+0
Сохранить Сохранено 7
×

Офисный планктон мечтает переквалифицироваться в слесарей и токарей


Офисный планктон мечтает переквалифицироваться в слесарей и токарей

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Каждый третий работник умственного труда готов сменить свою профессию на рабочую специальность, выяснила служба исследований HeadHunter, опросив почти 11 тысяч белых воротничков. При этом 10% респондентов выразили безоговорочную готовность заняться квалифицированным физическим трудом, еще 22% допускают такой карьерный поворот в случае гарантированного трудоустройства.

Твердым отказом на предложение о смене рода деятельности ответили всего 18% опрошенных (больше всего таких в Москве и Санкт-Петербурге с прилежащими областями). «Скорее, нет» сказали 14%. Пятая часть представителей интеллектуальных специальностей готова перейти из офиса на завод в случае крайней нужды (кризис/увольнение). Остальные участники опроса пойдут на это, если государство оплатит обучение, или же они уже имеют рабочую специальность, но трудятся не по профессии.

Я бы поваром пошел, пусть меня научат

Больше всего «офисных воротничков», готовых «перекраситься», в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах. Основным мотивом для такой кардинальной смены деятельности являются перспективы профессионального роста и увеличения дохода, которые, по мнению респондентов, в рабочих специальностях выше — 51%. Второй по популярности стала возможность зарабатывать, занимаясь любимым делом, — 32%.

Наиболее привлекательной офисным служащим кажется профессия кондитера/пекаря — 9% освоили бы именно ее. Далее следуют повар и автомеханик.

Респонденты, не рассматривающие возможность получения рабочей специальности, среди основных причин называют слабое представление о карьере в областях ручного труда (33%) и высокий нынешний доход, превосходящий возможный заработок в рабочих профессиях (27%).

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

«Сейчас очень популярная тема на рынке труда — дефицитность рабочих профессий. И в связи с этим мы решили узнать, готовы ли вообще работники что-то поменять в своей жизни, — пояснила „Ридусу“ руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. — Все-таки офисная работа очень привлекательна, например та же сфера продаж, где менеджеры по продажам могут получать практически без опыта достаточно высокий доход. Мы поинтересовались у наших работников, вообще интересно ли им было бы перейти. И в принципе результаты достаточно позитивные».

Обманчивые цифры

Другие эксперты оптимизма не разделяют. В подобных исследованиях интересна динамика — больше стало тех, кто хочет переквалифицироваться, или меньше, а сами по себе озвученные цифры ни о чем не говорят, считает президент кадрового портала SuperJob Алексей Захаров. Он убежден, что тенденции к осознанному переходу людей из офисов в рабочие специальности нет и никогда не будет, ни в России, ни во всем мире. Скорее, напротив, из синих воротничков люди хотят попасть в белые.

«И учат детей, и стараются отправить их в лучшую школу, чтоб руки не были в масле, а ноги — в грязи. Конечно, если человек с высшим образованием не может заработать столько, сколько он же может заработать таксуя, он с удовольствием будет таксистом. Но разговоры о том, что нам нужны высококвалифицированные рабочие, — некое лукавство», — считает эксперт.

По его мнению, рабочий труд будет сокращаться, и быстрее, чем такой же офисный, и пропаганда рабочих профессий сегодня сродни призыву ездить на лошадях.

«Автоматизация нагоняет. Новые заводы, которые строятся, не нуждаются в высококвалифицированных рабочих вообще. „Норникель“ строит заводы с концепций „ноль людей на заводе“. „Русал“ строит шахты с концепцией „ноль людей в шахтах“», — рассуждает Захаров. 

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Мария Игнатова признаёт, что автоматизация трансформирует рынок. Но этот аргумент можно приводить практически по каждой профессии. Взять, например, обычного офисного аналитика, работа которого связана с цифрами, — компьютер умеет считать гораздо быстрее. Рабочие профессии как таковые все равно не исчезнут, уверена эксперт, просто появятся другие, смежные.

«Как именно они будут трансформироваться, пока сложно говорить. Но то, что люди будут нужны по крайней мере в ближайшие 10—15 лет, это точно, — не сомневается Игнатова. —  А дальше, видимо, просто появятся какие-то технологии, с которыми они будут работать, и все равно какая-то доля останется на рынке в любом случае».

Интерес к физическому труду молодеет

Подобное исследование HeadHunter уже проводил 3—4 года назад, но сравнить результаты напрямую невозможно, потому что структура вопросов была несколько иной, отмечает представитель компании. Тогда людей просто спрашивали, готовы ли они сменить сферу деятельности, не закладывая дополнительных градаций.

По словам Игнатовой, в предыдущем исследовании тоже достаточно высокий процент респондентов отмечал готовность сменить офисную работу на физический труд. Но тогда это в основном были люди достаточно зрелых возрастов, которые еще помнят прежнюю структуру рынка, где рабочих профессий было больше, а их престиж выше, и, возможно, были бы не прочь в нее вернуться. А сейчас интерес к такой работе проявляет и молодежь.

«Пять лет назад молодые специалисты в принципе не воспринимали рабочие профессии как направление, куда бы они могли идти развиваться. Им казалось, что там очень маленькие зарплаты и непривлекательный труд. Сейчас ситуация все-таки изменилась, — говорит эксперт. — Тему рабочих специальностей стараются поднимать, о ней много говорят. У нас достаточно много современных предприятий с неплохими зарплатами. И мы видим на рынке достаточно много вакансий тех же слесарей, техников каких-то с окладом в Москве, например, 70—80 тысяч рублей, что очень неплохо при средней столичной зарплате в 60 тысяч рублей». 

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков напоминает, что рабочие, которые получают такое высокое жалование, как правило, люди с опытом. Эти люди имеют авторитет, и поэтому им доверяют какие-то особенно точные работы и сложные задания. А вновь пришедшему работнику, который не имеет опыта или вообще по данной специальности, или на данном предприятии, наверное, нельзя быть уверенным, что ему предоставят высокий заработок.

«Рассчитывать на хорошую зарплату можно, конечно, и без опыта, при наличии высокого разряда по той или иной специальности. Но это требует какой-то подготовки, на что тоже нужно время. Поэтому прямо с офисной должности перейти на должность квалифицированного рабочего довольно сложно», — охлаждает эксперт пыл потенциальных «перебежчиков».

Плюс социальная стабильность

В HeadHunter не спорят с тем, что высокие зарплаты доступны при наличии определенных знаний и квалификации, и вряд ли вышеназванные оклады имеет сантехник или слесарь низшего разряда. Но в принципе такие зарплаты есть на рынке, просто раньше об этом не все знали, а сейчас говорят все чаще, и поэтому интерес к рабочей сфере потихоньку возвращается. Да и сами работодатели жалуются на катастрофическую нехватку таких кадров.

Люди, которые готовы сменить офисную работу на рабочие специальности, понимают, что не сразу смогут претендовать на высокую зарплату, но видят определенные перспективы быстрого обучения и профессионального роста. «То есть это люди, которые, возможно, сейчас получают не самую высокую зарплату, и им кажется, если они перейдут в рабочие профессии, то там будут получать больше», — допускает Игнатова.

Недаром, наверное, по привлекательности на первом месте стоят те сферы физического труда, где не требуется особо долгой и сложной подготовки. Кроме того, продукты питания и сладости все-таки пользуются более постоянным спросом, чем офисные услуги, добавляет Щербаков. И предполагает, что белые воротнички, готовые уйти в рабочие, возможно, чувствуют некую неуверенность в завтрашнем дне и хотят получить более стабильное социальное положение и стабильный заработок.

Результаты исследования это подтверждают: пятая часть респондентов назвала более стабильное самоощущение в случае обострения экономического кризиса основным мотивом к тому, чтобы получить рабочую специальность. А 42% респондентов считают, что физический труд лучше защищает от экономической турбулентности.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (1)

  • Клара
    Клара 09 февраля 2018

    Сказочники, да и только! Максимум, что можно добиться в рабочих специальностях, так это стать мастером. А для этого надо "посидеть" для начала, бригадира, а потом и самого мастера, которые не спешат расставаться со своей з/платой... А простой работяга, да и без квалификации, да, работая в поте лица своего, максимум заработает тысяч 15-20... А вы приводите какую-то сказочную статистику...

    Ответить
    0 +