Остров «свободы»: история воплощенной доктрины власти черных
- 16 июня 2020 00:34
- Дмитрий Тараторин, Историк
В связи с расовыми волнениями в США и поднявшейся даже у нас в сетях волной поддержки «угнетенных» очень уместно вспомнить историю того, как «джанго освобожденные» строили совершенно независимую государственность, и что из этого вышло.
Остров Гаити — первый кусок американского континента, на который ступила нога Колумба. И второе государство, обретшее в Новом Свете независимость. То есть, развивалось оно параллельно с США и при схожих изначальных условиях — сборища мигрантов и там, и там. Только в Штатах — белые, а на Гаити — черные. Причем, качественно не самые худшие представители расы туда свезены были. Работорговцы выбирали, ясное дело, физически крепких, способных перенести путешествие через океан, таких, чтоб не сразу померли вследствие лютой эксплуатации на плантациях.
Тем интереснее сопоставить результаты развития двух, параллельно стартовавших государств.
Местные индейцы были практически полностью истреблены испанцами и завезенными ими болезнями. Остатки попрятались в горах, где позже смешались с беглыми черными рабами.
Со временем остров перешел под контроль Франции. Это была одна из ее наиболее прибыльных колоний. С острова вывозился сахар, кофе, индиго, хлопок. То есть, все что нужно для экономического процветания имелось в избытке.
Для работы на плантациях необходимо было множество рабов. К концу XVIII века в колонии, именовавшейся тогда Сен-Доминго, насчитывалось 500 тысяч рабов, 32 тысячи белых, 28 тысяч мулатов, примерно 20 тысяч свободных негров. Кроме того, несколько тысяч беглых рабов — маранов скрывались в горах. Первыми террористическую войну против белых развернули именно они.
В 1751−58 году банды под предводительством вудуистского жреца Макандала, в ходе налетов на фермы и поселения, истребили 6 тысяч человек. Зверства последователей зловещего культа были пресечены арестом предводителя. Он вполне заслуженно был публично сожжен.
Но самое страшное было впереди.
В 1789 году во Франции свершилась революция. На острове вспыхнула вооруженная борьба между роялистами и республиканцами. Воспользовавшись ситуацией, восстание подняли мулаты (лично свободные, часто весьма небедные, но пораженные в некоторых правах). Следом за ними поднялись черные рабы.
В первые же два месяца восставшие убили 2 тысячи белых, а также немалое количество мулатов и свободных негров, сожгли 280 плантаций. Бунт подавили, но часть его участников была консолидирована и возглавлена получившим европейское образование бывшим рабом Туссен-Лувертюром. Тем временем, на острове развернулась война всех против всех. К прежним участникам добавились экспедиционные корпуса англичан и испанцев.
В итоге, в 1801 году, разгромив всех противников, контроль над островом получил Туссен-Лувертюр. Была принята конституция, согласно которой Франция формально продолжала владеть Сен-Доминго, но фактическая власть передавалась пожизненному губернатору, каковым, разумеется, сам себя назначил чернокожий генерал.
Наполеону, пришедшему к власти во Франции, такой поворот событий не понравился. И он послал на остров карательную экспедицию под командованием генерала Леклерка. Последний был, между прочим, женат на сестре императора Полине Бонапарт.
Леклерк разгромил повстанцев. Туссен-Лувертюр был взят в плен и вывезен во Францию, где и умер в 1803 году. Наполеон вообще, явно не разделял доктрину о равноправии рас — во Францию был запрещен въезд негров, а также браки французских военных с негритянками и мулатками в колониях.
Но отважного Леклерка сразила желтая лихорадка, как и значительную часть его солдат. Генералы черных Жак Дессалин и Анри Кристоф, а также мулатский генерал Петион подняли восстание, и в конце 1803 года рабы окончательно стали свободны. И начался ад…
Дессалин объявил о независимости государства, и назвал его индейским именем Гаити, после чего дал команду резать белых. После их поголовного истребления, принялись друг за друга.
Жак Дессалин через несколько месяцев после провозглашения независимости объявил себя императором. Это не понравилось другим черным и цветным авторитетам. И уже в 1806 году Дессалин был убит. Мулаты во главе с Петионом создали свое государство в южной части Гаити, а негры под предводительством Анри Кристофа — на севере.
Последний принял королевский титул и принялся назначать маркизами и графами соратников. Они живо приватизировали поместья белых и фактически восстановили рабство, заставив работать на плантациях прежних товарищей по несчастью. Король построил себе роскошный дворец Сан-Суси. А рядом была возведена и поныне самая крупная в западном полушарии крепость Ла-Ферьер. Однако 1820 году армия подняла против Кристофа мятеж и тот, впав в отчаяние, застрелился. Причем, серебряной пулей. Возможно, вследствие прохождения какого-нибудь вудуистского обряда, иным способом самоубиться он не мог…
Но это был еще не самый забавный правитель. В 1847 году к власти пришел напрочь неграмотный, во всех смыслах темный Фостен Сулук. Разумеется, он назначил себя императором и принялся раздавать сподвижникам весьма небанальные титулы: «граф Антрекот», «герцог Вермишель». Просто его воображение поразили звучные названия блюд из меню французского ресторана. Гвардию он одел в меха, специально закупленные в России.
После его свержения Гаити стала именоваться республикой. Но, на самом деле, политический процесс представлял собой непрерывную цепь переворотов и гражданских войн. Государственное строительство было нелепым подрожанием европейским образцам.
В XX веке ситуация ничуть не улучшилась. Периодически во внутренние дела негритянского государства вмешивались США, которые в ходе интервенций привносили на остров такие элементы цивилизации как новые учебные заведения или телефонную связь.
Но образование ничего кардинально не меняло в головах гаитян. Так, с 1957 по 1971 годы «государством» правил Франсуа Дювалье, получивший погоняло «Папа Док», поскольку был дипломированным врачом. Интеллигентная профессия ничуть не помешала ему создать гвардию тонтон-макутов, которые вполне официально жили за счет экспроприации собственности противников режима. Диктатор выпускал золотые монеты, на которых был изображен в лавровом венке как римский император.
Умирая, он передал власть своему 19-летнему сыну, Жан-Клоду, получившему прозвище «Бэби-Док». Его правление было не менее диким, и поэтому в 1986 году американцы, которым надоел подобный, дискредитирующий их светлый демократический образ союзник, заставили его отречься от власти.
После бегства Дювалье из страны начался длительный период нестабильности. Отметим лишь один из его эпизодов. В 2004 году на фоне политического кризиса боевики проправительственной «Армии Каннибалов» подняли мятеж в городе Гонаив и атаковали полицейский участок. Их поддержали вудуистские вооружённые формирования FRAPH (бывшие тонтон-макуты). Американцы высаживают десант с целью избежать массового кровопролития в столице. Но им удается только отсрочить ее взятие и эвакуировать президента Аристида.
В феврале 2006 года президентом был избран близкий Аристиду умеренный коррупционер Рене Преваль.
В январе 2010 года произошло землетрясение, унесшее жизни более чем 200 тыс. островитян. В ходе беспорядков, начавшихся в столице вследствие несвоевременного, по мнению гаитян, подвоза гуманитарной помощи, те стали строить баррикады из трупов.
Есть такая культурно-философская и идейно-политическая доктрина, Негритюд. Ее создали сенегалец Сенгор, мартиниканец Сезер, гвианец Дамас, которые познакомились в 1931 и начали в 1934 в Париже издание литературно-философского журнала «Черный студент».
Основоположники стремились доказать, что негро-африканская цивилизация самобытна и самоценна. Их наследники стали утверждать, что она и вовсе превосходит белую «механицистскую» своей «духовностью» и «естественностью». Если учесть, что первое понятие они спутали с эмоциональностью, а второе со спонтанностью, то с этим утверждением можно согласиться. В самом деле, черные весьма музыкальны, артистичны к тому же из них получаются отличные бегуны, боксеры, баскетболисты. А Гаити и вовсе подарило мировой культуре такое удивительное явление как зомби…
Относительно же «вины» белых за эксплуатацию черных имеется некое переворачивание смыслов. На самом деле, в уродливом и неприемлемом феномене рабства всегда повинны рабы, и никто иной.
Если бы на свете не было существ согласных на рабскую долю, откуда бы взялась эксплуатация. Не тираны создают рабов. Напротив, это рабы порождают тиранов. Они появляются только там и тогда, где люди соглашаются отречься от свободы.
В чем вина белых?
Разве у предков нынешних крутых гангста-рэперов не было альтернативы? Была и не одна. Когда свои же царьки продавали их злобным «белым колонизаторам», они могли: убежать в джунгли и отсидеться; могли восстать и съесть своего царька во имя свободы и равенства; могли позже учинить то же самое на плантации со своим хозяином; и, наконец, просто могли оказаться не способны к производительному труду в рабских условиях. Индейцы же не способны к нему оказались. И потому вошли в историю и культуру, как «кровожадные краснокожие», а не как рабы из «хижины дяди Тома». Да, к тому же, отвоевали себе резервации с лицензией на организацию в оных игорных заведений.
А ведь, если бы индейцы «согласились» быть рабами, то такого явления как афроамериканцы никогда не возникло бы.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: