Почему в России падает интерес к китайским автомобилям?
- 13 декабря 2023 20:38
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
Повальная гонка за китайскими автомобилями грозит выйти боком российским автодилерам. По данным исполнительного директора агентства «Автостат» Сергея Удалова, на их складах скопилось около 175 тысяч нераспроданных машин из Поднебесной.
По его словам, за десять месяцев 2023 года в России было продано 406,5 тысяч китайских авто, что в несколько раз больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Эксперт прогнозирует снижение спроса на китайские машины в начале 2024 года, причиной станут повышение ключевой ставки ЦБ и утилизационного сбора и сокращение объемов кредитования.
Ставки, кредиты и утилизационный сбор
На протяжении 2023 года стоимость китайских автомобилей стремительно росла, в результате средняя цена китайского легкового автомобиля на российском рынке приблизилась к 3,5 миллионам рублей.
По мнению эксперта Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Ильи Титова, продажи китайских авто упали в среднем на 60% после повышения ключевой ставки. При этом дальнейшему проседанию спроса на них способствуют сразу несколько факторов, включая отсутствие нормальных кредитных продуктов и повышение утилизационного сбора.
«Для понимания: где-то порядка 70% продаж, а в каких-то регионах и на какие-то бренды в сегменте „выше среднего“ и до 80% — это продажи автомобилей в кредит. С повышением ставки реализация машин в кредит стала просто невыгодна покупателю. Сейчас купить машину по ставке под 20% годовых — это просто безумие», — пояснил Илья Титов.
Не лучше обстоят дела и у автомобильных дилеров. По словам эксперта, учитывая, что в ближайшую пятницу возможно очередное повышение ставки Центробанка, дилерам не светит прибыль как минимум до марта следующего года.
Небосклон чист… пока
Впрочем, ждать какой-то невероятной просадки рынка китайских авто в сложившейся ситуации преждевременно. Потенциальный спрос на машины более высокого уровня по сравнению с продукцией АвтоВАЗа сохраняется, по всей видимости, он продержится еще какое-то время за счет роста доходов россиян, задействованных в оборонной промышленности, а также участников СВО и их родных. Все это делает рост ставок и отсутствие кредитования некритическими для данного сектора рынка факторами.
Более того, цены на китайские автомобили были завышены изначально, в том числе и со стороны производителей из Поднебесной.
Это означает, что, преследуя цель сохранить свои завоевания на российском рынке, китайские компании могут снизить завышенные цены без особых потерь для себя.
В 2023 году рынок, похоже, уже пережил всплеск отложенного спроса, за которым в 2024-м последует перебалансировка и стабилизация, что, вероятно, приведет к некоторому снижению цен.
Как уже отмечалось выше, особых угроз падения спроса на «китайцев» в России пока не существует, а значит, ничто не угрожает и рынку. Скорее, в наступающем году следует ждать усиления конкуренции между китайскими производителями на российском рынке.
Возвращение конкуренции ждет и дилеров китайских брендов, что, в свою очередь, приведет к стабилизации рынка и, возможно, некоторому сокращению цен.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: