Очень смешно, мило и немного грустно: чего ожидать от фильма «Драмарама»
- 15 октября 2021 12:57
- Евгений Шлапаков, кинообозреватель «Ридуса»
Фестиваль американского кино AMFest продолжает представлять искушенным зрителям новые ленты из намеченного расписания. 14 октября в Москве состоялась еще одна российская премьера — молодежная комедийная драма. Впрочем, жанр можно было не указывать: название фильма «Драмарама» говорит само за себя. Мы уже посмотрели фильм и готовы рассказать вам о своих впечатлениях от увиденного. Разумеется, без спойлеров.
Действие ленты разворачивается в середине 90-х годов. Пятеро закадычных друзей закатывают прощальную домашнюю вечеринку — последний шанс повеселиться вместе перед отъездом из провинциальной глуши по университетам. Планы у всех грандиозные: одного ждет Лос-Анджелес, другая грезит Нью-Йорком и завоеванием Бродвея. Несмотря на годы общения, у каждого в шкафу притаились свои секреты, страхи и сомнения, которые вскрываются во время отрыва. И им придется самостоятельно решать, выдержит эта дружба сегодняшний вечер или на этом их связь оборвется.
Фильм представляет собой очень камерную, практически театральную постановку — 95% всей ленты будет развиваться в пределах одного дома. Как и положено хорошему театральному действу, оно сосредоточено на пяти главных персонажах. Все они яркие, каждый со своей индивидуальностью: тихий, но вычурный Джин, улыбчивый и артистичный Оскар, веселая и острая на язык Элли, чересчур набожная и осторожная Клэр, амбициозная и прямолинейная Роуз. Их объединяет многое — школа, студия сценического искусства, походы в церковь, любимые исполнители на пленочных кассетах и воплощенные в жизнь театральные постановки.
Все они — гики и нерды, помешанные на театре и кино. Даже тусовка у них максимально неординарная — в викторианском стиле и с квестами-загадками. Костюмированное веселье, в которое они врываются с пафосом и нарочито серьезными лицами, выглядит невероятно вычурно, но в голове упорно начинает стучать мысль: если ваша вечеринка не похожа на эту, даже не смейте меня на нее звать.
Причудливость происходящего становится отличным плацдармом для шуток, практически лишенных пошлости и сортирного юмора. Ребята то и дело повторяют «Боже, помоги», вспоминают о комиксах, в которых аборт был причиной попадания в ад, неловко говорят о сексуальных аспектах, попутно удивляясь, почему их за все четыре года старшей школы так и не заинтересовали серьезные отношения с противоположным полом. Да, ребята ко всему прочему еще и крайне набожны (по большей части), не ругаются матом и в отсутствие родителей даже не помышляют о потреблении спиртного. Хотя графин с запретным содержимым стоит на видном месте.
Смотришь на это всё и умиляешься: вот она, эпоха, которая еще не знает о нашествии «Американского пирога» и всеразрушающей сексуальной революции. Все это выглядит чуть ли не детским садом, но потом осознаешь, что это тоже нормально, пусть и непопулярно у сегодняшней молодежи. Причем все вышеперечисленное не помеха юмору — весь зал совершенно искренне смеялся в голос чуть ли не каждую минуту. В сюжете никак не фигурирует волнение по поводу невозможности лишения девственности, пьяные выходки или излишнее возбуждение. Учитесь, граждане киноделы: оказывается, так тоже можно было.
Но чем дальше идет повествование, тем больше понимаешь, что, несмотря на внешнюю «гиковость» и помешанность на театральных фишках, перед тобой самые обычные подростки, которые внутри переживают настоящую войну. Будущее манит своей непредсказуемостью, ею же и пугает. Мечты и желания взлетают выше уровня неба, но реальность иногда слишком жестоко опускает на землю. Кажется, будто ты знаешь абсолютно все в этой жизни, но потом оказывается, что не знаешь ровным счетом ничего.
Каждый из героев переживает свою драму, хотя и старается тщательно ее скрывать. Но не получается: ведь любое действие, даже незначительная шутка, становится триггером, срывающим все защитные механизмы. Сквозь вскрытые раны выходят наружу и недосказанность, и старые обиды, которые требуют объяснений, и взаимные претензии.
Дружеские конфликты показаны реалистично, несмотря на театрализованное действо, каждый из нас, несомненно, переживал что-то подобное. И здесь мы внезапно понимаем, что раздоры между друзьями случаются, и это нормально. Это тоже опыт, который случается не потому, что вы плохие друзья, а потому, что вам не все равно. И если это действительно так, то и конфликт в итоге разрешится положительно.
Наряду с этим здесь ярким цветом выделена сюжетная линия, посвященная раскрытию ЛГБТ-персонажей и их проблем. В частности, это касается Джина, одного из главных героев. Он уже давно одержим идеей совершить каминг-аут, но никак не решится открыться своим друзьям. В лице этого персонажа сюжет раскрывает все самые большие страхи людей с нетрадиционной ориентацией, и главный из них — ужас от мысли, что самые близкие и дорогие люди не примут их выбор и предпочтут оставить их за бортом своей жизни. Вот и Джина терзают сомнения: а достаточно ли крепка их связь и выдержит ли она такое испытание? Он дистанцируется в надежде, что если ослабнет связь, то потерять их будет намного легче. Но бесследно это не проходит: друзья замечают его отчуждение, а значит, конфликт неминуем.
Со стороны именно этой темы фильм показывает нам простую истину: посмотрите, как сильно изменился мир. Посмотрите, насколько было сложнее жить тогда и насколько проще стало сейчас. И речь не только о представителях ЛГБТ. Да, сейчас не хватает той искренности и наивности, которой пронизано происходящее в фильме, и проблем меньше не стало, но, во всяком случае, теперь это уже другой мир, другое время, которое уникально по-своему. И необходимо ценить то, что имеешь, ведь у твоих предшественников не было и половины той роскоши, которой ты сегодня обладаешь.
Фильм вообще отчаянно ностальгирует по ушедшей эпохе: герои ставят музыку с компакт-дисков, снимают придуманные скетчи на пленочную видеокамеру, говорят по проводным домашним телефонам. Миллениалы вспомнят детство, а зумеры воочию увидят, каким был подростковый возраст в годы, когда по радио звучали композиции начинающей певицы Бритни Спирс, а мобильники были исключительной привилегией очень богатых людей.
«Драмарама» переполнена всем тем, за что люди ценят молодость, — весельем, искренностью и настоящей дружбой. Глядя на то, как герои идут наперекор своим сомнениям, совершают ошибки, плачут и смеются, за полтора часа ты успеваешь прожить с ними целую жизнь, которую под конец становится так больно отпускать. Ведь к ним привязываешься, они теперь совсем тебе родные. Фильм не дает прямых ответов и не пытается расставить все точки над «i», оставляя лишь обнадеживающее многоточие, которое ничего не гарантирует, но обещает, что все будет хорошо.
Кому понравится эта лента? Любителям 90-х, лампового кино, историй о дружбе и принятии себя. Тем, кого очень достали сортирные шутки и кого не отталкивает ЛГБТ-тематика. И тем, кто не боится показаться смешным или нелепым. Ведь «Драмарама» иногда такой и притворяется, на деле оказываясь настоящей одой верности и постулату о том, что человека обычно любят за то, какой он есть, а не за то, какой выбор он для себя делает.
«Драмарама» доступна для просмотра в рамках фестиваля американского кино AMFest с 14 октября.
Это не первая премьера с AMFest, которую мы освещали. Ранее мы уже писали о спортивной драме «Жокей», которую вам тоже наверняка захочется оценить.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: