+3
Сохранить Сохранено 7
×

Она убила 309 фашистов


3 1 5827

Она убила 309 фашистов

«Битва за Севастополь»

Украина — Россия, реж. Сергей Мокрицкий, в ролях: Юлия Пересильд, Олег Васильков, Евгений Цыганов, Никита Тарасов, Джоан Блэкхем, Полина Пахомова, Анатолий Кот, Сергей Пускепалис.

Сайт фильма

В 1957-м году в Москву прилетает бывшая первая леди США Элеонора Рузвельт. В Кремль к Хрущёву гостья не спешит: сперва она просит отвезти её к давней знакомой, Людмиле Павличенко. В 42-м та приезжала в Америку в составе советской делегации, призванной поставить вопрос об открытии второго фронта. Представляясь, назвала число убитых ею — «не людей: фашистов» — 309. Ошеломлённые журналисты тут же окрестили 25-летнего снайпера «Леди Смерть», не вдаваясь в подробности ею пережитого.

А подробности были. Родилась в 1916-м, мать — учительница английского, отец — майор НКВД. В 1937-м поступила в Киевский университет. На радостях пошла с друзьями на стрельбище, выбила 47 из 50. Получила направление на курсы мастеров точного выстрела. Начало войны встретила в Одессе и тут же попала в новый тренировочный лагерь. В сентябре 41-го сбила первый танк, была награждена винтовкой и поклялась убить из неё сто фашистов. План перевыполнила с лихвой: ей было не только в кого стрелять, но и за кого — война постепенно обернулась для неё личной местью. Что было грамотно использовано пропагандой: известно, что бойцы Красной армии шли с её именем в бой.

Трейлер фильма «Битва за Севастополь»

Главная мысль, тревожившая ещё до просмотра: Сергей Мокрицкий, поставивший неубедительные «Четыре возраста любви» (2008) и вовсе незамеченный «День учителя» (2012), — кандидатура для подобного проекта неочевидная. Тут война, тут масштаб — куда ему потянуть?.. С другой стороны, а казался ли убедительным в своё время Александр Котт в качестве потенциального режиссёра «Брестской крепости»? Он, правда, был тогда более известен в профессиональных кругах, но определённый риск всё же присутствовал. В кино ведь как — на сто процентов никогда не угадаешь. Даже именитые мастера могут оступиться. И если не привлекать к новым постановкам новые имена — как тогда двигаться к новым вершинам?..

По счастью, Мокрицкий — как и Котт пять лет назад — возложенное на него доверие оправдал. «Битва за Севастополь» — кино очень хорошее. Суперское. Очень точное и важное. В очередной раз за волосы вытягивающее русскоязычный кинематограф из трясины, в которую он то и дело с позорным треском проваливается.

Русскоязычный — потому что назвать фильм «российским» или «отечественным» не получится: идея картины родилась три года назад в Госкино Украины — и Севастополь в процессе её разработки был ещё вовсе не нашим. Но давайте всё же представим, что кинематограф не знает политических границ, и не будем распиливать ленту на «свои» и «чужие» куски. Есть кино хорошее — и есть плохое. А русский язык — общий.

Хотя если фильм потом (мало ли) будут продвигать на «Оскар», то уж точно от Украины — иначе от каламбуров с названием точно не отобьёшься. Впрочем, к названию мы ещё вернёмся чуть ниже.

Постер фильма «Битва за Севастополь»

Про «Оскар» здесь, кстати, совсем не с потолка — ориентация картины на Запад очевидна. Хотя это вовсе и неплохо. И дело тут не в американской поездке героини — ведь таковая была на самом деле, как и знакомство с четой Рузвельт, и песня «Miss Pavlichenko», и потрясшая многих своей краткостью и выразительностью речь Людмилы («Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?»). Просто взят много раз отработанный голливудский формат (история в истории, а в ней — ещё одна история) — в который вклеили наш сюжет и диалоги. Сделать так пытаются часто, получается на раз через десять. Тут — получилось.

Вся заграничная часть аккуратно разбросана по картине ещё и в качестве необходимой зрителю отдушины: смотреть на войну два часа, пусть даже глазами женщины, тяжеловато. Тем более что по замыслу именно «слабый пол» составит если не большую, то заметную часть аудитории (тот факт, что война становится в нашем кино женским делом, мы уже предлагали осмыслить). Отсюда сцена на кухне Белого дома (Людмила учит Элеанору готовить борщ), отсюда обмен подарками (платье на пилотку). Возникший на пресс-конференции неудобный вопрос про агрессию самого СССР замяли как в жизни, так и в фильме. С журналистами вообще следует вести себя по-особому, учит советскую студентку первая леди: «Уверенность начинается с улыбки».

Кадр из фильма «Битва за Севастополь»

Конечно, это всё шаблонные приёмы — и если всех этих событий не было бы, их явно следовало бы придумать. Но в данном случае это работает, как должно — благодаря выверенному сценарию, чуткой режиссуре и прекрасной актёрской игре. В конце концов, месяц назад «Оскар» пытались завоевать целых две биографические ленты, столь же грамотно «обведённые» по лекалу, — и ничего, обе получили по призу, в том числе и за лучшую адаптацию. Ведь при грамотном соблюдении пропорций шаблоны перестают таковыми называться — оборачиваясь законами драматургии, которых никому никогда не помешает придерживаться.

Минус такой сюжетной конструкции только в том, что мы с самого начала знаем, что героиня останется жива — что лишает нас волнения за её судьбу в ходе Великой Отечественной. Конечно, Людмила Павличенко — реальная историческая личность, но степень её теперешней известности, может, не стоило бы преувеличивать. Чем было бы плохо, если б мы за героиню по-настоящему попереживали, гадая, убьют её или нет?.. Впрочем, это уже придирки из разряда не самых существенных.

Кадр из фильма «Битва за Севастополь»

В остальном придраться, кажется, почти не к чему. Не задевает даже то, что весть об объявлении войны здесь следует сразу после еврейского анекдота — ну да, так оно зачастую и бывает. «Сватовство» на пляже, «Травиата», раз уж билеты куплены, — вся эта одесская жизнь именно жизнью и кажется. Не то чтобы ты успеваешь её полюбить, но видны люди — которых в военных картинах последних лет не всегда даже получается рассмотреть.

Жаль, что не показали первые курсы стрелка — зато уже военные тренировки воссозданы без очевидной фальши. «Стреляй, ты же снайпер, а не артиллерист», — говорит майор, встав у мишени. И это очень доходчивый образ, говорящий о призвании героини много больше, чем в иных фильмах подробные десятиминутные сцены.

Военные эпизоды — не просто главные или лучшие, они то самое зерно, без которого картина была бы бессмысленна. Это та правда, где пан или пропал — есть вера или нет, есть искра или потухла. Танки, «воздух», бомбёжка — важен даже не уровень профессионального выполнения сцен (включая пиротехнику и спецэффекты), а общая концентрация происходящего на экране. За оглушающим звоном в ушах и за простым уроком, как остановить танк тремя выстрелами, следовало не забыть магистральную идею и не потерять центральную героиню.

Тут — первая настоящая удача создателей ленты: момент первого убийства психологически оправдан. Павличенко не превращается в бездушного Терминатора, а остаётся всё той же женщиной, неутомимой в учёбе и с некоторым недоверием относящейся к мужикам. Просто такой вот у неё талант — стрелять прямо в яблочко. Или прямо в голову фашиста. Последнее — застрелить человека — сделать сложнее. Но это необходимо.

Кадр из фильма «Битва за Севастополь»

Одна из сильнейших сцен фильма — маленькая девочка с неподдельной яростью, едва не срываясь на крик, читает знаменитое стихотворение Константина Симонова:

Если ты фашисту с ружьём
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Всё, что Родиной мы зовём, —
Знай: никто её не спасёт,
Если ты её не спасёшь;
Знай: никто его не убьёт,
Если ты его не убьёшь.

Об этом, собственно, и фильм.

Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

Другое дело, как это показать: «столько раз и убей». Всегда есть риск соскользнуть за грань, не выдержать баланса. Божья коровка на винтовке может быть просто божьей коровкой, а может — пошлейшим символом. Как и звёздное небо над головой, как и слова «Война — это такая жизнь». В «Битве за Севастополь» всё это как-то удалось совместить — да так, что это не кажется ни натяжкой, ни излишеством. Помогают в этом очень простые детали. Например, медсестра Маша перевязывает не только своего, но и раненного немца — которого Людмила потом всё равно убивает. Или обмен на спирт голубых панталон для себя и подруги: зима впереди — а после войны ведь ещё рожать придётся.

Кадр из фильма «Битва за Севастополь»

К слову, в отличие от Ходченковой в «Василисе», у Юлии Пересильд в этой роли — почти никакого секса. Её тут даже красавицей не назовёшь, за исключения ряда мирных моментов. Актриса, ранее не раз легко обнажавшаяся на экране, тут демонстрирует порой даже шокирующее самоограничение: она вовсе убирает из кадра всю свою роскошную (и в физическом, и в душевном плане) натуру, оставляя в фильме сперва солдата — и лишь потом женщину. Вполне соответствуя указаниям замполита, запретившего героине появляться на глазах у американцев в подаренном платье.

Любовная лирика всё же, конечно, присутствует: вокруг Людмилы постоянно крутятся ухажёры. Но акцент на это минимальный. «А это твой?» — «Будет мой», — а когда ещё будет, да и будет ли?.. До любви ли на войне, когда свадьба в любой момент может обернуться поминками?.. Поцелуи у руин — разве того были достойны эти девушки?.. Но что тут поделать, если именно им выпало срывать с верхушек новогодних ёлок свастику, которую немцы ставили туда вместо звёзд.

Песня из фильма «Битва за Севастополь»: «Кукушка», поёт Полина Гагарина

Единственное, что в фильме принципиально плохо, — это его русское название. К украинскому вопросов нет: «Несокрушимая». Точно, метко — героиня именно такая; что сказано — то и показано. Откуда взялась в нашем варианте «Битва за Севастополь»?.. Это, конечно, жуткий спойлер, но обойти его не позволяет какое-то подлое чувство, что именно российских зрителей неприятным образом здесь зачем-то обманывают.

Дело в том, что никакой битвы за Севастополь в данной картине вовсе нет. То есть, совсем нет. Вообще.

Есть эвакуация в Севастополь в начале второго часа. По сути, это единственный зрелищный эпизод в том смысле, в котором понятие «зрелищность» существует в голливудском кинематографе: тут и авианалёт на плывущие корабли, и яростный воздушный бой — сцена жаркая, пусть и недолгая. Но дальше нет как «битвы», так и Севастополя: есть та же самая Людмила, которая знай себе постреливает фашистов. Намёк на что-то начинающееся проскальзывает уже в самом финале, когда избранных граждан эвакуируют уже из самого Севастополя. Но тут Людмилу сажают в подводную лодку — и вся «битва» проходит без неё всего за пару минут под закадровый текст Элеоноры Рузвельт на фоне даже не боевых фрагментов, а статичных портретов.

Тут повторюсь: фильм «Битва за Севастополь» — отличная военная драма, крепко сделанная, цепляющая. Но если зритель придёт на военный экшен, попадётся на «завлекуху» «Мы вам покажем наш «Пёрл-Харбор» — боюсь, он может почувствовать, что его «развели», показав совершенно не то, за что он заплатил. Будем, конечно, верить, что рассказанная здесь история хрупкой девушки, вынужденно превратившейся в сильную женщину, захватит всех и каждого — и тогда неважно уже будет, что человек рассчитывал увидеть: ему хватит и того, что он действительно увидел. Но осадок может и остаться.

Кадр из фильма «Битва за Севастополь»

Другой взгляд на заголовок даёт нам понять, что вопрос о патриотизме вновь подвисает в воздухе. Не суть даже важно, о патриотизме какой из нынешних стран может пойти тут речь… Но вот почему американцы не постеснялись назвать свой фильм «Американский снайпер»? (Первое слово пропало в русском переводе по понятным причинам.) Хотя ведь там — история вовсе не такая очевидная: Павличенко убивала напавших на её родину фашистов, а Крис Кайл сам выступал в роли агрессора, вторгшись на территорию чужого государства. Тем не менее, его подвиг — не его личный, а национальный; что называется — им гордится страна.

Что мешало нашим назвать фильм пусть не «Российский…» и не «Украинский…», но «Советский снайпер»?.. Неужто празднуя 70-летие Победы, мы забываем, что победил в той войне Советский Союз?.. Неужели слово «советский» как-то затмевает сейчас нашу общую победу?..

Поэтому и кажется, что «патриотизмом» здесь слегка приторговывают: ясно же, что «Битва» — это манок, сигнал, поданный исключительно «для привлечения внимания». И, быть может, в угоду политическому моменту: это в 42-м мы Севастополь потеряли, а в 2014-м — заново обрели.

Но рассуждения о названии фильма, как и о его отдельных недостатках (не следует скрывать, что они есть, у кого их нету?) не должны отвлекать от самой его сути. Это рассказ о людях войны, в центре которого — женщина, переступившая через себя и приблизившая своим подвигом победу. Ещё раз: нашу общую победу.

Кадр из фильма «Битва за Севастополь»

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (1)

  • pndm
    pndm 03 мая 2015

    Честно говоря, замучился читать (уж очень длинный текст, просто длиннющий), а больше всего исправлять ошибки. Их МАССА! Что там у вас за редактор и корректор? Ребята, русский язык нужно не только знать, ну и уметь ГРАМОТНО применять его. Вы ведь журналисты, вроде бы. Не стыдно?

    Ответить
    1 +