Обзор кинопремьер
- 24 августа 2012 11:21
- Максим Марков
В прокат выходит фантастическая история любви про «Параллельные миры», триллер о похищении «Средь бела дня», анимационная страшилка про призраков «Паранорман, или Как приручить зомби», обладатель «Золотого медведя» - «Цезарь должен умереть» и документальная работа Мартина Скорсезе «Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире».
«Параллельные миры» (Upside Down)
Канада-Франция, реж. Хуан Диего Соланас, в ролях: Кирстен Данст, Джим Стёрджесс, Тимоти Сполл, Нил Напье, Стелла Маив.
Так уж вышло в этой истории, что два различных мира сосуществуют друг с другом… вверх тормашками. В буквальном смысле – граница между ними проходит не по земле, а по воздуху, и соседи обитают не сбоку, а сверху. И надо же было такому случиться, что двум обитателям этих в чем-то похожих, в чем-то отличающихся планет приспичило влюбиться. Поможет ли им любовь преодолеть непреодолимые, казалось бы, препятствия?
Понятно, что в первую очередь картина привлекает внимание своей картинкой - уж извините за тавтологию. Уважение вызывают как сама придумка, так и техническое ее исполнение: столь концептуальную работу сейчас увидишь нечасто. Хотя сюжетно в таком противопоставлении двух миров нет ничего нового: те бедные, эти богатые – почти то же самое только что было в картине «Вспомнить всё», например. Здесь, правда гораздо больше ярких красок – и главная «фишка» куда эффектнее.
Другой напрашивающийся пример – уже из области классической литературы: «Ромео и Джульетта». Действительно: молодые сердца любят друг друга – но им никогда не быть вместе, потому что родители против. Только вместо родителей, от которых нельзя упорхнуть – родные планеты, которые невозможно покинуть. Но, разумеется, фильма не было бы, если б из правила не было бы исключений.
Сочетание этих двух элементов – вечной истории любви и уникального барьера между влюбленными – рождает любопытный жанровый сплав: мелодраму с сильным фантастическим наполнением. Что вызывает желание оценить, как это выглядит, и узнать, как это всё делалось. А ведь далеко не каждый фильм может таким интересом к себе похвастаться.
«Средь бела дня» (The Cold Light of Day)
США, реж. Мабрук Эль Мекри, в ролях: Генри Кавилл, Сигурни Уивер, Брюс Уиллис, Вероника Эчеги, Джозеф Моул.
Молодой бизнесмен приезжает в Испанию, чтобы пару дней провести с родителями на их яхте. Отдых намечается не из приятных: с отцом у него нелады, а брат неизменно подтрунивает. Но вернувшись на берег после небольшой отлучки в ближайший городок, герой обнаруживает, что его родных похитили. Обращение в полицию дает обратный результат – и вот уже Уилл вынужден удирать изо всех сил, пытаясь понять по пути, чего же именно от него требуют.
И без того стандартная сюжетная канва – герой должен пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что – отягчена в данном случае целым рядом лишних и неубедительных эпизодов. Здесь без меры затянутое вступление – ты понимаешь, что сейчас «всё начнется», но ждать собственно завязки становится уже утомительно. Этим же страдает и остальное действие – пусть все вокруг и бегут, но зритель почему-то зевает. При этом требовать объяснений, кто здесь кто и почему, от создателей фильма глупо: за основу сюжета взят классический макгаффин Альфреда Хичкока – призрачная цель, заведомо в этих самых объяснениях не нуждающаяся. Другое дело, что отодвинув в сторону логику, режиссер не подкрепил ее отсутствие по-настоящему выразительным действием.
Отдельная обида: любимый наш Брюс Уиллис выразительно смотрится на афише, но не столь впечатляет внутри. Вся беготня со стрельбою выпадают его молодому «сынку», в то время как былому «крепкому орешку» только и остается, что красоваться на втором плане. Подобное стремление актера уступить дорогу молодым лишь отчасти можно признать похвальным – однако вот так, совсем уж без боя, уходить в тень ему все же не следовало.
Имеются, впрочем, и положительные моменты. Так, Сигурни Уивер примеряет на себя образ и походку непробиваемого Терминатора – и выходит это у нее очень даже удачно. Не самый яркий мазок в ее творческой палитре – но и не самый плохой. Впечатляет и лихо поставленная сцена автомобильной погони по ночному Мадриду, занимающая минут десять экранного времени и заставляющая по меньшей мере встрепенуться утомленного зрителя. Однако редкие плюсы все же не затмевают многочисленных минусов. В целом это неплохая картина, не хуже многих прочих, посмотреть ее можно. Но можно и со спокойной душой пропустить.
«Паранорман, или Как приручить зомби» (ParaNorman)
США, реж. Крис Батлер, Сэм Фелл; анимация.
У мальчика Нормана мало друзей, зато он видит мертвецов – призраков. Поэтому именно ему суждено спасти свой маленький городок от нашествия зомби.
Как известно, дети перестали бояться – давно прошли времена разнообразных «Золушек», в которых всё самое страшное было связано всего лишь с потерей хрустальной туфельки. Нет, теперь юное поколение требует для себя всё более сильных эмоций – но не поведешь же младшеклассников на «Пилу»? Поэтому большой экран постепенно завоевывают детские страшилки, место которым ранее было темной-темной ночью в темной-темной комнате.
«Паранорман» по прямой наследует «Коралине в Стране Кошмаров» и «Трупу невесты» - все три ленты поставлены в технике кукольной анимации на студии «Laika Entertainment», причем предыдущие две уже прочно завоевали статус шедевра. Но можно вспомнить еще и «Дом-монстр», и целый ряд произведений Хаяо Миядзаки, которые зачастую отличаются совсем недетской мрачностью. Ну и, разумеется, не обойтись в этом списке без классического «Кошмара перед Рождеством», который в следующем году отметит свое двадцатилетие.
Конечно, нельзя сказать, что все уж дети эти мультфильмы смотрят и пересматривают – но нельзя отрицать и того, что имеются у этих произведений свои преданные маленькие поклонники. Которые с радостью готовы пугаться и восхищаться одновременно. Другое дело, насколько готовы будут родители вести своих чад на кино про пусть и кукольных, но зомби.
«Цезарь должен умереть» (Cesare deve morire)
Италия, реж. Паоло Тавиани, Витторио Тавиани, в ролях: Сальваторе Стриано, Джованни Аркури, Козимо Рега, Антонио Фраска, Винченцо Галло.
В тюрьме строгого режима существует театральный кружок. В качестве профилактической воспитательной меры осужденные – кто пожизненно, кто на длительные сроки – репетируют шекспировского «Юлия Цезаря». Репетируют в камерах, в коридорах, на прогулке. Иногда сбиваются и просят перевести дух, иногда вдруг переходят на личности, но даже тогда придерживаются обозначенного великим бардом сюжета. Текст, на удивление, оказывается весьма актуальным.
Братья Тавиани – классики мирового кино, побеждавшие и на Каннском фестивале, и на Московском. С «Цезарем» они победили в этом году в Берлине – несмотря на то, что на двоих им вот уже 162 года. Почтенный возраст не стал помехой для создания «молодого» кино – по фильму ни за что не скажешь, сколько лет его создателям, так свежо и бодро он смотрится. Классический текст перерастает границы театральной условности – и растворяется в реальных интерьерах настолько естественно, будто это не пьеса, а «нормальные» диалоги. К тому же ты вроде и понимаешь, что на самом деле перед тобой – мафиози, страшный убийца, но при этом легко принимаешь и готов поверить, что это – Брут или сам Цезарь. Ведь суть человеческой природы, о которой писал Шекспир в конце XVI века, за четыреста лет никак не изменилась: ложь, коварство, предательство – всё это и сейчас присуще людям. И что уж тут говорить о неистребимой во многих жажде власти, которая во все времена двигала (или тормозила) любые политические процессы. Окружая себя «преданной» свитой, каждый правитель должен опасаться измены – ведь решающий удар в самый ответственный момент может нанести тот, кому больше всего доверяешь.
Фильм не открывает принципиально новых горизонтов в искусстве, но при этом показывает, как искусство может рождаться из самых обыденных ходов и решений. Здесь нет никаких киношных «изысков», играют непрофессиональные актеры, которые произносят очень простые, по сути, слова. Интригует, конечно, то, что они - настоящие заключенные, и тюрьма тоже настоящая, но подобный «эксперимент» не нов и довольно условен. (Можно вспомнить, например, польско-чешских «Братьей Карамазовых», которые не столь давно были разыграны на металлургическом заводе.) «Берет» картина в первую очередь именно своей простотой – иллюзорной и в то же время захватывающей. Казалось бы – «ничего особенного»; а сколько смыслов!
«Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» (George Harrison: Living in the Material World)
США, реж. Мартин Скорсезе; документальный.
Обширное исследование жизни легендарного участника The Beatles: нарезка из уникальных архивных материалов и интервью с людьми, близко его знавшими. Помимо членов семьи о своем друге рассказали Эрик Клэптон, Том Петти, Фил Спектор и, разумеется, Ринго Старр и Пол Маккартни.
Джордж Харрисон прожил не очень долгую (58 лет), но чрезвычайно насыщенную жизнь. Участие в коллективе, преобразившем музыкальный ландшафт ХХ века. Успешная сольная карьера. Работа в кино – среди прочего Харрисон финансировал культовое «Житие Брайана по Монти Пайтону», где сам появился в роли Мистера Пападополуса. Совсем другая, но не отделимая от его образа история – интерес к индийской культуре, принятие индуизма и то несомненное влияние, которое он оказал на процесс сближения Востока и Запада. И это только то, что лежит на поверхности.
Поставил и собрал этот фильм Мартин Скорсезе – не только великий режиссер игрового кино, но и блистательный документалист. В его документальной копилке – основательные путешествия по истории американского и итальянского кино, ленты о певце Бобе Дилане и режиссере Элиа Казане, очерк о блюзе, фильм-концерт The Rolling Stones. Подбирается мастер и к Фрэнку Синатре – но точные сроки этого проекта пока не определены. Но и без того очевидно, что мимо многих документалок можно пройти – но эту ни киногруман, ни настоящий музыкальный фанат ни за что не пропустят.
Останавливает, на самом деле, только одно: продолжительность картины – три с половиной часа. Хотя некоторые наверняка сочтут, что для биографии такого человека, каким был Джордж Харрисон, этого даже чуток маловато. Хотя, конечно, не стоит сомневаться: и Скорсезе, и люди, к которым он обратился со своими вопросами, рассказали о великом «битле» всё, что знали, всё, что могли.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: