+9
Сохранить Сохранено 7
×

Патриарх Сербский Павел: величие скромности


9 3 4981

Патриарх Сербский Павел: величие скромности

Патриарх Сербский Павел, которого в миру звали Гойко Стойчевич, родился 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы в югославской Славонии, в крестьянской семье. Он очень рано лишился родителей — после трех лет остался с бабушкой и теткой.

Будущий патриарх рос в религиозной семье, посещал воскресную школу, учил Закон Божий и с первых лет жизни знал главную христианскую молитву «Отче наш». Впоследствии патриарх говорил, что когда растешь без родителей, сильнее чувствуешь Небесного Отца.

Гойко был слаб здоровьем, и близкие освободили его от крестьянской работы. После гимназии в Белграде он поступил в семинарию в Сараево, потом продолжил образование на Богословском факультете в Белграде. Будущий святитель вначале колебался, какую дорогу выбрать. Решение пришло после длительных и непростых раздумий.

Во время Второй мировой войны Гойко в числе беженцев попал в монастырь Святой Троицы на Овчаре. Там он стал послушником и преподавал Закон Божий детям беженцев.

В монастыре он тяжело заболел, врачи предсказали ему три месяца жизни, которые он прожил в монастыре Вуян, где излечился. Второй раз Господь сохранил будущего Своего служителя — первый раз Гойко едва не умер от хвори еще в детстве. В знак благодарности за исцеление он подарил монастырю древний крест.

После окончания войны будущий Патриарх нес послушания в монастыре Благовещения на Овчаре, где в 1948 году стал монахом Павлом и был рукоположен в сан иеродиакона. C 1949 по 1955 иеродиакон Павел подвизался в монастыре Раче. В 1954 году был рукоположен в иеромонаха, т. е. стал монашествующим священником, а в 1957-м — возведен в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год учился на Богословском факультете в Афинах.

29 мая 1957 года в кафедральном соборе Белграда состоялась рукоположение архимандрита Павла во епископа Рашко-Призренского — он принял высший в Церкви архиерейский сан.

Во главе Рашко-Призренской епархии епископ Павел строил новые храмы, обновлял разрушенные и ветхие, заботился о местной семинарии, где иногда сам читал лекции. Епархией управлял один — без сотрудников. секретаря и автомобиля.

In article 462ac62a74
1

Как епископ Рашко-Призренский, выступал в ООН по проблеме межэтнических отношениях в Косове и Метохии — в то время там очень остро стояла проблема межэтнических отношений. Павел пишет к светским и церковным властям, властям Церкви и государства, призывая их посетить отдалённые церкви и монастыри Косово, выработать политику, которая смогла бы предотвратить конфликт. Епископ Павел никогда не говорил о том, что лично переносит запугивания и досаждения со стороны албанцев. А государственная власть к нему не прислушалась.

Когда в 1990 году занемог сербский Патриарх Герман, по решению собора епископов Сербской Православной Церкви епископ Павел был избран Патриархом.

Патриарх Павел признавался, что не ждал и не хотел патриаршества, он был шокирован своим избранием, тем более что в 76 лет трудно уже начинать что-то новое. Но он чувствовал свой долг и был твердо настроен его выполнить.

За время служения патриарх Павел объездил многие епархии Сербской Церкви — на территории бывшей Югославии и за границей, посещал паству в Австралии, Америке, Канаде, Западной Европе.

В последние годы жизни патриарх тяжело болел, но Синод Сербской Церкви так и не принял его прошения об отставке по немощи. Скончался патриарх на 96-м году жизни и похоронен в монастыре Раковица на окраине Белграда — он пожелал упокоиться именно здесь.

В лице патриарха Павла словно воскрес один из древних подвижников — аскетичных и умудренных от Бога. Его образ жизни сотворил чудо — патриарх стал близок всем, его, как родного, воспринимали не только православные верующие, но и представители других религий, и даже те, кто считал себя атеистом. Патриарх стал героем множества рассказов и историй, порой по-житейски забавных, но всегда поучительных.

Патриарх мог лично отремонтировать обувь или даже сшить себе ботинки, более того, если видел, что у священника порвано облачение, предлагал ему свои услуги по починке. Своим облачением он всегда занимался сам.

Известно, что епископ Павел не любил автомобилей, тем более шикарных, а любил ходить пешком и ездил в общественном транспорте. Автор этих строк слышал историю, как приехавшему из России в Сербию священнику его местный коллега указал на небольшого роста монаха, который бодро переходил дорогу в простой рясе и с посохом, пояснив, что это — патриарх Сербский Павел. Увидевший не вдруг поверил свои глазам — пеший патриарх без охраны…


In article 36f30a4605
2

С автомобилями связан забавный эпизод — долго возглавляя Рашко-Призренскую кафедру, епископ Павел долго не покупал машину ни себе, ни для нужд епархии. Когда же купил, это был дешевый «Варбург», зато на нем было удобно возить разные вещи для церковных нужд. Патриарх не интересовался моделями автомашин, и, когда к нему приехал епископ Жичский Стефан и повез его на своем «Пежо», епископ Павел отметил, сколь хорош у епископа Стефана… «Варбург».

Бессребреничество патриарха удивительно — например, он, уже возглавляя Сербскую церковь, имел всего одну рясу, в чем его шутливо упрекала знакомая монахиня. На упрек патриарх ответил в том смысле, что ему больше одной рясы не надо, потому что он не может носить сразу две. Для сравнения — автор знавал иподиакона, т. е. всего лишь помощника епископа, у которого было штук семь подрясников, еще и разноцветных, и даже одна дорогая ряса, хотя иподиаконам ряс не положено вообще.

Из-за того, что Патриарх Павел был так близок к простым людям, с ним происходили разные необычные для человека его положения истории. Однажды его узнали в трамвае и стали подходить под благословение, началась давка. Водитель не растерялся — попросил всех, кроме предстоятеля, выйти из салона, и оставил открытыми только одни двери, чтобы люди подходили под благословение патриарха по одному.

Как всякий умный человек, патриарх обладал чувством юмора, которое тоже использовал в назидание, не для пустословия. Однажды известный сербский фоторепортер, атеист, которого предупредили, что к Патриарху надо обращаться «Ваше святейшество», собираясь фотографировать, перепутал и сказал «светлейшество». Патриарх тут же отреагировал вопросом: «Если я — светлейшество, то зачем тебе вспышка?».

Некий гуляка, который просиживал в ресторанчике напротив Патриархии и, видя проходящего Патриарха, всякий раз перебегал улицу, чтобы взять у него благословение, однажды, заикаясь, сказал предстоятелю: «Ваше святейшество, мы с тобой лучшие люди в этом Белграде!» Патриарх, видя, что тот нетвердо стоит на ногах, ответил: «Да, твоя правда, но видит Бог, когда напьемся, то хуже всех». Нечего и говорить, что Патриарх не пил — он в этом случае как бы взял на себя часть греха человека и с юмором, чтобы не обидеть, указал грешнику на его порок.

Когда епископ Павел был избран предстоятелем, с ним пожелали встретиться высокие иностранные представители. Его сотрудники боялись, что новый патриарх, который большую часть жизни провел в монастыре, не имеет опыта мирского дипломатического общения и может растеряться. Но оказалось, что боялись они напрасно. В частности, когда не в меру активный американский посол в Белграде после поздравлений и разговора на общие темы вопросил патриарха: «Чем вы можем вам помочь?», предстоятель вполне дипломатично ответил: «Ваше превосходительство, а Вы не мешайте нам, и так вы нам поможете!» После чего растерялся сам посол. А время показало, сколь мудрой была просьба патриарха.

Патриарх, признавая, что близятся последние времена, был убежден, что и в бесчеловечном мире можно и должно оставаться человеком. Он сам подавал этому пример — и словом, поскольку как священнослужитель обязан был проповедовать, но более всего делом, своим отношением к тем или иным событиям. Его слово звучало отнюдь не только в храмах — он нередко бывал буквально засыпан просьбами об интервью со стороны сербских и зарубежных СМИ. Его слова вызывали большой отклик в обществе, а в преддверии великих христианских праздников — Пасхи и Рождества — задавали особый торжественный тон.

«Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями», — формулировал патриарх Павел. Чем тяжелее жизненные обстоятельства, говорил он, тем выше преодолевающий их человек перед Богом, перед своими предками, перед всеми людьми доброй воли. Возможно, это и есть завет патриарха Сербского Павла каждому из нас, — несмотря ни на что, всегда оставаться Человеком.

При написании статьи использован материал РИА «Новости» и открытые источники.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+9

 

   

Комментарии (3)

  • Коля
    Коля 15 ноября 2014

    Земля ему пухом! Судя по всему, на редкость достойный Пастырь был.

    Ответить
    1 +
  • Наталья
    Наталья 15 ноября 2014

    земля ему пухом - это языческое. Царствие ему небесное! Побольше-бы таких священников...

    Ответить
    2 +
  • Надежда
    Надежда 20 июля 2018

    Да, Наташа вы правы. Царствие Небесное. Такие люди только от Бога ля нашего смирения.

    Ответить
    0 +