Обзор велоинфраструктуры России
- 22 мая 2012 18:50
- Павел Семёнов
Не только Петербург проявляет активность в плане создания велосипедной инфраструктуры. Во многих городах России за последнее время появились объекты предназначенные облегчить использование экотранспорта. Новые велодорожки, велопарковки, велопрокаты растут как грибы. В этом обзоре я постараюсь остановится на наиболее значимых событиях последних лет связанных с данной тематикой.
Наиболее полезными частями велоинфраструктуры несомненно являются велодорожки, но это и наиболее трудный в плане реализации объект. Приятно видеть, что не только в велосипедной столице страны - Петербурге, но и во многих других городах появляются новые трассы предназначенные для безопасного передвижения велосипедистов.
Быстрый обзор новостей связанных со строительством велоинфраструктуры выявил такой список:
Воронеж
Велодорожки:
С начала 2012 года уже открыты три велодорожки из планируемых шести. Также в городе на ближайшие два года запланировано строительство специальных трасс для развития олимпийских видов велосипедного спорта (маунтинбайк, кросс-кантри) включающих в себя профессиональную велотрассу протяжённостью 10 километров. К разработке маршрутов привлекаются представители общественных движений. Власти города планируют за счёт развития велоинфраструктуры привлечь к велодвижению до 150 тысяч человек, что составляет 20% населения города. Судя по тому, что и до этого времени воронежцы зимой не прекращали передвигатся на велосипедах велодорожки будут востребованы круглогодично.
Парковки:
Воронежские велопарковки на данный момент представляют из себя обычные рамки для крепления велосипедов у крупных торговых центров, точек общепита, спортивных магазинов и в основном установлены за счёт вышеперечисленных заведений.
Прокаты:
К сожалению в городе нету общеизвестных велопрокатов, и ближайший удалось найти только в области в 25 километрах от центра Воронежа. К прокату велосипеда прилагаются услуги в виде аренды коттеджа с баней, что возможно и будет интересно европейским туристам, но к сожалению не способствует удобству жителей города планирующих лишь изредка использовать экотранспорт.
Москва
Велодорожки:
В столице нашей родины ввиду размеров города прокладка велодорожек тоже планируется в гигантских масштабах. В планах мэрии города охватить велодорожками всю столицу, проложив их в каждом из 125 районов города. Первая очередь велодорожек пройдёт по набережным Москвы и составит в общей сложности около 79 километров. На данный момент в столице уже проложены "пилотные" версии велодорожек в районе здания МГУ. Также велодорожки есть на Лужнецкой и Пушкинской набережных.
Парковки:
На территории Центрального округа Москвы на начало 2012 года уже оборудовано 42 муниципальных парковки для велосипедов расположенных у торговых центров, парков. По всей территории города многие частные фирмы устанавливают у различных общественных мест самостоятельно изготовленные парковки. К примеру один из монобрендовых веломагазинов предлагает кафе и ресторанам совместно размещать велопарковки на их территории с нанесением фирменных логотипов веломагазина и компании рядом с которой ставят парковку. В середине прошлого года по городу уже насчитывалось около 10 таких рекламных парковок.
Прокаты:
В городе насчитывается около 10 известных велопрокатов которые предоставляют велосипеды как для катания в парках города в рекреационных целях, так и для перемещения по городу. К сожалению ни один из прокатов не развит настолько, чтобы можно было взять велосипед в прокат в точке А и оставить его в точке Б использовав просто для перемещения по городу. Но примечательно то, что некоторые велопрокаты также осуществляют и экскурсионную деятельность, позволяя гостям города воспользоватся экотранспортом в процессе осмотра достопримечательностей.
Пермь
Велодорожки:
В Перми с 2009 года постепенно появляются велодорожки, на данный момент существует несколько дорожек размеченных на тротуарах, и одна проложенная по проезжей части улицы Ленина, которую в ближайшем времени планируется отгородить от автомобильного потока гибкими столбиками и обеспечить таким образом безопасность велосипедистов.
Парковки и прокат:
В планах городских властей оборудовать на городских улицах специальные боксы для хранения велосипедов, обслуживанием этих велогаражей займётся коммерческий оператор. В блоге замглавы администрации города Надежды Кочуровой в апреле была опубликована информация о том, что полностью определено местоположение 26 будущих велопарковок и в мае будут рассмотрены предложения потенциальных операторов парковок и велопрокатов. Отличительной особенностью является заявленная возможность взять велосипед в прокат по одному адресу, и сдать его в любом другом пункте проката.
В данный момент в городе насчитывается около 15 велопрокатов (на удивление больше, чем в Москве) предоставляющих велосипеды для комфортного передвижения по городу и осуществляющих экускурсионную деятельность.
Новосибирск
Велодорожки:
К сожалению в Новосибирске велодорожки существуют только на территории Академгородка и находятся в плачевном состоянии. ГИБДД советует вносить велодорожки в проект при строительстве транспортной инфраструктуры, но окончательное решение об этом принимает муниципалитет, а у него по словам мэра нету средств даже для ремонта существующих велосипедных трасс.
Парковки и прокаты:
Первая в Новосибирске велопарковка "по европейским стандартам", представляющая из себя обычную рамку для пристёгивания велосипедов, открылась летом 2011 года у кинотеатра "Победа". До этого велопарковки вида "труба для пристёгивания" существовали в основном у торговых центров города. Также в городе существует несколько велопрокатов не сильно отличающихся от уже описанных ранее побратимов из других городов.
Екатеринбург
Велодорожки:
В этом городе с велодорожками не всё так просто. В результате противостояния администрации города и министерства по управлению госимуществом Свердловской области в вопросе принадлежности лесопарков в черте города и планов их развития, екатеринбуржцы рискуют еще долго оставатся без рекреационных мест катания. Основной претензией администрации города является то, что МУГИСО за последние четыре года вывело из состава Лесного фонда 500 га городских лесопарков построив на них различные объекты, в том числе и торговые.
"Сегодня МУГИСО готовит огромный проект по использованию рекреационных зон лесопарков Екатеринбурга, где планируется построить велодорожки, дороги для проезда транспорта, создать инфраструктуру для обеспечения отдыха. Мы против такого использования лесопарков" - рассказывает изданию "Деловой Квартал" Сергей Архипов, председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга.
Тем не менее, хотя у властей города и нету на данный момент чёткого понимания о том, где должны проходить велодорожки, они предлагают представителям заинтересованных общественных организаций ознакомится с планами администрации по реконструкции и строительсву объектов улично-дорожной сети, чтобы внести свои предложения и пожелания по велоинфраструктуре города.
При этом мэрия города ввиду отсутствия в России нормативной базы для проектирования объектов велосипедной инфраструктуры планирует ориентироватся на нормативы применяемые в Нидерландах, как наиболее подходящие к российским условиям.
Однако стоит заметить, что пока власти города определяются с планами и проектами, застройщики проектирующие новые районы города успешно включают велодорожки в транспортную сеть. Так к примеру поступила Ренова Стройгруп застраивающая Академический район Екатеринбурга.
Велопарковки:
В этом плане Екатеринбург идёт если уж не впереди планеты всей, то точно впереди всех городов России. Уже в марте 2012 года общественная организация "Вело-город" представила первую в России автоматизированную велопарковку сделанную по принципу сейфовой ячейки. Разработка уже запатентована и к лету планируется расположить несколько таких велостоянок у торговых центров, учебных заведений, станций метро. Стоимость хранения велосипеда составит от 10 до 50 рублей в час.
Велопрокат:
К сожалению с велопрокатами тут не всё удачно. Удалось найти менее пяти прокатов предоставляющих стандартный набор услуг. Велоэкскурсии не проводятся.
Уфа
В 2012 году в Уфе впервые появятся велодорожки. Это пилотный проект, две велодорожки планируется проложит для соединения микрорайонов Инорс и Сипайлово а также по улице 50-летия Октября. Госкомитет Республики Башкортостан планирует развивать это направление создав велодорожки также и в других населённых пунктах республики.
Великий Новгород
В рамках ремонта дорожного полотна на проспекте Мира в этом году запланировано создание велодорожки, также по словам мэра города велодорожку проложат и вдоль Юрьевского шоссе.
Отмечу, что пару лет назад местные активисты, в целях привлечения властей к проблемам велодвижения, самовольно разметили тротуар вдоль одной из центральных и самых загруженных улиц города - Большой Санкт-Петербургской. Ночью, с помощью трафарета, они отделили часть тротуара пунктирной линией и нарисовали на ней символы велосипеда. Эта выходка стоила им пяти часов проведённых в КПЗ.
На данный момент в городе существует всего три официальные велодорожки.
Зеленоград
В Зеленограде активисты совместо с администрацией разработали проект велодорожки соединяющий студенческий городок и учебные корпуса МИЭТа. Также планируется планируется соеденить её с велодорожками рекреационного назначения которые будут проложены по лесопарку. Зеленоградские студенты активно используют велотранспорт если судить по заполненности велопарковки перед главным корпусом института.
Краснодар
В 2011 году в Краснодаре появилось две велодорожки, в начале года открыли велодорожку на Ейском шоссе, а в декабре мэр города прокатился с активистами по пятикилометровой велодорожке шириной в один метр нарисованной на тротуаре в центре города. В будущем в городе - по словам мэра, планируется строительство новой велосипедной дорожки которая соеденит центральную часть и спальные районы Краснодара.
Красноярск
Единственная в Красноярске велодорожка протяжённостью менее 6 километров проходит по острову Татышев - месту рекреационного отдыха горожан. К сожалению пропускная способность велодорожки, по словам заместителя руководителя Красспорта Владимира Мусиенко, 491 велосипед, в то время как в распоряжении частных велопрокатов осуществляющий деятельность на острове 740 велосипедов и еще 400 у дирекции парка.
Архангельск
Несмотря на полное отсутствие велоинфраструктуры в этом северном городе (первая велостоянка появилась в конце 2011 года) местные активисты с разных фронтов пытаются протолкнуть идею развития велодорожек, к примеру в 2009 году начальник МРО ГИБДД УВД г. Архангельска Алексей М. и директор НП "Зелёная волна" Надежда Р. съездили на неделю в Швецию для стажировки и осмотрели город Лулео с его северными велостоянками, велодорожками, велопарковками.
В том же году волтнтёры АРМЭОО "Этас" провели выездной семинар в Малых Корелах в результате чего выработали следующие рекомендации для мэрии Архангельска:
1) Оборудовать велостоянки, в первую очередь - в местах, находящихся под контролем видеокамер
2) Проложить сквозные велосипедные маршруты по основным магистралям города
3) Ввиду высокой социальной значимости велотранспорта и для предотвращения аварий на дорогах разработать меры по бесплатному обучению велосипедистов правилам дорожного движения
Владивосток
К сожалению каких-либо упоминаний о велоинфраструктуре этого города найти не удалось, но радует то, что в новых строящихся объектах, таких как студенческий кампус на острове Русский, предусмотрены велостоянки и прокат велосипедов.
В списке городов которые так или иначе в последнее время затрагивали тему развития велосипедной инфраструктуры можно найти:
Казань - - разработка веломаршрутов
Пензу - - обустройство велодорожек
Сочи - - велотерминалы бесплатного проката
Сыктывкар - - муниципальные велопарковки
Ставрополь - - открытие сети велопарковок
Самару - - велодорожка
Тольятти - - планируются велодорожки
Тюмень - - планируются велодорожки
Тверь - - планируются велодорожки и инфраструктура
Ульяновск - - появляются велопарковки
Набережные Челны - - запланировано 100 км велодорожек
Череповец - - развитие велоинфраструктуры и велошкола
По данным Википедии велодорожки в России есть также в том или ином виде в:
Анапе, Балашихе, Белгороде, Дубне, Иваново, Ижевске, Нальчике, Пскове, Ростове-на-Дону, Самаре, Светлогорске, Твери, Чебоксарах.
К сожалению отсутствие грамотного и централизованного подхода к строительству велодорожек в масштабах страны приводит к таким печальным результатам как размеченные краской тротуары, без знаков на столбах предупреждающих водителей о пересечении с велодорожкой, трассы выложенные плиткой без ливнестоков, которые после дождя превращаются в озёра и вызывают недовольство обрызганных проезжающими велосипедистами пешеходов, велодорожки проложенные по краю проезжей части и в результате занятые припаркованными автомобилями.
Для сравнения стоит привести несколько городов соседних с нами стран, в том числе и бывшего СССР, которые по сути испытывали теже проблемы восстановления экономики и поддержания инфраструктуры после развала союза.
Минск - Республика Беларусь (Белорусская ССР)
В 2009 году в Минске появилась полноценная велодорожка длинной (!) 27 километров пролегающая через весь город. Отдельная от тротуара, со знаками, разметкой. В 2012 у здания ГАИ столицы поставили велопарковку. Всего в Минске к середине 2012 года было 40 участков тротуаров где разделены велосипедная и пешеходная части (помимо вышеназванной велодорожки). В городе около 300 тысяч велосипедов, по части тротуара главной улицы отданной велосипедистам в пиковое время проезжаето около 150 велосипедистов в час. Горисполкомом дано поручение - в каждом районе ежегодно должно строится 10 километров велодорожек.
Рига - Латвийская Республика (Латвийская ССР)
В Риге на данный момент существует несколько велодорожек. Одна 80-х годов, из центра Риги в Юрмалу на морское побережье, и несколько малых дорожек по районам города. К постройке планируется разветвлённая сеть охватывающая основные магистрали. В мае 2012 года председатель Рижской думы совершил инспекционную поездку по основной велодорожке и обсудил с активистами дальнейшее развитие велоинфраструктуры. В связи с повышением тарифов на проезд и достаточно мягким климатом в последние годы, всё больше рижан пересаживаются на двухколёсный транспорт. С 2010 года в Риге и Юрмале работает сетевой прокат велосипедов BalticBike позволяющий забронировать велосипед по телефону или через интернет, взять его в одном из 19 пунктов выдачи, а после использования вернуть в любой другой ближайший пункт. Велопрокаты кстати работают круглосуточно, и являются частью европейской сети прокатов nextbike. За 2011 год услугами проката воспользовались 15000 человек, при цене проката 1 евро в час.
Хельсинки - Финляндская Республика (Великое княжество Финляндское)
Тут всё просто: 1000 километров велодорожек и еще 1200 в прилегающих Эспоо, Кауниайнен, Вантаа. Любая дорога проектируется "в комплекте" с паралельной велодорожккой, существует категорический запрет на парковку автомобилей на тротуарах и велодорожах (штраф до 50 евро). Развита система проката бесплатных общественных велосипедов CityBike представляющая из себя 26 велостоянок в центре города, где велосипеды можно взять под залог в 2 евро.
© Павел 'PaaLadin' Семёнов
© Клуб ВелоПитер
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: