+3
Сохранить Сохранено 7
×

Почему принятие поправок к Конституции не требует референдума


Даниил Эпштейн

Все статьи автора

Почему принятие поправок к Конституции не требует референдума

Инициированное президентом РФ Владимиром Путиным внесение поправок в Конституцию не требует проведения референдума, поскольку изменения не затрагивают 1-ю, 2-ю и 9-ю главы Основного Закона. Более того, в сложившейся ситуации можно говорить о нелегитимности возможного референдума, поскольку соответствующим федеральным законом установлены ограничения по тематике вопросов, решение которых предполагает такую форму волеизъявления граждан.

О чем говорят эти главы: 1-я, 2-я и 9-я?

Глава № 1 утверждает основы конституционного строя страны: название, форму правления, социальный характер государства, национальное и идеологическое многообразие, — все то, что менять действительно нельзя, иначе Россия перестанет быть Россией.

Глава № 2 целиком и полностью посвящена правам и свободам гражданина, и ни одна из поправок их действительно не нарушает. А глава № 9 как раз и описывает, кто и в каком порядке может дополнять или изменять Конституцию.

«Совершенно точно могу сказать, что референдум и Конституционное собрание проводятся, когда изменениям подвергаются 1-я, 2-я и 9-я главы Конституции. В данном случае Конституция может быть изменена без проведения этих процедур. Референдум юридически здесь не требуется», — пояснил, например, известный адвокат Дмитрий Аграновский в интервью РАПСИ.

С этой позицией согласился и член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Александр Брод. Он уточнил, что голосование по предложенным главой государства поправкам состоится, однако будет реализовано не в форме референдума, поскольку в этом случае он юридически не уместен.

Проведение референдума и работа Конституционного собрания требуются при изменении 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции. Однако предложенное главой государства обновление Конституции этого не требует, поскольку не затрагивает вышеупомянутых частей документа. Должны быть сформулированы поправки, затем пройдет их широкое обсуждение, возможно, будут дополнения, уточнения, корректировки. Дальше будет назначено голосование по ним. Я считаю, что общественные организации должны наблюдать за соблюдением всех процедур этого голосования, должен быть организован общественный контроль. Все процедуры голосования должны быть открыты, понятны, доступны, население необходимо максимально проинформировать, — объяснил Брод.

Юристы, в том числе специалисты по конституционному праву, сходятся во мнении, что для принятия предложенных поправок к Основному Закону страны достаточно процедуры, аналогичной принятию федерального конституционного закона. Председатель совета Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов подчеркнул в интервью «МК»: «Это действительно будет голосование, а не референдум. Ведь речь не идет о 1-й, 2-й или 9-й главах Конституции, изменения в которых требуют проведения референдума. Здесь для принятия поправок достаточно процедуры, аналогичной принятию федерального конституционного закона».

Но даже если вдруг власти по какому-то недоразумению решили бы провести именно референдум, а не голосование, эта процедура… просто не имела бы юридической силы. 

Дело в том, что, согласно поправкам к федеральному конституционному закону «О референдуме РФ» от 2008 года, на референдум не может выноситься вопрос, принятие решений по которому относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. 

Тематика таких вопросов касается, в частности: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов, в том числе их введения или отмены, освобождения от их уплаты; выпуска государственных займов; изменения финансовых обязательств государства; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и другого.

Напомним, что одни из важнейших поправок, которые были предложены президентом, заключаются в закреплении в Конституции связи между минимальным размером оплаты труда (МРОТ) и прожиточным минимумом и нормы об обязательной регулярной индексации пенсий. Эти вопросы напрямую связаны с изменением финансовых обязательств государства перед гражданами и поэтому, согласно вышеупомянутому закону, не могут быть вынесены на референдум.

В послании к Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин предложил внести ряд поправок в Конституцию. Согласно законопроекту, внесенному главой государства в Госдуму, поправки затронут 3—8-ю главы Основного Закона. В числе инициатив Путина — закрепление социальных гарантий для граждан, развитие политической системы, в том числе путем усиления роли парламента, гарантии суверенитета России, а также новые требования к чиновникам и кандидатам в президенты.

В настоящее время законопроект о поправках находится на рассмотрении Государственной думы, а специальная рабочая группа занимается сбором дополнительных предложений по изменению отдельных статей Конституции. Как ранее подчеркнул Владимир Путин, в любом случае закон вступит в силу только в том случае, если за его принятие на общероссийском голосовании выскажутся сами граждане страны.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (4)

  • Абрам
    Абрам 30 января 2020

    Таки автор данила лукавит, "проект путина" о котором 28 января написал Эдуард Футурье, гласит о изменении "приоритета Основного Закона над международными соглашениями", а это как раз таки 1 глава, статья 15.4.

    Ответить
    2 +
  • Снежный
    Снежный 31 января 2020

    Правильно, профессионалы, юристы понимают, что все делается по закону, по правилам. Есть, конечно, отдельные личности, которые всем недовольны. Но в целом общество поддерживает внесение поправок в Конституцию: https://aftershock.news/?q=node/827688&full

    Ответить
    2 +
  • Я
    Я 06 февраля 2020

    Молодец - лижи дальше!

    Ответить
    0 +
  • Александр
    Александр 07 марта 2020

    Собственно говоря, сама инициатива голосования по конституционным поправкам посредством всенародного голосования преследует цель - переложить ответственность за их принятие на народ невежественный в вопросах права. Что уж говорить о простых обывателях, когда у нас юристы не знают Конституцию. Конституционная реформа затеяна властью с целью перераспределения властных полномочий и закрепления на конституционном уровне антиконституционных положений действующего законодательства. К тому же, многие поправки вообще теряют смысл, поскольку Конституция уже содержит предлагаемые положения. Например, верховенство национального законодательства закреплено шестью конституционными положениями; ч.1 и 4. ст.15, ч.2, 5, 6 ст.125, ч.2 Заключительных и переходных положений Конституции. Запрет, не только на замещение должностей в органах государственной власти, но и иметь политические права, право исполнять обязанности связанные с доступом к государственной тайне, вытекает из положения ч.4 ст.55 Конституции. На том же основании не может обладать политическими правами, замещать должности в органах государственной власти, исполнять обязанности связанные с доступом к государственной тайне человек, имевший ранее гражданство иного государства, тем более, когда его близкие родственники являются гражданами иностранных государств и проживают за пределами России, а сам гражданин имеет собственность и банковские счета за пределами России. Усиление роли Конституционного суда и наделение его полномочием проверять законы до подписания их Президентом установлено Конституцией. Согласно ч.1 ст.15, ст.16, ч.2, 5, 6 ст.125 Конституции, Конституционный Суд обязан проверять на соответствие Конституции, точнее на соответствие Толкованию Конституции, правовые акты, перечисленные в ч.2 ст.125, в полном объёме даже не до подписания их Президентом, а до принятия их соответствующим органом власти, или должностным лицом. Поправки, касающиеся социальной сферы, не более чем морковка для тех, кто ещё продолжает верить Путину. В нынешней Конституции закреплены гораздо более обширные права граждан в социальной сфере, чем это предусмотрено путинскими поправками. Например, то, что МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума, вытекает из ст.2, с.7, 37, ст.39, ч.1 и 2 ст.55 Конституции. Более того МРОТ, прожиточный минимум, пенсии, заработная плата, и все социальные пособия, на том же основании, должны индексироваться в зависимости от уровня инфляции. Причём размер прожиточного минимума должен быт, как минимум, в два раза выше ныне действующего. И ещё, важно осознать, что введение МРОТ в Конституцию позволит власти уменьшать и прожиточный минимум и МРОТ и все остальные выплаты гражданам. Я напомню вам, уважаемые друзья, о решении кабинета министров, на основании которого в 4 квартале прошлого года был уменьшен размер прожиточного минимума на 3.7% по сравнению с 3 кварталом. К тому же, принять поправки к ч.4 ст.15 Конституции и положениям, касающихся социальных вопросов, прав и свобод граждан можно либо через референдум, либо через Конституционное Собрание, но не путём голосования на основании указа Президента (ст.135 Конституции). Хочу в который раз сообщить читателям, что в России совершён ползучий конституционный переворот посредством последовательного принятия и введения в действие антиконституционных законов. А посему вносить какие-либо изменения в Конституцию недопустимо. Речь должна идти о восстановлении конституционного строя в России.

    Ответить
    1 +