Почему футбольные фанаты ополчились на FAN ID
- 01 августа 2018 03:53
- Дмитрий Строганов, специальный корреспондент «Ридуса»
«FAN ID = дома сиди», — баннер с этими словами болельщики московского «Спартака» вывесили на матче первого тура РФПЛ против Оренбурга, прошедшего 28 июля на стадионе «Открытие Арена».
Судя по сообщениям на специализированных форумах, к возможному введению аналогов FAN ID в российском футбольном чемпионате отрицательно относится подавляющее большинство представителей «организованных болельщиков» вне зависимости от клубных предпочтений.
«Ридус» разобрался, откуда такая ненависть к «паспортизации» в фанатской среде.
Откуда ноги растут
На самом деле те или иные варианты дополнительного контроля над зрителями массовых спортивных мероприятий обсуждаются уже много лет. Тот же Вячеслав Фетисов, например, в 2013 году вообще хотел запретить фанатские сектора на стадионах.
«Такой шаг стал бы эффективной мерой по борьбе с хулиганством среди болельщиков. Организаторы матчей, выделяя такие зоны, по сути, провоцируют болельщиков на конфликты и правонарушения», — заявлял пять лет назад председатель подкомитета Совета Федерации по физической культуре и спорту.
О создании «фанатской базы данных» в разные годы говорили Сергей Чебан, Алексей Смертин, Виталий Мутко, Сергей Прядкин, но до поры до времени это все ограничивалось разговорами.
Какие-то ограничения были введены, вроде продажи сезонных абонементов и билетов на выездные матчи под эгидой УЕФА по предъявлении гражданских паспортов, но болельщиков «паспортизировать» не стали.
После «битвы за Марсель» обсуждение вопроса загорелось с новой силой. России тогда предстояло принять Кубок конфедераций в 2017-м и мундиаль в 2018-м. На этих мероприятиях долго вынашиваемая идея была в итоге реализована.
Фанатское сообщество высказывалось против этой системы еще при ее анонсе.
«Это может привести к оттоку болельщиков. У нас и без того повышенные меры безопасности пропуска на стадион, что отнимает достаточное количество времени. А если мы будем сверять билеты с паспортами, то это займет дополнительно 1—2 минуты на человека. Таким образом, процедура прохождения на стадион становится еще более изнуряющей», — говорил два года назад телеведущий Андрей Малосолов.
Оттока болельщиков на КК-2017 и ЧМ-2018 в итоге не было. Напрасными оказались и многие другие опасения, хотя без эксцессов не обошлось. Впрочем, о них «Ридус» расскажет чуть позже.
Сразу по окончании мундиаля о положительном опыте использования FAN ID и внедрении его аналогов для других мероприятий заговорили в правительстве. Восемнадцатого июля вице-премьер Ольга Голодец обратилась к президенту с предложением использовать эту технологию для создания «паспорта культурного человека».
«Мы стоим на пороге проведения универсиады в Красноярске, и следующий год — это год крупнейшего музыкального события в нашей культуре — это конкурс Чайковского. Применение такого технологичного принципа очень бы помогло нам принимать гостей, особенно иностранных», — приводит слова Голодец РИА Новости.
Два дня спустя, 20 июля, министр спорта Павел Колобков попросил Путина ввести FAN ID уже для россиян. С его точки зрения, внедрение этой технологии в рамках Российской профессиональной футбольной лиги (РФПЛ) поможет бороться с проявлениями хулиганства.
«Просим дать поручение на внедрение системы идентификации болельщиков и информационной системы контроля доступа при проведении матчей национального футбольного первенства. Актуализация визового режима может стать одним из ключевых составляющих наследия чемпионата. Мы не должны упустить эту возможность и сохранить позитивный настрой миллионов людей, которые приехали на чемпионат мира», — заявил Колобков.
Его слова и стали той искрой, которая разожгла страсти в болельщицкой среде. Никакой конкретики по этому проекту на данный момент нет. Более того, пока даже не известно, в каком году эта система может внедрена.
«Пока что-то конкретное говорить преждевременно, есть FAN ID с ЧМ-2018 и система идентификации на матчах чемпионата России. Мы работаем с разработчиками FAN ID, хотим сделать удобную систему, которая бы не выражала отторжения у болельщиков», — заявил 24 июля директор по безопасности РФПЛ Александр Мейтин.
Тем не менее активные болельщики негативно восприняли эту информацию. Поддержали их и многие спортивные эксперты.
Чем недовольны
«Минусов мы видим массу», — говорит «Ридусу» официальный представитель «Фратрии», объединенной фанатской торсиды ФК «Спартак» Александр Конев.
Фанатские претензии можно разделить на несколько основных пунктов.
Бюрократия вместо радости спорта
«Это лишнее препятствие для людей, которые просто хотят попасть на спортивное мероприятие. Помимо приобретения непосредственно билета на игру людям надо куда-то идти, что-то оформлять», — объясняет Конев.
С его мнением согласны многие.
«С моей точки зрения, поход на футбол не должен быть связан с регистрацией человека и привязкой его к тому или иному паспорту болельщика или каким-либо другим формам доступа, потому что футбол — это не обязаловка, туда не надо людей нагонять для вида. Мы же не спрашиваем паспорт при входе в кинотеатр, магазин, театр. Я отношусь к любым формам, которые затрудняют проход, более чем отрицательно», — пояснил в комментарии «Ридусу» свою позицию телеведущий Андрей Малосолов.
Лишние, избыточные формы тотального контроля. Спортивные клубы и так реализуют персонифицированные именные абонементы, а нарушители порядка выявляются и получают запреты на посещение матчей. Учитывая тот фактор, что футбольная аудитория чемпионата России, в отличие от чемпионата мира, довольно стабильна, а посещаемость предыдущих чемпионатов в среднем оставляла желать лучшего, подобные нововведения могут вызвать недовольство зрительской аудитории, — говорит председатель Объединения спортивных болельщиков Всеволод Алексеев.
«Паспортизация» снизит посещаемость
Посещаемость матчей РФПЛ далека от идеала. Аншлаги собирают лишь матчи с топовыми командами, да и то далеко не везде. В городах, принимавших матчи ЧМ, на новенькие стадионы зрители пока приходят, но выводы можно будет сделать лишь к середине сезона. Блеклая игра внутри лиги легко может отпугнуть новичков. Фанаты считают, что возможное введение FAN ID еще сильнее ударит по посещаемости.
«Мы знаем примеры Турции и Италии, где FAN ID вводили, а посещаемость упала резко. В Италии отменили в итоге, в Польше так и не решились ввести», — говорит «Ридусу» Александр Конев.
«Как пример эффективного применения чиновники приводят чемпионат мира по футболу — 2018. Но чемпионат мира нельзя сравнивать с чемпионатом России по футболу: к чемпионату мира был сверхповышенный интерес и сумасшедший спрос на билеты, люди готовы были платить любые деньги за билеты и оформить хоть десять FAN ID ради того, чтобы только попасть на игру. На играх российской премьер-лиги посещаемость низкая в целом, и мы считаем, что введение FAN ID посещаемость снизит на 50%. Качество игры, которую мы видим в матчах чемпионата России, порой ужасает, организация чемпионата хромает, а на чемпионате мира мы видели игру лучших команд мира и высочайшую организацию», — продолжает представитель «Фратрии».
Отсутствие дополнительных «плюшек»
В рамках мундиаля «паспорт болельщика» давал массу преимуществ, главным из которых был бесплатный проезд. Спортивные чиновники, рассуждая о введении FAN ID в РФПЛ, пока говорят лишь о контроле над болельщиками. На данный момент никаких бонусов для обладателей такого документа не анонсировано.
Плюсы могли бы быть, если бы РФС и лиги делали бы FAN ID как продукт, к примеру, в виде эксклюзивной системы лояльности, дающую, помимо клубных систем, дополнительные преференции. А пока это выглядит лишь как дополнительная навязываемая система с далеко неочевидными целями, — поделился своим мнением с «Ридусом» Всеволод Алексеев.
«Я примерно догадываюсь, чего хотят добиться в РФПЛ. Они хотят создать некую маркетинговую базу, насколько я понимаю. Одновременно с этим хотят создать некую форму контроля над болельщиками. Я еще могу понять, чтобы на Олимпийских играх или чемпионатах мира был FAN ID, который давал преимущества при перемещении в том числе, визовые давал поблажки, в РФПЛ же я не считаю логичным введение подобной процедуры», — говорит Андрей Малосолов.
FAN ID не нужен для борьбы с хулиганством
«Это все ерунда и общие слова. Если кто-то хочет с чем-то бороться, для этого есть видеокамеры, полиция, стюарды. Сейчас видеоконтроль на стадионах такой, что можно у людей названия лейблов на пуговицах прочитать. Пусть не придумывают ерунду и не забивают головы порядочным людям этой идеей», — высказал свое отношение о связи «паспортов болельщиков» и борьбы с хулиганством Андрей Малосолов.
«Наши стадионы на данный момент обладают всеми необходимыми системами видеонаблюдения и системами безопасности, которые позволяют пресечь правонарушение моментально и не допустить на стадион лиц, имеющих запрет. FAN ID для этого не нужен», — вторит ему представитель «Фратрии».
Действительно, у силовиков и представителей клубов сегодня есть все технические и правовые инструменты для борьбы с проявлением расовой нетерпимости, всевозможными оскорблениями и проявлениями хулиганства.
Тем не менее неприглядные истории в российском футболе происходят с неприятной регулярностью. Возможно, причина заключается в том, что тот же КДК за подобные инциденты штрафует клубы на крупные суммы. Понятно, что содрать пару сотен тысяч долларов с условного «Спартака» проще, чем с какого-то болельщика.
«Большой провал в системе персонализации произошел на финале чемпионата мира, когда FAN ID были выданы активистам Pussy Riot, которые спокойно выбежали на поле. Вопрос, почему им были выданы FAN ID, а ряду спортивных болельщиков было отказано без причины, остается открытым», — замечает Александр Конев.
Многие фанаты не попадут под «бан-хаммер»
Матчи чемпионата мира не смогли посетить многие болельщики, несмотря на наличие билетов. Им отказали в регистрации без объяснения причин.
Среди них были люди с погашенными судимостями, известные фанаты и просто люди из неких «списков МВД». По словам некоторых пострадавших, для блокировки FAN ID достаточно было просто «засветиться» на официальном выезде.
«Мы не понимаем, по какому принципу выдавались FAN ID на ЧМ. Множеству обычных болельщиков было отказано в получении FAN ID, но по какой причине? Этого никто не знает. Запрет на посещение спортивных мероприятий в России может накладывать только суд, а система FAN ID фактически дает возможность правоохранительным органам подменять собой судебную власть по своему усмотрению», — объясняет Конев весьма спорный правовой момент.
«Важно учесть, что введение паспортов болельщика на те же Кубок конфедераций и чемпионат мира в России позиционировалось как система фильтрации от нарушителей правопорядка и хулиганов, а в итоге отказы в получении этих „паспортов“ получила просто масса представителей фан-сообществ страны, подавляющее число из которых не то что не имело запретов на посещение спортивных соревнований, но и вообще нарушений на футбольных играх», — продолжает эту тему Всеволод Алексеев.
«Понимая, какой может быть реализация этой системы, трудно испытывать положительные иллюзии на данный счет. В результате это может напрямую повлиять на посещаемость игр, так как активные футбольные болельщики и фанаты и составляют основной контингент зрительской аудитории внутренних первенств страны. И глупо думать, что их место быстро займут новые любители футбола на волне успешно проведенного мирового первенства. Ведь уровни подхода к организации чемпионата России и мундиаля достаточно разнятся», — говорит он.
«Кузьмичам» пофиг
«Неорганизованные» любители футбола, кого фанаты зовут «кузьмичами», и потенциальные новые болельщики, заразившиеся футбольным вирусом на мундиале, проблем в возможном введении FAN ID не видят.
«Мне понадобилось 20 минут, чтобы получить FAN ID прямо на стадионе», — говорит Юлия Ромейка, для которой игра 1/4 финала в Сочи стала первым посещенным матчем в жизни.
«Если такой документ надо будет сделать один раз, на год, например, или более долгий срок, я не вижу никаких проблем, — говорит Александр Манский, посещающий в среднем 5—6 игр РФПЛ за сезон. — На хоккей хожу чаще. Возможно, им стоит сделать объединенный паспорт болельщика вообще для всех соревнований, это может быть удобно».
Есть и такое мнение: внедрить FAN ID надо, но не для всех.
«Для абонементщиков и посетителей фанатских секторов вводить вполне можно. А «мирные» сектора, куда ходят случайные посетители один-два раза за сезон, — нафиг это надо. Получится, что чтобы разок сходить на футбол, нужно будет тр***** мозг ради этого FAN ID. Паспорт и именные билеты, эффект тот же, геморроя людям меньше», — считает Александр Тимофеев.
Безусловно, если отсечь «фанатский движ», безопасность на матчах, скорее всего, вырастет. Вот только это произойдет в ущерб посещаемости, да и о ярком красочном саппорте можно будет забыть. Перформансы? Заряды? Красивые баннеры? Далекие от футбола люди показали на чемпионате мира, чего стоит их поддержка. «Россия! Россия!», кокошники и убогие волны — вот и все, на что они способны.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: