмана было искрометное «Инопланетное вторжение»; упоминаю это к тому, что поклонникам жанра следует хорошенько запомнить его имя.
«Дирижер»
Россия, реж. Павел Лунгин, в ролях: Владас Багдонас, Инга Оболдина, Карен Бадалов, Дарья Мороз, Сергей Колтаков.
Дирижер летит в Иерусалим - там у него концерт и похороны сына. Певцам, исполняющим ораторию «Страсти по Матфею», тоже есть о чем попереживать.
Вначале была музыка. Митрополит Иларион (Алфеев) в настоящий момент занимает должность председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (то есть ту самую, которую три года назад оставил нынешний Патриарх Кирилл). Но вместе с тем он еще и профессиональный композитор. Его сочинения звучат по всему миру, по их окончании публика, как пишут, аплодирует стоя. Однажды среди таких аплодирующих оказался и знаменитый режиссер Павел Лунгин – в последние годы посвятивший себя исключительно духовной теме (впрочем, среди его прошлых работ числятся также вполне светские «Олигарх», «Такси-блюз» и др.). Впечатление было настолько сильно, что два художника решили соединиться в едином порыве – и вот теперь на эту музыку снято кино.
Но увы: музыка – единственное, что есть хорошего в этом фильме. Хотя нет! Еще имеются неплохие актерские работы. Только вот беда в том, что настоящим, серьезным артистам совершенно нечего тут играть – история лишь наспех натянута на музыкальную основу. По словам самого Лунгина, сюжет намеренно простой – благо музыка сложная, и если воспринять в данном случае кинотеатр как консерваторию – да, это подходящее объяснение. Но от кино всегда всегда ждешь чего-то большего, чем бытового видеоряда. А с точки зрения режиссуры здесь совершеннейшая пустота. Умело, впрочем, прикрывающаяся «духовностью».
Наверное, это будет грех, если истинные христиане «Дирижера» пропустят – все-таки не каждый день наш прокат балует зрителя не очередным голливудским мракобесием, а столь высоким и светлым отечественным искусством. Однако экономным верующим в кинозалы можно не торопиться: на Пасху новое богоугодное творение уже покажут по телевизору.
«Атомный Иван»
Россия, реж. Василий Бархатов, в ролях: Григорий Добрыгин, Юлия Снигирь, Денис Суханов, Алексей Горбунов, Екатерина Васильева.
Беременная Таня решает все-таки бросить своего Ваню: ненадежный. На нее тем временем поглядывает недавно приехавший режиссер – он ставит спектакль к юбилею атомной станции. Ему, человеку искусства, сложно понять местных аборигенов – физиков.
Когда полвека назад Михаил Ромм работал над великим фильмом об ученых-ядерщиках «Девять дней одного года», секретность была такова, что он не то чтобы атомную станцию – настоящего атомщика долгое время не мог увидеть. Ему потребовалось биться в самые закрытые врата советской науки, чтобы просто познакомиться с прототипами своих будущих героев. Но времена изменились – и сегодня «Росатом» сам пригласил кинематографистов на некогда закрытые объекты. Потому как решил средствами кино изничтожить тотальную безграмотность населения в отношении атомной энергетики и дать возможность «миллионам зрителей» своими глазами увидеть безопасную эксплуатацию такого сложного технического объекта, как атомная станция (почти дословная цитата выступавшего на премьере представителя организации). Судя по ужасающему результату, приглашены были просто не те люди.
Василий Бархатов – человек, пришедший в кино из оперного мира. Говорят, там он очень знаменит и талантлив. Может быть – это правда, может быть – врут. Сценарист Максим Курочкин – прославленный театральный драматург. Насчет него вроде бы не врут. Композитор Сергей Шнуров… Ну, все мы хорошо знаем «композитора» Шнурова. И актеры нам тоже неплохо известны. Григорий Добрыгин народом любим как «Черная молния», а профессионалами – за фильм «Как я провел этим летом», роль в котором принесла ему приз Берлинского (!) кинофестиваля. Юлия Снигирь – Рада Гаал из «Обитаемого острова». И остальных мы точно где-то видали. Неплохие все люди. Мастера, так сказать, своего дела… Я всё это так подробно перечисляю, чтобы у вас было хотя бы минимальное оправдание – когда вы спросите себя после сеанса: «Что именно меня сюда привело?!.» Или же повторите вслед за одним героем, который в финале этой картины смотрит классический роммовский фильм: «Хорошее все-таки кино, почему сейчас такого не делают?»
«У нас есть Папа» (Habemus Papam)
Италия-Франция, реж. Нанни Моретти, в ролях: Мишель Пикколи, Нанни Моретти, Ежи Штур, Ренато Скарпа, Маргерита Буй.
Епископами избран новый Папа Римский. Но вместо радости новый понтифик испытывает странное чувство недоверия к самому себе: а готов ли он, а способен ли?.. И неожиданно для всех сбегает от свалившейся на него столь ответственной, хоть и почетной ноши. Буквальным образом сбегает – уходит из Ватикана.
Режиссер Нанни Моретти является обладателем «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Комната сына». Но существует мнение, что это одна из самых несправедливо присужденных «Пальм» за последнюю пару десятилетий. «Папа» тоже участвовал в каннском конкурсе, чему предшествовали массовые протесты религиозных фанатиков, пытавшихся запретить картину и предать анафеме всех, кто работал над ее созданием. Бенедикт XVI на эту тему, кажется, отмолчался. И правильно сделал, потому что данный фильм – произведение выдающееся. И он – не о религии. Это картина о выборе.
Имея в своей основе комический, по сути, сюжет, фильм на самом деле чрезвычайно грустный. И Папа тут выбран в герои не ради забавы – а как олицетворение самого высокого предела. Ну кто откажется быть одним из самых почитаемых и влиятельнейших людей на Земле?! И именно поэтому здесь, кстати, героя выбирают не в Президенты – уровень тоже, конечно, серьезный, но совершенно иной. Президент «владеет» страной, а Папа – умами и душами. Главой государства может стать и человек с относительной моралью и нравственностью – глава церкви должен быть безупречен. Президент может делать вид, что знает, - понтифик должен точно знать, куда ему вести людей. И данная картина отчетливо показывает, что есть, конечно, те, кто способен увлечь за собой - но тех, кто не чувствует за собой этого призвания… их гораздо больше. Только вот понять и признать, что ты не ведущий, а ведомый, способен в критический момент далеко не каждый.
«У нас есть Папа» - один из главных европейских фильмов 2011 года. Здесь нет «зауми», не пугайтесь. Это очень «зрительская» картина, которая сперва рассмешит, а потом, возможно, заставит плакать. И уж точно – не оставит равнодушным. Всё это – во многом благодаря неунывающему классику Мишелю Пикколи, который накануне 85-летия сыграл одну из лучших своих ролей (а их у него свыше двух сотен). Сыграл спокойно и мудро. Так, чтобы мы не только поверили, но и поняли моральный выбор его высокопоставленного героя.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: