+6
Сохранить Сохранено 7
×

Остатки сладки: чем будет воевать Украина, когда у Запада закончится техника б/у?


Остатки сладки: чем будет воевать Украина, когда у Запада закончится техника б/у?

Американские БМП Bradley в пиксельном камуфляже.

© Соцсети

Арсеналы боевой техники, которую члены НАТО были готовы предоставить в распоряжение Вооруженных сил Украины, практически исчерпаны. Чтобы хоть как-то выполнять свои обещания, западные страны отправляют в ВСУ уже даже такие боевые машины, которые едва в состоянии дойти до фронта.

Этого следовало ожидать с самого начала. Генералам НАТО все равно предстояло так или иначе утилизировать устаревающую технику, и нынешний конфликт на Украине является прекрасной возможностью для этого. Западные страны изначально не планировали передавать Киеву реально боеготовые образцы, придерживая их для собственных нужд.

«Ридус» разбирается, чем будет воевать украинская армия после того, как последние бэушные западные танки прикажут долго жить.

На что может надеяться Киев?

Словенские танки M-55S
Словенские танки M-55S. © Соцсети

Американское издание Politico слило высказывания высокопоставленного (но анонимного) представителя Евросоюза, который, пользуясь этой анонимностью, заявляет без обиняков: Украина может не рассчитывать на то, что получит от НАТО хотя бы одну единицу техники, непосредственно находящейся на боевом дежурстве в странах альянса.

«Политически мы по-прежнему будем поддерживать [Украину] всеми силами. Но мы уже передали ей всё, что могли, без того, чтобы рисковать собственной безопасностью», — признал этот политик.

Такие признания стали сыпаться одно за другим уже прямо в ходе международной военно-промышленной конференции, которая проходила в Киеве на прошлой неделе.

Форум был организован именно для того, чтобы убедить западных производителей вооружений в перспективности заключения контрактов с Украиной.

Может ли Украина обеспечить оружием себя сама?

© соцсети
БРЭМ Bergepanzer 3.© Соцсети

На форуме заявлялась дерзкая цель — превратить Украину в «европейский Израиль». Это не намек на этническое происхождение ее президента, а отсылка к ближневосточному государству, которое всю свою историю живет во враждебном окружении и поэтому вынуждено полагаться на собственный ВПК больше, чем на поставки американского оружия (хотя и на них тоже).

Пока Укроборонпром не сможет обеспечивать страну вооружениями (сейчас, например, ВСУ расходуют до 3000 снарядов ежедневно), ее судьба будет висеть на волоске благоволения иностранных союзников. Но сможет ли она это вообще, даже в теории?

«Сравнение с Израилем в данном случае может быть показательным: эта страна находится в постоянной конфронтации с Ираном и имеет проблемы по периметру границ, и на его примере видно, что доля расходов на оборону в ВВП у страны намного выше, чем у европейцев. Украина же при этом не подобна нефтедобывающим странам Ближнего Востока, она не может продавать какие-либо ресурсы в таких объемах, чтобы финансировать потребности своих вооруженных сил», — сказал «Ридусу» эксперт Центра стратегической конъюнктуры Олег Пономаренко.

Мероприятие в Киеве принесло очень скромные результаты. Разве что германский концерн Rheinmetall (танки и БМП) и британская ВАЕ (артиллерийские системы) сообщили о планах построить военные заводы на территории Украины. Но это даже не журавль в небе, это синица — и не в руке, а тоже в небе. Ведь на конференции присутствовали представители 250 предприятий ВПК со всего мира.

Кроме того, Россия заранее объявила такие объекты легитимной целью для своих ударов. Есть ли в таких условиях для западных компаний экономический смысл вообще что-то строить на территориях, которые по факту будут являться мишенями для российских ракет?

«Для западных стран главным препятствием к бесперебойному снабжению Украины вооружениями является не нехватка производственных мощностей их ВПК, а недостаточное финансирование. Украина — это не тот заказчик, который способен обеспечить оплату заказов. В данном случае производство вооружений для Украины оплачивают западные правительства. Но на сегодня ресурсы Запада в полной мере не мобилизованы, так как и необходимости такой у них нет, и они, вероятно, и не видят в этом необходимости, не находясь на текущий момент в состоянии войны с кем-либо», — говорит Пономаренко.

Не уйдет ли Украина на периферию западной политики?

Leopard 2A4
Leopard-2A4 © Соцсети

Более того, несмотря на заверения с обеих сторон Атлантики о незыблемости хотя бы политической поддержки Украины, даже она выглядит всё менее монолитной — как между странами евроатлантического сообщества, так и внутри них.

Американцы сейчас, похоже, вообще забудут про Украину на какое-то время: в Конгрессе США в самом разгаре бунт республиканцев против ими же поставленного спикера, и эта история может затянуться на много недель. В Европе одна страна за другой (Венгрия, Польша, Словакия) делают неприкрыто недружелюбные знаки Киеву.

Складывается общее ощущение, что медовый месяц в отношениях Украины с Западом уже в прошлом и настал период их испытания «бытом». Каким образом оба партнера смогут избежать развода после охлаждения романтического пыла?

«Цепочка здесь может быть только одна: западные страны финансируют сами себя для того, чтобы и Украине помогать, и собственные арсеналы обновлять. Объемы денежной помощи Украине очень большие. Но у этой помощи есть пределы. Хотя европейские страны и повышают расходы на оборону, все равно в абсолютных цифрах эти расходы ни в коем виде не могут покрыть нужды страны, которая участвует в реальных военных действиях», — объясняет Пономаренко внутренние причины охлаждения пыла европейцев в отношении поддержки Киева.

В «брачном контракте» между Киевом и Западом, правда, наперед записано, что Евросоюз предоставит Украине в 2024 году почти 50 миллиардов долларов (эти деньги уже заверстаны в украинский бюджет на будущий год). Но важно, что эти деньги пока именно обещаны, а не выделены, а обещать — не значит жениться. Насколько западные страны готовы «платить из принципа»?

«Это в самом деле огромные деньги, которых у европейцев пока нет или которые, повторимся, они просто не выделят на эти цели. Поэтому они передают Украине то, что могут или считают для себя приемлемым передать из запасов. Но уже сейчас неизбежно встал вопрос: какую долю своих ВВП эти страны готовы выделить на помощь Украине и на параллельное восполнение собственных арсеналов? Учитывая общую проблемную ситуацию в мировой экономике, задумчивость западных правительств можно объяснить. Ведь чтобы помогать Украине, им придется в чем-то обделять себя — в инфраструктуре, технологическом развитии, социальных проектах. Такие жертвы, в свою очередь, вызовут снижение конкурентоспособности их экономик по сравнению с Китаем и другими странами. Поэтому причинно-следственные цепочки здесь очень далеко выходят за рамки собственно поддержки Украины», — резюмирует эксперт.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+6

 

   

Комментарии (0)