Почему ожидания российских пациентов не всегда оправдываются?
Вопросы оказания медицинской помощи в нашей стране регулируются несколькими законами и множеством подзаконных актов. Один из основополагающих документов - Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи (ПГГ), куда входят и территориальные программы. По сути, это перечень заболеваний и видов медпомощи, на которые россиянин может рассчитывать бесплатно. Это скорая помощь, услуги поликлиник и больниц. Понятно, что сами медорганизации за эту работу должны получать деньги от государства. И средств этих должно хватать не только на лекарства и расходники, но и на содержание поликлиник и больниц, зарплаты врачей . Так вот, "кровеносная система" для ПГГ- это страховые отчисления на обязательное медстрахование (ОМС), которые уплачиваются работодателем за каждого работника.
С 2013 года российские медицинские организации перешли на оказание медпомощи населению по полному тарифу. То есть, за счет поступлений на ОМС, им должны полностью компенсироваться затраты на лечение каждого больного. И тарифы на медицинскую помощь в регионах со сходными социально-экономическими условиями должны быть примерно равны. "Должны" на бумаге, но, по факту, это не так.
В ходе мониторинга, проведенного Фондом "Здоровье" по данным тарифных соглашений территориальных фондов ОМС за 2013 год, выяснилось, что стоимость лечения, например, больного сахарным диабетом в Липецкой области составляет 19 тысяч рублей, а в Калужской области - 42 тысячи рублей. Стоимость случая госпитализации по поводу инфаркта, составляет 25,5 тысячи рублей в Костромской области, 33,5 тысячи рублей в Орловской области, 81 тысячу рублей в Липецкой области. Что за методика расчета тарифа, если они так разнятся в соседних регионах? Быть может, найдены прорывные способы лечения инфаркта, которые позволяют так сильно сэкономить? И эти инновации, судя по всему, кроются в Костромской области . Было бы смешно, если бы не было так грустно. Ведь неравенство в оплате ведет к неравенству в оказании медицинской помощи, к разнице в расходах на лекарства, на расходные материалы, зарплаты медиков. Понятно, что на меньшую сумму, заложенную в тарифе, лекарства и расходные материалы будут закупаться не те, что лучше для пациента, а те, на какие хватит средств. Пациенты и медицинские работники становятся заложниками ситуации: первые вынуждены лечиться, чем предлагают, а медработники лечить тем, что есть в больнице.
А дело все в том, что методика расчета стоимости тарифов на оказание медицинской помощи была утверждена Минздравом России лишь в конце 2013 года, вместо конца 2012 года, то есть уже после принятия федерального бюджета на 2013-2014 годы и после утверждения ПГГ. В итоге регионы были вынуждены рассчитывать тарифы самостоятельно, отталкиваясь не от фактической потребности, а подстраиваясь под имеющуюся сеть медицинских организаций или с учетом сложившейся практики.
Эксперты говорят, что методика оказалась "мертворожденной", поскольку она должна базироваться на федеральных стандартах медицинской помощи, включающих в себя набор конкретных медицинских услуг, а эта работа провалена . Согласно международной классификации (МКБ-10) из более чем 10 тысяч заболеваний, подлежащих стандартизации, стандартами охвачены лишь 30%, а в сегменте стационарной помощи больным - лишь 17% заболеваний. Не разработаны стандарты на целый ряд заболеваний, обуславливающих основные причины смертности населения и обращения к врачам, включая инфаркт миокарда, острые хирургически состояния (аппендицит, грыжа, острый панкреатит и так далее), мочекаменную болезнь, большинство доброкачественных новообразований, детский церебральный паралич, туберкулез, инфекции, передающиеся половым путем и другие заболевания.
И это не все. До настоящего времени не утверждены стандарты на оказываемую в стационарах паллиативную медицинскую помощь, установленную законом № 323-ФЗ, а, следовательно, и тариф на данный вид помощи рассчитан быть не может.
Между тем, вопрос финансового планирования - самый главный. В условиях, когда на федеральном уровне нет понимания и проработанной идеологии, регионам сложно привести к выравниванию медицинские учреждения организации, чтобы сделать медицинскую помощь равно доступной для каждого гражданина. Если медорганизации не могут равняться на единый усредненный тарифный норматив, они не в состоянии спланировать свою работу, что в конечном счете сказывается на качестве оказываемых населению услуг.
Совершенно очевидно, что на федеральном уровне сегодня нет понимания, сколько нужно средств на лечение, скажем, рака легкого : 39,5 тысячи рублей, как в Башкортостане, или 140 тысяч рублей, как в Удмуртии?
Я не берусь оценить, много это или мало, понятно одно, что при таком дисбалансе говорить о достаточности финансовых средств в системе преждевременно.
Эдуард Гаврилов, директор Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» и кандидат в члены Общественной Палаты России.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: