+31
Сохранить Сохранено 7
×

Почему в России умирает трамвай


31 44 941

Почему в России умирает трамвай

За постсоветские времена в нашей стране девять(!) городов полностью лишились трамвая. Обращу ваше внимание, что речь идет не об отдельных маршрутах или линиях, а о целых системах!

Принято считать, что в главные враги трамваев – это владельцы машин. Вроде как именно автомобилисты настаивают на демонтаже трамвайных путей, чтобы они не мешали движению по дорогам (мол, из-за трамваев постоянные пробки, поэтому уберем их и заторы исчезнут). Я, кстати, не припомню ни одной демонстрации автомобилистов в России с требованием закрытия трамвайных линий. Возможно, в Европе и Америке это действительно так, но у исчезновения трамваев в нашей стране совсем другая причина. Очень показательный случай – Ногинский трамвай. Давайте на его примере и посмотрим, как и почему исчезают трамвайные системы в нашей стране.

01

Нынешнее состояние трамвайных путей

Вначале необходимо сказать несколько слов о ногинском трамвае. Это небольшая система: всего один маршрут длинной 12 километров, обслуживало которую 5 вагонов. Данная система отличается от тех, что мы обычно привыкли видеть на улицах наших городов. Трамвайная система в Ногинске однопутная! То есть, по одним и тем же рельсам вагоны ходили в противоположных направлениях. Из-за этого во время движения по маршруту происходило несколько скрещиваний со встречными вагонами. Для разъезда трамваев в на пути следования сделаны специальные двухпутные участки.

02

Трамвай был запроектирован еще до революции, а запущен уже в 1924 году. Кстати, это первая трамвайная система в Московской области. Второй и единственный функционирующий на сегодняшний день трамвай находится в городе Коломна (но там он запущен позже, в 1948 году). Планировалось, что пути дойдут аж до Москвы, но, этим планам не суждено было сбыться. Так или иначе, в небольшом районном центре появилась своя трамвайная система. Не возьмусь судить, было ли оправдано строительство рельсового транспорта в городе с населением менее 100 тыс. человек (например, в полумиллионной Калуге трамвая нет и никогда не было), но, так или иначе, раз уж он появился, то посмотрим, что с ним было дальше.

Пока страна жила при социализме, ногинскому трамваю ничего не угрожало. Он даже развивался: линия была продлена в соседний поселок. Кстати, в Советском Союзе трамвайные линии тоже закрывались, однако, на смену им приходили другие виды общественного транспорта. Например, почти вся Москва в начале ХХ века была покрыта сеткой путей, но, когда трамвай перестал справляться с возросшими нагрузками, на смену ему пришла поземка.  То есть сначала строилось метро, а потом, за ненадобностью, демонтировались трамвайные линии.

Но в 90-х годах плановой экономике в нашей стране пришел конец, и трамвай попал в рынок. Вот тут-то и началось. Во-первых, в стране разразился тяжелейший экономический кризис, а во-вторых, несмотря на финансовые сложности, началась массовая автомобилизация населения.

03

То есть государство абсолютно перестало выделять деньги не только на развитие, но и на элементарное поддержание рельсового полотна и контактной сети в надлежащем состоянии. А уж про закупку нового подвижного состава и говорить нечего. Более того, государство ввело бесплатный проезд в общественном транспорте для пенсионеров (в СССР они платили). На первый взгляд, это разумное решение. Ну какой бы контролер взялся бы штрафовать 70-80 летнею бабушку за безбилетный проезд, учитывая ее нищенскую пенсию, которую еще и платят с задержками. Поэтому пенсионерам и дали бесплатный проезд в общественном транспорте. Денег это, как вы понимаете, транспортным предприятиям не прибавило.

05

Зато состоятельные люди начали пересаживаться с общественного транспорта на личный (в Россию хлынул поток недорогих подержанных иномарок). Кстати, трамвайные пути в Ногинске находятся или вне проезжей части или между встречных рядов движения автомобилей. Поскольку колея всего одна (а не две как обычно), то по рельсам движения машин не происходит, ибо не понятно, какому направлению отдать приоритет. Это я к тому, что автомобилистам трамвай не мешал и от его исчезновения они ничего не выиграли.

04

Шли годы, инфраструктура и подвижной состав ветшали, а денег на поддержание функционирования системы взять было неоткуда, ибо платежеспособные пассажиры уходил из общественно транспорта, а у государства денег не было. И тут появились маршрутки. Они взяли на себя значительную часть платежеспособного спроса. В результате в общественном транспорте льготников стало больше половины всех пассажиров. А платить за них стало государство, вернее должно было платить, но не делало этого. Прибавьте сюда еще 15-20% "зайцев" и получится, что за проезд в общественном транспорте платит только пятая часть всех пассажиров. Из-за этого основное достоинство трамвая (наибольшая провозная способность) обернулось против него самого. Ведь он приносил наибольшие убытки бюджету!

Учтите, что необходимо не только поддерживать в рабочем состоянии подвижной состав, но еще и заниматься поддержанием в надлежащем состоянии контактной сети и рельсов. В итоге получается замкнутый круг: меньше денег - хуже содержание - больше отказов - больше неисправностей - меньше вагонов - больше интервалы - меньше пассажиропоток - меньше выручка - еще меньше денег - еще больше интервалы. А уж о стоимости продления трамвайных линий и подумать страшно.

Это безумно дорого, по сравнению с продлением маршрута автобуса (или газели), для которых никаких денег вообще не требуется.

06
Убийца трамвая

Не стоит также забывать и о коррупционной составляющей перевозочного бизнеса. Как вы отлично понимаете, муниципальные транспортные предприятия только требовали денежных вливаний. А частные перевозчики могли финансово заинтересовывать чиновников. Как вы думаете, в такой ситуации кого будет поддерживать глава города?

Короче, именно маршрутки и стали убийцей трамваев. Массовое распространение они получили в конце 90-х - начале нулевых годов. Поэтому только две трамвайные системы прекратили свое существование в девяностых: Грозный (1994), Карпинск (1994), причем, в первом случае причина закрытия была совсем не экономическая. Настоящий же парад закрытий произошел уже в XXI веке: Шахты (2001), Архангельск (2004), Астрахань (2007), Иваново (2008), Воронеж (2009), Рязань (2010), и Ногинск (2012). В последнем случае движение трамвая несколько раз прерывалось, но возобновлялось вновь, пока окончательно не прекратилось в прошлом году. Хотя, конечно, надежда на реанимацию остается. Существует даже идея продления трамвайной линии в соседнюю Электросталь. Но это только мечты. Пока же, все говорит о том, что трамвай в Ногинске закончил свое существование.

Забавно, но пока в стране бушевал экономический кризис (90-е), трамвай, несмотря ни на что, оставался на плаву. А когда экономика вроде бы пошла на поправку, он начал деградировать с неимоверной скоростью.

07
закрытое депо в Ногинске

Помимо финансово-экономических причин закрытия трамвайных линий имеются еще и абсолютно коррупционные. Например, в Санкт-Петербурге на месте, где находились разворотные кольца для трамваев, были построены авто-заправочные станции. Я лично не был этому свидетелем, но не удивлен такому подходу чиновников, ибо в Москве, на месте разворотного кольца у м. Белорусская, вообще построили офисный центр. Несколько лет москвичи могли лицезреть вот такую прелестную картину.

t

Кстати, изначально планировалось, что под зданием будет разворотное кольцо для трамвая. Но по ходу строительства про него забыли. Сейчас движение трамвая по Лесной улице восстановлено, но для оборота вагонов используется тупик со сменой кабиной управления (аналогично обороту поездов метрополитена).

Вот такая печальная судьба у российского трамвая. Если в Ногинске его исчезновение не привело к тяжелым последствиям (город ведь небольшой), то, например, в Воронеже наступил настоящий транспортный коллапс.

Единственный позитивный момент (если тут вообще можно увидеть позитив) от демонтажа старых трамвайных систем заключается в том, что им на смену должен прийти современный скоростной рельсовый транспорт. Практически все существующие трамвайные линии в нашей стране морально и физически устарели и требуют модернизации. Власти, конечно, понимают необходимость этого. Однако, несмотря на финансовое благополучие государства, регионы страны остаются нищими. Взять деньги на новый трамвай просто негде. Стоимость километра современной трамвайной линии обойдется в 10-15 млн.$. (в Москве эта цифра по технологическим и инфраструктурным особенностям будет значительно выше). Вроде это небольшие деньги, но для областного центра (того же Воронежа) нужно более 100 километров линий. А для этого потребуется уже 1.5-2 миллиарда долларов. Таких денег нет ни в одном городе. Финансирование можно надеяться выпросить только из федерального бюджета. Но, если сегодня дать Воронежу деньги на трамвай, то завтра выстроится очередь из губернаторов, каждый из которых будет просить дать денег.

Кстати, стоимость 10-15 млн.$. за километр трамвайной линии не включает в себя распилы, откаты и прочие нецелевые способы использования денег. В том же Ногинске местная администрация, не имея денег на развитие общественного транспорта, где-то нашла 20 миллионов рублей на покупку четырех Лексусов LX 570 (по 5 млн. за штуку). Хороший финал истории ногинского трамвая! Не так ли?

P.S. Это пост не за трамвай и не против него. Это скорее рассказ о том, как у нас устроена жизнь.

P.P.S. Кстати, сегодня на Сити ФМ (87.9 FM)  в программе "Москва. Пробок нет" я буду рассказывать о нашем проекте Probok.net. Весь часовой эфир будет посвящен рассказу о том, как мы работаем, почему так плохо регулируются светофоры в Москве, почему ГАИ плохо гоняет нарушителей, откуда ямы на дорогах, ну и о том, как мы с этим боремся. Начало в 19.00

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+31

 

   

Комментарии (38)

  • Максим
    Максим 23 апреля 2013

    спасибо за очень содержательный репортаж

    Ответить
    7 +
  • Арбуз
    Арбуз 23 апреля 2013

    В России умирает всё хорошее.

    Ответить
    10 +
  • Mike Torello
    Mike Torello 23 апреля 2013

    В Риге ходят современные четырехвагонные Шкоды - вот это трамвай!

    Ответить
    8 +
  • Андреич™
    Андреич™ 23 апреля 2013

    В Германии трамваи превосходные и вся их инфраструктура организована просто великолепно.

    Ответить
    9 +
  • Soloney
    Soloney 23 апреля 2013

    трамвай - самый лучший вид транспорта в городе

    Ответить
    8 +
  • Товарищ О. Бендер
    Товарищ О. Бендер 23 апреля 2013

    мне трамваи тоже нравятся, но... сколько раз из-за перекрытия путей автомобилями выстраивались веренецы грустных трамвайчиков, злых пассажиров...

    Ответить
    1 +
  • алексей-6522
    алексей-6522 23 апреля 2013

    У трамвая как транспорта совершенно дикое количество недостатков. Могу по пунктам перечислить на примере Москвы:
    1. Грохот и вибрация. Когда жил в доме рядом с трамвайными путями, просыпаться приходилось вместе с первым утренним трамваем (стандартное время начала движения — 5:30 утра). Кроме грохота за окном дрожала кровать, дребезжали стёкла и бокалы в серванте. Да и для фундамента не полезно.
    2. Один сломавшийся трамвай = стоит вся линия.
    3. Препятствие на путях (ДТП, участники которого ждут ГАИ, криво припаркованная машина, упавшее дерево, всё это я наблюдал неоднократно прямо из окна) = стоит вся линия.
    4. Убитый от вибрации асфальт = небольшие, но глубокие ямы вдоль всех путей. Если проложена плитка, то ямы, начинающиеся в местах соединения плитки с асфальтом. Прогуляйтесь, к примеру, по улице Палиха, посмотрите масштаб бедствия сами. Наступите туда в темноте ногой — сломаете.
    5. Трамвайные рельсы представляют опасность для велосипедистов и мотоциклистов, пытающихся пересечь их под острым углом. Происходит это примерно так: kalina-club.com.ua/22642/ (всё та же улица Палиха)
    6. При неудовлетворительном содержании пути возникает вероятность схода трамвая с рельс, что делает трамвай потенциально более опасным участником дорожного движения.
    7. Чисто экономическая составляющая — очевидно, что трамвайная линия в сооружении и дальнейшей эксплуатации намного дороже троллейбусной и тем более автобусной. При этом провозная способность трамваев в несколько раз ниже, чем у метро.

    Вот так, навскидку, получается что трамваи из города надо убирать, чем скорее тем лучше.

    Ответить
    0 +
  • алексей-6522
    алексей-6522 23 апреля 2013

    8. Опасные остановки для посадки/высадки пассажиров прямо на проезжей части (никто же не будет выгибать рельсы ))) для заезда на остановку). Наглядный видео пример пожалста: youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=...

    Ответить
    0 +
  • Bupyc
    Bupyc 23 апреля 2013

    3)при дтп с виновника или с водителя криво припаркованной машинки возьмут денег за простой трамваев столько, что дальше по рельсам он/она ездить не будут.
    4)любая машина убивает асфальт, особенно в межсезонье и сильную жару. Давайте сохраним асфальт потомкам - запретим машины.
    5) мотоциклисты представляют опасность для всех, давайте их запретим?
    6)Вы где-нибудь видели новость трамвай наехал на остановку у пришиб xx людей? А с машинками такое регулярно. Вывод?
    7)Очевидно, что трамвайная линия в сооружении и дальнейшей эксплуатации намного дешевле метрополитейной (ибо не надо ни копать, ни откачивать грунтовые воды...). При этом провозная способность электричек в несколько раз выше не то что трамвая, но и метро. Вывод?

    Вот так, навскидку, получается что что-то из города надо убирать, чем скорее тем лучше.

    Ответить
    0 +
  • алексей-6522
    алексей-6522 23 апреля 2013

    Очень неаккуратно передёргиваете, от этого ваши "доводы" выглядят весьма неуклюже )

    Ответить
    2 +
  • Bupyc
    Bupyc 23 апреля 2013

    ну куда уж мне до вас

    Ответить
    0 +
  • алексей-6522
    алексей-6522 23 апреля 2013

    Просто найдите в себе смелость признать, что трамвай в нынешнем его виде - морально устаревший и очень затратный наземный транспорт. А пути поддерживают в более-менее приличном состоянии только в столицах, в регионах там просто с ними беда и поэтому сходят с рельс трамваи регулярно, причём и жертвы есть.

    Ответить
    0 +
  • coyoteOdin
    coyoteOdin 23 апреля 2013

    нет, трамвай - транспорт будущего!

    Ответить
    1 +
  • алексей-6522
    алексей-6522 23 апреля 2013

    мрачное какое будущее в вашем понимании )

    Ответить
    0 +
  • banchik1
    banchik1 25 апреля 2013

    Вы,батенька, в Европах-то бывали, чтобы подобную ахинею писать-то?) А точнее, каким-то очень уж заинтересованным товарищем выглядите. Говорящим, как вор против охраны)

    Ответить
    0 +
  • gdersen
    gdersen 25 апреля 2013

    "Вы где-нибудь видели новость трамвай наехал на остановку у пришиб xx людей?"

    rutube.ru/video/97d3b9fa2a4a8026495bd263ca846328/

    Ответить
    1 +
  • Bupyc
    Bupyc 25 апреля 2013

    Хороший контрпример.

    Ответить
    0 +
  • gdersen
    gdersen 25 апреля 2013

    ещё бы!

    Ответить
    0 +
  • coyoteOdin
    coyoteOdin 23 апреля 2013

    +100500
    обожаю трамвай

    жалко у нас в Минске сняли с маршрутов винтажные немецкие "Дуэваги" 60-х годов (винтажнейший был трамвай) и заменили на нынешние белкоммунмашевские ("поддержка отечественного производителя", чтоб этого отечественного производителя с его "качеством"! Белкоммунмашевское убожество и рядом с "Дуэвагом" не стояло, хотя Дуэваг и старше его на полвека)

    Ответить
    3 +
  • coyoteOdin
    coyoteOdin 23 апреля 2013

    было ru.wikipedia.org/wiki/GT8
    стало ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%9A%D0%A1%D0%9C-60102

    Ответить
    1 +
  • bv2331
    bv2331 23 апреля 2013

    Я рад буду, когда в Питере трамваев не останется.

    Ответить
    5 +
  • DIK
    DIK 23 апреля 2013

    Элементарно, трамваи, что идут по "общей улице" не дают возможность себя обогнать - так как справа стоят припаркованные авто, в результате за трамваями собираются огромные пробки из машин, вынужденных собирать все светофоры и остановки трамвая.
    Трамвай нужен - но только на отдельных, вынесенных от дороги путях, иначе - коллапс.

    Ответить
    0 +
  • Proteus
    Proteus 23 апреля 2013

    Доводы изумляют. Я часто на травмае езжу. Самый быстрый транспорт, который люди придумывали. Приходит всегда вовремя. Пробок никогда нет. Всё удобно и вовремя. Зато вот всякие идиоты на тазиках иногда сильно жизнь портят. Заезжают туда куда нельзя и застревают, как мухи на липучке))) Весь транспорт из-за них потом стоит пол дня...

    Ответить
    6 +
  • alfa-lot
    alfa-lot 23 апреля 2013

    Лично меня, в состояние неописуемого восторга, привели швейцарские трамваи! Тихие, мягкие и почти бесшумные! Из них вылазить не хочется! Наверно всем понятно, что это самый экологичный вид транспорта,а если его правильно организовать, то он может быть и быстрым. Но, увы, заниматься у нас этим некому...

    Ответить
    4 +
  • ☭Enemy№1☭
    ☭Enemy№1☭ 23 апреля 2013

    Никогда не ездил по заграницам, но месяц назад выбрался в Прагу. Очень понравились местные трамваи, тихие и быстрые.
    Но честное слово, сам буду рад если в Питере их не останется. При переезде многих перекрестков приходится сбрасывать скорость, чтоб не оставить подвеску. Переползаешь рельсы меньше скорости пешехода. Из-за этого ужасные пробки.

    Ответить
    1 +
  • banchik1
    banchik1 25 апреля 2013

    А я буду рад, если вас не останется, на машинах. И воздух будет лучше, и по тротуарам можно будет ходить, а не протискиваться между вашими гробами на колесах. Лепота,однако, была бы.

    Ответить
    0 +
  • Ольга
    Ольга 23 апреля 2013

    Спасибо за репортаж! Но в других-то странах трамваи существуют и весьма успешно возят пассажиров...

    Ответить
    4 +
  • Bupyc
    Bupyc 23 апреля 2013

    дааа... несколько раз прошлым летом был в Ногинске - видел трамвайчики. Жалко.

    Ответить
    0 +
  • Федя88
    Федя88 23 апреля 2013

    По плану развития трамвайных путей, можно сказать, что это затишье перед бурей. Скора всё будет как в европе и даже лучше. Уже на протяжение полутора лет готовят новы пути и закуплены новые составы.

    Ответить
    2 +
  • coyoteOdin
    coyoteOdin 23 апреля 2013

    ну, думаю дело не в льготниках, а именно в коррупции

    в Таллине - например, ВЕСЬ общественный транспорт вообще полностью бесплатный
    в Минске - льготников процентов 20, плюс сам проезд стоит чуть больше 6 р. в пересчёте на российские

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 23 апреля 2013

    Да ладно правда что ли?в Таллине коммунизм

    Ответить
    0 +
  • coyoteOdin
    coyoteOdin 23 апреля 2013

    правда, еще в прошлом году тамошний мэр сделал весь общественный транспорт бесплатным

    к слову - доходы от туризма эту бесплатность более чем окупают

    Ответить
    0 +
  • Николай-8677
    Николай-8677 23 апреля 2013

    статья - бред или заказная.
    1. Хотите экологичный транспорт - переходите на троллейбус. Он быстрее . маневреннее. вместимее. комфортнее. ходит по любой дорожной поверхности и не требует рельсов. А значит его содержание обходится в разы дешевле, что выгодно и городу и пассажирам.
    2. я был в воронеже и скажу вам, что там наступил не коллапс, а счастье, рельсы закатали асфальтом прям не демонтируя, хотя следовало бы снять. Улицы стали шире аж на 2 полосы, что облегчило перемещение и общественного транспорта в том числе.
    3. Трамвай зимой - это слезы, потому как если идет снегопад он не может ехать пока не расчистят рельсы, а значит пробки и никакого толка, а троллейбус бы проехал.)))
    4. Дорожное полотно неумолимо разрушается от вибрации, в Ростове на дону везде где есть трамвай, дороги в отвратительном состоянии, и причиной тому трамвай.
    5. В итоге получаем, транспорт морально устарел, он не для большого города. Мертвому припарки не помогут: медленно, ОООчень дорогостоящее содержание, устаревший парк и дорогие новые вагоны, низкий уровень комфорта, высокий уровень шума....какие же плюсы? понятное дело, что уволить всех работников и закрыть депо - это плохо. Но вот преобразовать его в троллейбусный парк - это разумно и экономически обоснованно!!! давайте будем реалистами. Трамвай умирает потому что он устарел и большой город вырос из его рамок.

    Ответить
    3 +
  • Бенджамин
    Бенджамин 23 апреля 2013

    > ходит по любой дорожной поверхности и не требует рельсов

    И застревает на дороге, если рога не позволяют обогнуть автомобиль...

    Ответить
    5 +
  • Bupyc
    Bupyc 24 апреля 2013

    какая-нибудь Маросейка яркий пример

    Ответить
    0 +
  • coyoteOdin
    coyoteOdin 24 апреля 2013

    +100500 - у нас в Минске на Привокзальной площади так довольно часто бывает (там сочетание дурацки организованного поворота с парковки по обоим его сторонам + остановки междугородных маршруток)

    Ответить
    0 +
  • banchik1
    banchik1 25 апреля 2013

    Вы и алексей-6522 - клоны? Пишите,как под копирку.

    Ответить
    0 +
  • Wilson
    Wilson 25 апреля 2013

    Ногинск - это где?

    Ответить
    0 +