Побег в ГУЛаг. Часть 3: «Дадим стране угля!»
- 19 октября 2013 18:15
- Никита Перфильев
Да, это тоже Россия, и именно по этой причине, видимо, здесь все и разваливается. Пока с одного конца строятся стадионы и инновационные центры, с другого, наследство принятое нами от Советского Союза, рассыпается на куски.
Кстати, перед нами стоит не только социальная проблема, но и угроза настоящей экологической катастрофы. Из глубин затопленных шахт на поверхность вытекает жидкость, которая выливается в соседние реки. По данным экологов, концентрация вредных веществ в ближайших водоемах, превышает предельно допустимую норму в тысячи раз.
Между тем многие из местных шахт не выработаны даже наполовину. А потребление угля в таких странах, как Китай и США выросло почти на 100%, пока умирали наши шахты. Цена за тонну с 60 рублей (2000 год) поднялась до 3500 рублей (2010 год). Ведь это золотая жила! В чем же тогда причина остановки выработки столь необходимого источника энергии? Давайте постепенно пройдемся по всем вехам угольной истории и попробуем отыскать ответ на данный вопрос.
«Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», так сказал Петр I в 1696 году, когда ему впервые показали кусок черного хорошо горящего минерала. Григорий Капустин в 1721 году, будучи крепостным крестьянином, открыл каменный уголь близ притока Северского Донца и доказал его пригодность для использования в кузнечном производстве. В декабре 1722 года Пётр I послал Капустина за пробами угля, а затем снарядил специальные экспедиции для разведки угля и руды.
В 1722 году руководство горнорудной промышленности России предложило Геннину, ведавшему уральскими и сибирскими заводами, «иметь старание о прииске каменного угля как и в прочих европейских государствах обходятся дабы оным лесам теми угольями было подспорье». Становление угольной промышленности в России относится к первой четверти XIX века, когда уже были открыты основные угольные бассейны.
Дальше можно вспомнить «стахановское движение», возникшее в 1935 году и названое именем забойщика одной из угольных шахт. Тогда командой Стаханова за смену было добыто 102 тонны угля, при норме всего в 7 тонн. Что же произошло после распада Советского Союза? Конечно, та самая приватизация. Надо полагать, что акции пермских шахт достались не тем людям, и процесс был загублен. Поговаривают, что и среди местных шахтеров нашлись смельчаки, которые в начале 90-х стучали касками по «Горбатому мосту» в Москве.
Жизнь первоначально зародилась в соседнем поселке Шумихинский. В 1947 году спецпоселенцы организовали там поселок Горелое. В декабре 1954 года здесь была пущена в действие шахта имени «40-летия Октября», в начале 1956 года – шахта «Гореловская-2». В 1997 году шахта имени «40-летия Октября» закрыта и затоплена. Напрашиваются выводы, что подобные производства в России выгодны только если есть бесплатная рабочая сила, например, крепостные крестьяне или узники ГУЛагов.
Чтобы навсегда закрыть градообразующие предприятия, требовались серьезные причины, и официальные лица их нашли. Из-за сложных горно-геологических условий разработки залежей, низкого качества кизеловского угля и его высокой себестоимости, угледобывающая отрасль в Пермской области прекратила свое существование.
После закрытия шахты всем шахтерам подарили памятные кружки и отправили домой. Кто-то сел сложа руки ждать у моря погоды, а кто-то умудрился получить сертификат на переселение. Вдобавок к сертификату, самые изворотливые, смогли выцарапать зарплату, а бонусом продать свою квартиру в поселке.
Сейчас несколько зданий местной шахты переоборудовали в деревообрабатывающий комбинат. Постарался местный бизнесмен и депутат. Работают на пилораме, как и положено, заключенные, которых привозят из местной исправительной колонии номер 12. Нашлось и несколько вакантных мест и для жителей поселка. Верхом карьерной лестницы в поселке считается устроиться работать в местную колонию поселения номер 14, которая находится чуть ли не в центре поселка. Кстати, отбывающие срок в этой колонии заключенные и занимаются разбором бесхозных домов в Юбилейном.
Разбирается нежилой фонд заключенными не просто так. Любую оставленную людьми пятиэтажку тут можно приобрести целиком по цене нового отечественного автомобиля. А дальше ее разбирают на вторичные строительные материалы и черный металл. На мой взгляд, сейчас в поселке проживает не более тысячи человек. Основные возрастные категории - дети школьного возраста и пенсионеры. На удивление были встречены несколько молодых мам с колясками и грудничками в них.
Сейчас в поселке работает одна школа и один детский сад. В былые времена школы было две. А помимо трех детских садов, были еще и ясли. Главная мечта у местных детишек сразу же уехать после окончания школы. Единственная безопасная радость детворы - это катание с деревянной горки, сооруженной в центре города. Гуляние по развалинам домов безопасным не назовешь, а кто запретит?
Или вот, по городу идет преклонных лет женщина. Дети и внуки, скорее всего, давно уехали, а она и не выбирала, ей просто пришлось остаться доживать. Я не отрицаю и такой вариант: бабушка уехала вслед за непутевым сыном, которого определили в колонию, находящуюся на территории поселка. Ну и пусть никаких больше перспектив, зато непутевый поближе. А что она несет в своей обветшавшей сумке? Я смело предполагаю, что не больше килограмма крупы, соль и немного сахара. Деликатесов в местных магазинах не предлагают, да и денег у жителей поселка на них нет. Бабушка, скорее всего, заняла продукты у продавщицы до следующей пенсии.
Неподалеку от Юбилейного на речке Усьва расположился одноименный поселок-станция. Населенный пункт находится в сказочном по своей красоте месте - неподалеку шахтоучасток «Усьва-3» шахты имени «40-летия Октября». Шахта просуществовала с 1957 года по 2000 год. Поселок Усьва заброшенным не назовешь, скорее всего выручает относительно оживленная трасса, ведущая из города Чусовой в Соликамск.
Вы только задумайтесь, как повезло жителям данного региона. Красивая природа и нескончаемые запасы полезных ископаемых. В советские временна тут были налажены многочисленные производственные мощности. Богатой истории региона может позавидовать даже целая европейская страна. Жители явно родились в том месте, но вот, видимо, не в то время...
См. также:
Побег в ГУЛаг. Часть 1: «ВС-389/36, или исправительно-трудовая колония строгого режима»
Побег в ГУЛаг. Часть 2: «ВС-389/36 особый режим»
Текст и фото: Никита Перфильев
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: