Особенности реинкарнаций далай-лам в XXI веке
- 31 марта 2014 15:06
- Владимир Курносов
При власти, при деньгах ли, при короне ли
Судьба людей швыряет, как котят,
Но как мы место Шаха проворонили?!
Нам этого потомки не простят!
В.С. Высоцкий. "Лекция о международном положении".
Духовный лидер тибетских буддистов Далай-лама Четырнадцатый 31 марта 1959 года бежал из Тибета от китайцев, вступивших туда десятью годами раньше. С тех пор очередная реинкарнация Авалокитешвары превратилась в головную боль Пекина и сепаратистское знамя тех из тибетцев, кому звездно-полосатый флаг милее красного.
С 1959 года район северо-индийского города Дхарамсала, где обосновался один из самых известных диссидентов мира, стали называть "маленькой Лхасой", а "пресловутый Вашингтон" получил отличную карту для бесконечной политической игры с Китаем.
Здесь нет места упрекам в "теории заговора" - всё вполне очевидно: еще в конце 1990-х годов администрация Далай-ламы официально признала, что пользовалась финансовой поддержкой американского Центрального разведывательного управления.
За минувшие годы вождя тибетских буддистов из местечкового, в лучшем случае – регионального лидера превратили в фигуру международного значения. Вот международное сообщество - Генеральная ассамблея ООН - в 1959, 1961 и 1965 годах принимает одну за другой три резолюции, предписывавших защиту тибетского народа. Вот в 1963 году принимается "Хартия тибетцев в изгнании" - абсолютно западного образца конституция для суверенной, вообще-то, китайской территории.
Вот – совершенно нетрадиционно "реинкарнируется" по западным лекалам Кабинет министров тибетского правительства в изгнании, ранее назначавшийся Далай-ламой: в разных странах мира тибетские эмигранты выбирают парламент нового состава, а парламент выбирает новый кабинет министров.
В 2001 году эмигранты без гражданства – либо имеющие гражданство других стран - на прямых выборах избирают "старшего министра кабинета", который назначает правительство – абсолютно чуждые теократическому правительству процедуры.
Сам духовный лидер Тибета – когда-то крестьянский мальчик Лхамо Дхондруб из деревушки Такцер - уже давно нобелевский лауреат, получивший с 1959 года более восьмидесяти международных наград, почетных докторских степеней и премий, наконец – кавалер высшей награды США – "Золотой медали Конгресса".
Живое воплощение бодхисатвы сострадания активно путешествовало, посетило более шестидесяти стран на всех обитаемых континентах, встречалось с политическими лидерами, известными учеными, выступало с публичными речами.
Для Китая же, подписавшего с Тибетом соглашение, по которому Тибет стал частью КНР, гарантирующей тибетцам неприкосновенность политических, религиозных и культурных институтов, Далай-лама – сепаратист. Почетный гражданин Канады рассуждает о ненасильственных методах борьбы, но его соплеменники, инициированные духовным лидером из прекрасного далека, гибнут совершенно насильственной смертью в столкновениях с властями КНР. Последние крупные столкновения с человеческими жертвами ненасильственным идеалам произошли в Китае в марте 2008 года.
Однако это дело хоть и недалекого, но прошлого. Перед нами открывается новая, не без некоторой "пелевинщины", страница истории о Тибете ХХI-го века: в 2011 году Далай-лама отрекается от полномочий политического главы Тибета, тут же назначаются выборы премьер-министра Тибета, снова голосует диаспора по всему миру и – ом мани падме хум! – новым заведующим Шамбалой объявляется Лобсанг Сангей (Lobsang Sangay) - доктор юридических наук, преподаватель Гарвардского университета в США.
За этой реинкарнацией-рокировкой воспоследует, можно не сомневаться, новый виток напряженности вокруг Китая – с живейшим участием нового кандидата в нобелевский список.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: