Особенности национального пивоварения
- 03 мая 2012 12:41
- Редакция
Дорогие читатели Ридуса! Этим репортажем мы открываем цикл статей из серии "Как это делают". Самые простые вещи, которые окружают нас, имеют историю, о которой мы зачастую и не догадываемся. Знаете ли вы, что для того, чтобы произвести обыкновенный деревянный карандаш, необходимо несколько десятков операций? В рубрике "Как это делают" мы будем рассказывать историю происхождения вещей, и первый репортаж мы решили сделать о всенародно любимом у нас продукте - пиве!
Более того - если вы не поленитесь кликнуть на название цикла, вы обнаружите, что этот материал - далеко не первый. Наши пользователи уже сделали несколько отличных репортажей - о том, как делают колбасу, йогурты и даже автомат Калашникова! Мы всячески приветствуем такие репортажи - посещайте интересные предприятия, снимайте их, описывайте, выкладывайте на Ридус - и будет вам счастье!
Когда эта статья уже была готова (в журналах еще принято писать «подписана в печать»), ленты российских и зарубежных информагентств заполнились портретами Владимира Путина и Дмитрия Медведева, радостно попивающими пиво «Жигули» в одноименном фирменном ресторане.
Пришлось отложить публикацию, добавить сюда эти два абзаца, и уж потом рассказывать о пивном заводе, где эти самые «Жигули» и производят. Итак, речь сегодня пойдет о Московской пивоваренной компании, на завод которуой отправился ваш покорный слуга.
МПК – довольно молодой, но уже известный игрок на российском рынке пивоварения. О популярности заводской продукции интересно рассуждает пиарщик (а по совместительству и экскурсовод МПК) Татьяна. «Когда я иду по городу, то вижу на траве и у тротуаров валяющиеся банки из-под «Жигулей». По моим наблюдениям, их больше всего», - говорит она. Согласитесь, оригинальный промоушн.
Фабрика находится на Волковском шоссе, что в Мытищах. Завод, кстати, совсем небольшой, хотя ожидаешь увидеть здоровенные промышленные здания и дымящиеся трубы. Зато впечатляют пенные лужи вокруг здания. Попахивают они пивом, но больше похоже, что это какой-то моющий раствор. Ну какая пивная фабрика будет своей продукцией поливать асфальт?
На входе нас встречает Татьяна, о которой я уже говорил выше. Воскресным утром на экскурсии нас всего трое: помимо меня и фотографа лишь какой-то молодой человек в странном свитере и со странным вопросами.
Татьяна то ли смущается, то ли маскирует под нервным смехом усталость и раздражение от в тысячный раз наговариваемого текста, но экскурсия начинается немного скомканно. Сначала нас проводят в демонстрационную комнату, где на полках аккуратными рядами стоят банки и бутылки с местной продукцией. Здесь — небольшой рассказ о самом заводе.
Основана компания была в 2008 году и в первый год своего существования выдала 2,4 млн гекталитров. Сейчас мощности МПК позволяют производить до 6 млн гекталитров напитков в год. Почему напитков? Потому что делают здесь не только пиво - это и соки, и газировка, и даже квас.
Что же касается «профильного» напитка МПК, то он делится на три типа: свое собственное («Моспиво» и «Жигули»), произведенное по лицензии (Bear Beer, Cervena Selka и Oettinger) и так называемые продукты для дистрибуции. Последнее — это пиво, которое варится за границей, а на МПК привозится лишь для того, чтобы его затем развезли по магазинам страны.
По разноцветной лесенке проходим в первый цех, где начинается процесс варки пива. Там стоят огромные баки с чистой водой, которую, кстати, берут из Мытищинского водопровода, одного из самых старых в России. Воду в больших синих цистернах сначала долго очищают, почти дистиллируют. А поскольку дистиллированная вода очень невкусная (точнее, безвкусная), то ее потом пропускают через специальные установки, в которых в нее добавляют разные минералы и прочие полезные штуки.
В этом же цехе стоят баки с несколькими видами солода (обычный, светлый, темный) и хмелем. Этим в компании подчеркивают немецкую пивную истину, гласящую, что настоящий пенный напиток готовится исключительно из трех компонентов: воды, хмеля и солода. Интересно, что солод — и здесь это особенно подчеркивают — используют только российского производства. А вот хмель покупают в Чехии и Германии, так как в России нет нужных мощностей по очистке этого продукта.
В цехе стоит ужасный шум. И это при том, что в момент нашего визита половина варильных установок не работала! Кстати, рабочих почти не видно. Это нормально, ведь все производство на заводе полностью автоматизировано. За всем следят всего четыре человека — одна смена. Всего смен две: дневная и ночная.
В больших чанах, спрятанных большей частью в недрах завода, солод дробится, а затем смешивается с водой. Получившуюся в результате жидкость пропускают по специальной системе труб и фильтров, и на выходе забирают сусло, из которого потом и будут варить пиво. Дальше в сусло добаляют заветный хмель, чтобы пиво стало алкогольным напитком и получило свою неповторимую горчинку. Подхмеленное сусло варят в специальных цилиндрах.
Затем по системе хитрых труб и насосов сваренная масса попадает в бродильное отделение, которое здесь называют родильным. Даже табличку на двери цеха закрыли. Родильное — потому что тут пиво в процессе брожения и начинается по-настоящему рождаться. Здесь очень холодно и стоят огромные ЦКТ — цилиндро-конические танки. Здесь пиво и бродит.
Дольше всего на этом этапе занимает процесс выращивания дрожжей. Весь процесс брожения занимает от недели до месяца (в грубом подсчете). От него зависит крепость пива, насыщенность его вкуса, цвет и прочие важные характеристики. А дальше уже можно пить...
Но стоп! Прежде чем все это великолепие отправится в разливочный и упаковочный цех, его сначала продегустируют специально обученные сотрудники фабрики. Работа у них очень непростая. «Смена начинается в 10 утра, представляете, как тяжело? С самого утра уже нужно пить пиво. И делать это на протяжении всего дня. И не только пиво, но и соки, и остальную продукцию завода. Даже просто воду под пиво дегустаторы пробуют», - говорит Татьяна. Затем по одной банке из каждой партии попадает в лабораторию. Здесь на дорогостоящем оборудовании (стоимость так называемого пивоанализатора примерно равна стоимости хорошей московской квартиры) проверяют пиво на наличие всяких вредных примесей и изучают его состав. И только потом свежий напиток попадает в цех, где его разливают по бутылкам (стекло и пластик), банкам и кегам. Кстати, если на стеклянные бутылки наклейки наносят прямо здесь, в цеху, а пластиковые бутылки вообще изготавливает сам МПК, то алюминиевые банки привозят на завод полностью готовыми и раскрашенными.
Итак, по конвееру скользят аккуратные бутылочки, а операторы производства засыпают в специальные машины наклейки и пробки. Прежде чем наполниться пивом, каждая бутылка проходит так называемого "инспектора". Это специальный автомат, который с бешеной скоростью фотографирует каждую бутылку в трех позициях: сбоку, сверху и снизу. Делается это для того, чтобы исключить наличие сколов на стекле, неправильно выплавленных бутылок и прочих дефектов. Если какая-то бутылка не прошла "инспектора", она с шумом разбивается в ближайшем контейнере с мусором. А ее товарки отправляются на тщательную промывку и розлив.
После розлива — процесс закупорки. А дальше еще один "инспектор". Этот уже проверяет количество пива в бутылке, плотность крышки и правильность клейки этикетки. Не долили или перелили — бутылка с еще большим шумом падает в контейнер. Иногда туда отправляется сразу несколько бутылок.
Ну, а затем бутылки стройными рядками заполняют картонные ящики, укрываются полиэтиленом и гуськом спешат в логистический цех, чтобы уснуть в больших фурах и проснуться у кого-нибудь дома или (как мы выяснили) на московских лавочках. Некоторым выпадает особенная миссия: попасть в кеги, откуда их повезут прямо в ресторан «Жигули», где Владимир Путин и Дмитрий Медведев с токарем под картошку разопьют их под вспышки камер и разговоры о величии земли русской.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: