Политтехнологий северный цвет
— Давайте вместе побеждать жуликов и воров, — обращается парень к даме лет шестидесяти, протягивая газету с огромной шапкой «Вы здесь власть!».
— Спасибо, не надо, у меня этого всего уже залежи.
— Давай-давай мне, я коллекционирую. У меня дома отдельная стопочка «Единая Россия», другая — КПРФ и ЛДПР, — говорит задорный паренёк лет шестнадцати в накидке партии Жириновского.
— Чувак, я тоже 10 лет был в ЛДПР, переходи на сторону добра, — шутит с ним раздающий листовки «Парнаса».
— Не-е, на той стороне печеньки, — всё так же, улыбаясь, отвечает юноша в жёлто-синем и уходит ловить очередную порцию пешеходов.
Центр города здесь в пасмурно-дождливые дни довольно пустынный, и активисты используют даже зебры на дорогах, чтобы поймать как можно больше горожан в одном месте. За «Единую Россию» пританцовывают, помахивают ручками и призывают фотографироваться белые и бурые медведи, в синих накидках. Белых мишек больше, они очень уж напоминают виденных на Олимпиаде в Сочи. Административный ресурс, видимо, проявился и в поставке залежавшихся шкур.
Возле активистов «Парнаса» (цвета зелёно-белые) почти неизменно дежурят барышни с накидками партии «Зелёные». Реже — «Патриоты России». Участники этих двух десантов явно знакомы между собой и иногда болтают, в то время как парень с листовкой «Парнаса» догоняет очередную девушку. Изредка звучат издёвки и грубости в адрес агиаторов. "Экологи" в зелёном раздают листовки и у входа в штаб «Парнаса», на проходном месте центральной улицы — Советской. В самом штабе оппозиции - чай, пуфики, полтора десятка столов и то пусто, то густо молодыми людьми. Весёлость чередуется с глубоким утомлением на лицах, особенно — у координаторов, ответственных, чей средний возраст — младше 25-ти.
Один к пяти. Не раз примерно таковым было соотношение одинокого Ильи Яшина и пришедших на встречу костромичей. Им стелят на стулья пледы, предлагают зонтики, предварительно оповещают музыкой из динамиков. За полчаса-час происходит обход дворов активистами, но всё равно на окраинах, особенно в в первой половине дня, собирается классическая пятёрка бабушек и мужчин, по виду - «временно безработных». Через раз на встречах появляется группа молодых людей, которые стремятся, по словам волонтёров Яшина, сорвать встречу криками и вопросами про «встречу кандидата с американцами в костромском ресторане». Сам я это 8−9 сентября не наблюдал. Но при мне сторонники «Парнаса» резкой и плотной цепочкой встречали неких подростков уже на подходе. До получаса продолжалось вооружённое камерами мобильных стояние. «Провокаторы» снимают на телефоны сторонников Яшина, те — нежеланных «жителей двора».
Молодые люди настойчиво утверждают, что они «простые местные», и пришли «послушать», волонтёры демонстрируют им видео на телефоне:
— Вот, посмотрите, ваш же инструктаж даже сняли скрытой камерой!
— Мы это вчера уже видели на ютубе.
По широкой Костромской области кандидаты уже не ездят, бросив все силы на главный город. Впрочем, маркерная доска в штабе указывает на то, что кубы с агитаторами действуют в Шарье, Галиче, Нерехте и в некоторых других городках, труднодоступных из-за действительно разбитых дорог (Яшин на каждой встрече с избирателями говорит, что они разбомблены как в Великую Отечественную).
На грядущий успех, схожий с тем, что показывал на мэрских выборах в Москве Алексей Навальный всё это не похоже. Но зато разнообразие «чёрных», «бело-голубых», «зелёных» и прочих политтехнологий здесь такое, по которому даже в столице уже соскучились.
Фотографии и текст: из блога Андрея Бородулина
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: