+2
Сохранить Сохранено 7
×

«Платон» и его друзья — арифметически о подоплеке протестов дальнобойщиков


Никита Кричевский

Главный научный сотрудник Института Экономики РАН

Все статьи автора

«Платон» и его друзья — арифметически о подоплеке протестов дальнобойщиков

Неизбежные стартовые недоработки устранены, специальный сайт исправно функционирует, а бортовые устройства фиксируют справедливый размер дорожных сборов, обеспечивая первые поступления в федеральный бюджет. Тем не менее группа самодеятельных активистов грозит новыми публичными акциями. Не затихает и общественная дискуссия. Но, как это часто бывает, ее участники не обладают полной информацией по обсуждаемой проблеме.

Поедем от печки. Система «Платон», обеспечивающая сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом, заметьте, режиме данных о движении автотранспорта с разрешенной массой свыше 12 т, распространяется на все 50 774 км автодорог федерального значения. До 29 февраля 2016 г. плата за проезд составляет 1,53 руб/км, с 1 марта следующего года вырастет до 3,73 руб/км.

Все собранные средства оператор системы будет перечислять в доход (внимание!) не абстрактной частной лавочки, а федерального бюджета. С учетом размера платы Росавтодор предполагает собирать до 50 млрд рублей в год, которые пойдут не на чьи-то барские прихоти, а на ремонт и строительство дорог, регулярно разбиваемых в первую очередь большегрузами. Кстати говоря, на создание и введение в эксплуатацию системы государство не потратило ни копейки.

После начала работы «Платона» прошло уже несколько недель, а общество по-прежнему ждет «неизбежного», как нам пророчествовали, роста потребительских цен. Подсчитаем, насколько страшен инфляционный черт, которого нам с таким усердием малюют. В прессе часто приводится расчет, основанный на путешествии 20-тонного КамАЗа по маршруту Махачкала — Москва, груженного помидорами оптовой ценой 50 рублей за 1 килограмм. Расстояние от Махачкалы до столицы — 1924 км, в том числе по федеральным трассам — 1775 км. Всякий, умеющий пользоваться калькулятором, подсчитает, что стоимость автотранспортной услуги (составляющей порядка 50 тыс. рублей) вырастет на 2,7 тыс. рублей, а оптовое удорожание помидоров составит всего 0,27%.

Или менее 13,5 коп., если в деньгах. Смешно. Следовательно, кликушества, что «Платон» якобы увеличит розничные цены на 5−7%, как минимум необоснованны, а вообще-то предвзяты.

Впрочем, приведенный расчет неполный. Во-первых, потому, что большегруз в обратную дорогу может уйти пустым, а значит, надбавку от «Платона» нужно умножать на два, что даст рост конечной оптовой цены не на 0,27, а уже на 0,54%. Это, в свою очередь, приведет к удорожанию килограмма помидоров не на 13,5, а на целых 27 копеек, что, впрочем, также будет незаметно даже малообеспеченному потребительскому глазу.

Во-вторых, согласно ст. 264 Налогового кодекса, расходы на «Платон» относятся к себестоимости оказываемых услуг, следовательно, учитываются как затраты при налогообложении прибыли легальных, подчеркну, перевозчиков. Таким образом, государство лезет не в карманы дальнобойщиков, а перекладывает деньги из одного своего кармана в другой.

В-третьих, не приводится сравнение со стоимостью расходуемого топлива. Согласно Распоряжению Минтранса России от 14 марта 2008 года №АМ-23-р (в редакции от 14 июля 2015 года), норма расхода дизтоплива того самого КамАЗа составляет 26 л на 100 км или ровнехонько бак (500 л) до столицы. А если учесть, что в октябре 2015 года литр дизтоплива в среднем по России, согласно данным Росстата, стоил 34,9 рубля, то топливные расходы на путешествие до Москвы в одну сторону составят 17 450 рублей. Если заложить расходы на «Платон» в цену солярки, то прирост составит 15,6%. Однако в новейшей истории страны было немало случаев, когда цены на топливо росли куда большими темпами, однако никаких федеральных протестов дальнобойщиков это почему-то не вызывало.

В-четвертых, дальнобойщики и пытающиеся оседлать протестную волну чиновники, законодатели и оппозиционеры, видимо, не знают, что цены на грузовые перевозки, согласно тому же Росстату, за год, с октября 2014 года по октябрь 2015 года, то есть еще до «Платона», выросли в среднем на 12,7% или в пересчете на дагестанский КамАЗ — на 5,6 тыс. рублей (в сравнении с «Платоном» — более чем в два раза). Увеличились ли из-за этого цены? Если и выросли, то минимально. Те, кто привыкли считать в лоб, не учитывают, что обывательский кошелек — это не бездонная бочка, и если «поддувать» цены без оглядки на снижающиеся доходы населения, потребитель однажды откажется от покупки (вариант — приобретет не три абстрактных помидора, а два), что приведет к убыткам и производителей, и продавцов.

Наконец, в-пятых, дополнительные затраты на «Платон» понесут не дальнобойщики, а мы с вами, поскольку расходы будут переложены в стоимость перевозки, а значит, в конечные цены, которые, как мы выяснили, увеличатся в пределах статистической погрешности. Тогда из-за чего весь этот «антиплатоновский» сыр-бор?

И тут мы подходим к главному. Перечитайте начало статьи: государственный «Платон» (оператор системы ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» — дочерняя структура госкорпорации «Ростех») работает в автоматическом, круглосуточном, всепогодном режиме, при этом все большегрузы должны быть оборудованы уникальными бортовыми устройствами, позволяющими при помощи системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, 481 рамки и 100 мобильных пунктов контроля отслеживать перемещения грузовых автомашин.

Это значит, что отныне передвижение всех большегрузных автомобилей по федеральным трассам будет под постоянным контролем, что полностью исключит теневые, неучтенные и, надо сказать, неплохо организованные перевозки, до недавних пор приносившие огромные доходы как производителям с продавцами, так и перевозчикам с посредниками. Внакладе оставалось лишь государство, то есть мы с вами, поскольку бюджет, по экспертным оценкам, ежегодно недосчитывался до 1,3 трлн. рублей!

Одна из схем серого рынка грузоперевозок выглядит так. По законодательству транспортировку грузов могут осуществлять только юридические лица*. В то же время по российским дорогам ежедневно колесят десятки тысяч нелегальных дальнобойщиков-частников, не имеющих прямого выхода на грузоотправителей и получающих заказы (а также деньги за работу) через посредников, называемых «диспетчерами». Уход с рынка серых дальнобойщиков, этих «рабов большой дороги», сулит не только достижение прозрачности отрасли и рост бюджетных отчислений, но и увеличение доходов честно работающих водителей, не говоря уже о повышении качества автотранспортных услуг.

«Платон» грузовым бюджетным жуликам, что называется, наступил на хвост. Кстати, когда ЦБ намеренно ослаблял курс рубля, по сути, обкрадывая собственное население, или когда правительство предлагало проиндексировать страховые пенсии не на уровень инфляции (11,4%), как предписано законодательством, а всего на 4%, ни о каких «дальнобойных» протестах мы не слышали. Все верно: черный рынок грузоперевозок работал при любой социально-экономической погоде.

Вместо послесловия. Если кто-то думает, что при помощи протестов дальнобойщиков ему удастся «нагнуть» государство, то он либо недалек умом, либо все последние годы провел не в России, а, скажем, на Марсе. Жизнь многократно доказала нам, что те, кто не хотели подчиняться закону, впоследствии имели настолько бледный вид, что ни о каком выходе в рейс не могло быть и речи.


* Согласно п. 13 ст.2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, «перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу».

Источник

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (17)

  • PS
    PS 04 декабря 2015

    "черный рынок грузоперевозок работал при любой социально-экономической погоде." Вот и всё! Теперь этому поставили надзор.

    Ответить
    2 +
  • Эд
    Эд 04 декабря 2015

    Вы господин хороший прежде чем заказуху писать лучше бы пообщались с перевозчиками и узнали ,что и сколько стоит и как это все работает судя по вашей статье вы крайне далеки от этой проблемы и не надо дурить голову простым читателям переводя килограмм помидор в копейки да будет вам известно что даже " дагестанский «КамАЗ» " питается импортными комплектующими не говоря уже об иномарках к примеру парку в десяток машин на проход Питер -Москва необходимо вперед отдать в ПЛАТОН 300 тысяч ещё не заработанных денег , а вмарте и все пол ляма так что уважаемый писатель не удивляйся когда очередной раз придешь в магазин за помидоркой

    Ответить
    2 +
  • Иван Иваныч
    Иван Иваныч 04 декабря 2015

    Если в итоге все-равно пострадает помидорка, то почему бастуешь ты - водитель, а не я - любитель помидоров?

    Ответить
    0 +
  • Эд
    Эд 04 декабря 2015

    потому что я уже начал платить ,а до тебя еще не докатилась

    Ответить
    1 +
  • Ольга
    Ольга 05 декабря 2015

    А водитель тоже не святым духом питается и не только тем, что из фуры на халяву слямзил

    Ответить
    1 +
  • Роман
    Роман 09 декабря 2015

    потому что ты эти помидоры всё равно будешь покупать, по паре кг в неделю (это не очень много), а он вынужден их возить теперь легально (и по многу) - налоги заплати, за дороги заплати - и с непривычки уже не так радостно работается

    Ответить
    0 +
  • Иван Иваныч
    Иван Иваныч 09 декабря 2015

    Так и налоги то не он (водитель) будет платить, а владелец автотранспортного предприятия, который сам не бастует, а подстрекает водителя.

    Ответить
    0 +
  • fillon
    fillon 04 декабря 2015

    Ну если расчеты автора далеки от реалий, то ждем профессиональных расчетов. И при чем тут импортные комплектующие при техобслуживании, они были до платона и будут после, если конечно же рассматривать эти комплектующие, как груз, перевозимый 20-тонным дагестанским камазом. Вот везет он тормозные колодки общей массой 20 тонн и что? На выходе наценка колодок будет иметь аналогичный расчет с помидорами, картошкой и т.д. только траты вкинут не в кг а в шт. Реальная нагрузка видна только при порожнем движении, но тут нужно грамотно прорабатывать логистику. А вот теневые реально страдают.

    Ответить
    1 +
  • Эд
    Эд 04 декабря 2015

    ВЫ где то в реалии это видели Согласно Распоряжению Минтранса России норма расхода дизтоплива того самого КамАЗа составляет 26 л на 100 км это цифра только на бумаге

    Ответить
    1 +
  • Олег
    Олег 06 февраля 2016

    26 это точно, плюс 1.3 литра на тонну

    Ответить
    0 +
  • flancer
    flancer 04 декабря 2015

    Интересно "на создание и введение в эксплуатацию системы государство не потратило ни копейки." и "Все собранные средства оператор системы будет перечислять в доход (внимание!) не абстрактной частной лавочки, а федерального бюджета." Это же, что получается, что деньги на это всем миром собирали? Где в наше время можно увидеть безмозмездную помощь рядом с большими деньгами? Вот про перекладывание денег из одного кармана в другой, тут нельзя не согласится. Да и ещё, государство и мы с вами, в данном подтексте, это всё-таки 3 разных организма...

    Ответить
    1 +
  • Эд
    Эд 04 декабря 2015

    Нее Ротенберг просто подарил государству 2 млр , а Газапром добавил с барского плеча еще 27 Ну убедите меня что цены от таких пожертвований вверх не поползут

    Ответить
    1 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 04 декабря 2015

    Никита, сынок! Тебе надобно заниматься религиозной деятельностью... или политической... что, в общем, одно и тоже... проповеди читать... с трибуны... и лозунги... с амвона... но здесь есть одна большая проблема. Конкуренты в виде сектантов/оппозиционеров сталкиваются с неприятностями... а в церкви, как и в партии, ты, сынок, никому не нужен... Вот и приходится писать аналитические статьи про подорожание помидоров на какие-то копейки... все ж не по карманам мелочь тырить...

    Ответить
    0 +
  • Фома
    Фома 05 декабря 2015

    Ну чего сказать? Отработал ТС на все сто.)) Мне вот хотелось задать пару касательных вопросов, но думаю они останутся без ответа.)) Если я ошибаюсь, то ТС, даст об этом знать.))

    Ответить
    0 +
  • Елена
    Елена 06 декабря 2015

    Речь идет не 40 млрд руб. якобы в бюджет и 10 млрд некому ООО "РТ-инвест...", а о как минимум 500 млрд руб на расчетный счет сомнительной конторы с уставным капиталом 100000 руб и учредителями (граждан Норвегии) 50 % Игорешка Ротенберг + 50 % Ростех (Сердюков), кстати конторка зарегистрирована наполовину во Франции и вторая часть в Норвегии. Что бы непосвященным было понятно, дальнобойщики не хотят платить непонятно кому, какому-то ООО без договора, без платежных документов. Кстати, концессионного соглашения между государством и "рогами и копытами" никто не видел (найти нигде невозможно). СМИ полностью замалчивают эту тему....Делаем выводы...хотят в очередной раз поиметь население, но мы не рабы...пусть слуги народа уезжают на ПМЖ, а здесь наша земля...мы здесь родились. Кто не в теме почитайте сайт ати.су.

    Ответить
    0 +
  • Бродков
    Бродков 09 декабря 2015

    С Кричевским у нас мысли сходятся, только пишет он их красивее :)

    Ответить
    0 +
  • Олег
    Олег 06 февраля 2016

    Бред.постоянно передергивание фактов: большегрузы,серые схемы ,зажравшиеся дальнобойщики. 12тонник везет 6 тонн, дагестанские фуры везут помидоры по 50 р за кг, еще везут колбасу по 500р , а еще бытовую технику и воообще там Платон не заметен, а може посчитать пшено и другие продукты первой необходимостию Регионы получают многие товары из Москвы-чем дальше -тем дороже,это прямое разделение регионов, я считаю это разрушение государства

    Ответить
    0 +