+1
Сохранить Сохранено 7
×

Полярный разгром: Россия и Китай переиграли НАТО в Арктике


Полярный разгром: Россия и Китай переиграли НАТО в Арктике

© Алексеев Борис / Коллаж / Ridus.ru

На завершившемся на прошлой неделе в Вашингтоне саммите НАТО обсуждались глобальные вопросы: что делать с Украиной, Ближним Востоком и Азиатско-Тихоокеанским регионом, а также какие меры предпринимать в киберпространстве и других нетривиальных местах.

При этом почти без внимания натовских стратегов остался вопрос, который со временем может превзойти по актуальности нынешние геополитические проблемы стареющего Североатлантического альянса.

Речь идёт о богатом самыми различными ресурсами и возможностями Арктическом регионе, где позиции НАТО откровенно слабы, чего нельзя сказать о России и поспевающем за ней Китае. По мере потепления климата Арктика всё больше открывается для изучения и включения в политико-экономический оборот, что хорошо понимают в Москве и Пекине. На Западе об этом только начинают говорить, не предпринимая каких-либо конкретных шагов.

Как поделена Арктика

На данный момент около половины Арктического региона контролируется Россией, на долю которой приходится значительная часть побережья Северного Ледовитого океана. Другая половина поделена между США, Канадой, Данией (Гренландия — её зависимая территория), Исландией и Норвегией.

Секторальное деление Арктики.
Секторальное деление Арктики. © Pikne

Недавнее присоединение к альянсу Швеции и Финляндии означает, что в НАТО теперь входит семь из восьми стран, владеющих территориями за Полярным кругом.

Россия строит ледоколы

Несмотря на то что заинтересованность стран НАТО в Арктике очевидна, она по-прежнему исчерпывается лишь словесной активностью, тогда как РФ осуществляет реальные шаги в части освоения и защиты своей доли Арктического региона. В отличие от всех остальных, у России существует последовательная арктическая программа, которой она неуклонно придерживается. Свою арктическую программу пытается реализовывать и Китай, чисто географически не имеющий отношения к этой части планеты.

Для России это выражается в наращивании и без того самого мощного в мире ледокольного флота: за последние четыре года в эксплуатацию введено три новых атомных ледокола. Как минимум ещё три судна находятся на строительных стапелях. К развитию собственного ледокольного флота приступил и Китай.

«Иван Папанин» и китайские «папанинцы»

При этом в Москве понимают, что новый раунд освоения Арктики может оказаться вовсе не мирным и безоблачным. На практике это выражается в том, что Россия впервые начинает строить современные и по-настоящему вооружённые ледоколы, способные вести боевые действия.

В этом году в состав Северного флота России войдёт первый «универсальный патрульный корабль проекта 23550» — по сути, вооружённый ледокол «Иван Папанин». Предполагается, что он возглавит серию из четырёх кораблей ледового класса, способных выполнять мирные и боевые задачи.

Патрульный корабль «Иван Папанин» проекта 23550. © Alekc2m

Корабль заложен в 2017 году и сейчас проходит ходовые испытания.

В штатном режиме экипаж корабля составляет 60 человек, однако при необходимости он может быть увеличен ещё на 50 человек. На первый взгляд, вооружение «Папанина» не выглядит серьезным: 76-миллиметровая автоматическая пушка АК-176МА и несколько пулемётов. Конечно, если не считать конструктивно заложенную возможность размещения двух контейнерных установок для запуска противокорабельных и крылатых ракет «Калибр-НК». Очевидно, этим обусловлена возможность увеличения численности экипажа.

Это 4 крылатые ракеты типа 3М-14 (или 3М-54) «Калибр», или 4 противокорабельные ракеты типа Х-35 «Уран».

«Иван Папанин» относится к проекту 23550, предназначенному для выполнения боевых задач с использованием масштабируемого спектра вооружения.

Водоизмещение корабля составляет чуть менее 9000 тонн, он имеет комплексную дизель-электрическую силовую установку, позволяющую преодолевать ледовый покров толщиной до 1,7 метра. Это обеспечивает ему почти безграничный доступ к большей части Северного Ледовитого океана, за исключением периода глубокой зимы.

На сегодняшний день «Иван Папанин» является самым оснащённым патрульным кораблём в Арктическом регионе.

Параллельно с Россией, созданием собственного ледокольного флота занимается и Китай.

Некоторое время назад на верфи Guangzhou Shipyard International на воду спущено исследовательское судно ледового класса Ji Di. Оно имеет длину 89 метров, ширину 17,8 метра и водоизмещение 5600 тонн. На борту могут разместиться 60 членов экипажа и дополнительного персонала. Автономность составляет до 80 суток.

Китайское научно-исследовательское ледокольное судно Jidi.
Китайское научно-исследовательское ледокольное судно Jidi. © Guangzhou Shipyard International Company

На верфи Guangzhou Shipyard International строится ещё одно судно арктического класса — Tan Suo San Hao. Оно имеет длину 103 метра и водоизмещение около 9200 тонн. Экипаж будет увеличен до 80 человек.

Таким образом, в 2025 году общее количество китайских судов ледового класса достигнет четырёх единиц. Первые два судна (Xuelong 1 и Xuelong 2) Китай сегодня использует для снабжения своих семи полярных станций в Арктическом и Антарктическом регионах.

Ни для кого не секрет, что Пекин редко обходится без военных мотивов, в связи с чем не стоит сомневаться, что при необходимости, весь этот ледовый флот может оказаться полноценной боевой единицей.

НАТО отстаёт

На фоне активного строительства и переоснащения Россией и Китаем арктических флотов страны НАТО технологически продолжают оставаться где-то в середине прошлого века. На это обращает внимание отставной адмирал ВМС США, бывший верховный главнокомандующий ОВС НАТО Джеймс Ставридис.

На страницах Bloomberg Opinion он открыто говорит, что Соединённые Штаты сталкиваются со значительными задержками в реализации своей ледокольной программы.

По его словам, строительство нового американского ледокола, на завершение которого уйдёт не менее 6–7 лет, так и не началось.

Отсутствие современного арктического флота, способного решать военные задачи, заставляет США латать тришкин кафтан полувековой давности. Единственный тяжёлый ледокол Береговой охраны США, 50-летний Polar Star, проходит сегодня очередной этап технического освидетельствования и ремонта для продления срока службы. Этот ремонт знаменует собой четвёртый этап пятиэтапной программы продления срока службы, направленной на поддержание судна в рабочем состоянии, пока не будет построен новый ледокол.

Американский ледокол Polar Star.
Американский ледокол Polar Star. © dvidshub.net

Таким образом, единственными сопоставимыми по ледокольным характеристикам судами стран НАТО остаются норвежские корабли класса Svalbard. Однако им не хватает боевых возможностей, что ставит под сомнение их эффективность в случае возникновения военного конфликта.

На заднем дворе НАТО

Новые российские и китайские арктические корабли двойного назначения подают чёткий сигнал, что Москва и Пекин активизируют деятельность на заднем дворе НАТО.

Джеймс Ставридис даёт понять в своей статье, что на сегодняшний день у альянса нет физических и технических возможностей противостоять российско-китайской арктической экспансии.

В связи с этим он предлагает собственную стратегию противостояния, которая должна базироваться на четырёх базовых моментах.

Самым первым из них является активное использование арктических возможностей и опыта двух новобранцев НАТО — Швеции и Финляндии.

«У обеих стран есть военные с большим опытом работы в условиях сильного холода. Быстрая интеграция шведских и финских возможностей и их политического влияния в Арктическом совете является ключевым фактором», — говорит Ставридис.

Во-вторых, для исправления ситуации необходимо наращивание ледокольного потенциала НАТО. Для этого США должны запустить программу Polar Security Cutter и рассмотреть возможность переоборудования некоторых эсминцев ВМС с приданием их корпусам ледовой защиты. Канадцам, чьи расходы на оборону являются одними из самых низких в НАТО, необходимо направить ресурсы на арктические морские возможности.

Третьим элементом, по мнению Ставридиса, является активное наблюдение, патрулирование и обучение. По его словам, страны НАТО должны начать думать об Арктике так же, как они думают о Средиземном или Балтийском морях, где имеются постоянные боеспособные флоты.

Четвёртым элементом стратегии отставного адмирала является необходимость пересмотра планов действий НАТО в чрезвычайных ситуациях и наращивание количества учений.

«Альянс регулярно разрабатывает и тестирует новые стратегии защиты стран Балтии и Польши от России. Ему необходимо делать это для предотвращения непредвиденных ситуаций в Арктике. Я знаю по личному опыту, что требуются годы для разработки, проверки и утверждения этих оборонных планов», — пишет Ставридис.

Время упущено

Удастся ли НАТО повлиять на ход российско-китайской арктической экспансии? Чёткий ответ на этот вопрос дать сегодня невозможно. В качестве наиболее опытного и посвящённого стратега Ставридис вольно или невольно отвечает на этот вопрос отрицательно. Он указывает на два ключевых момента, замыкающихся на главный фактор, повлиять на который никто не в состоянии — это время.

В первом случае это время, упущенное НАТО, когда альянс считал Арктику своим задним двором, не требующим особого внимания, тогда как Россия и Китая предпринимали там активные действия.

Во втором случае это тоже время, которое необходимо для исправления первой ошибки. И измеряться оно будет годами, необходимыми для постройки новых кораблей и создания инфраструктуры. Этого времени у них тоже нет.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)