Поверьте, классика увлекает лучше любого блокбастера
- 02 июля 2015 12:41
- Максим Марков
«Вдали от обезумевшей толпы» (Far From The Madding Crowd)
Великобритания — США, реж. Томас Винтерберг, в ролях: Кэри Маллиган, Маттиас Шонартс, Майкл Шин, Том Стёрридж, Джуно Темпл, Джессика Барден.
1870-й год, Англия. Ещё не успевают закончиться вступительные титры, как фермер Габриэль Оук делает предложение руки и сердца мисс Батшеби Эвердин, небогатой девушке, живущей у тётки и понимающей, что дальнейшая её участь не превышает должности гувернантки. Несмотря на это, выходить замуж она не торопится — и фермеру отказано. Вскоре судьба сыграет с ними злую рокировку: мисс Эвердин получит наследство и из подневольной женщины станет хозяйкой, он — разорится и пойдёт к ней в работники, простым пастухом. И станет свидетелем её дальнейших сердечных переживаний — без всякой надежды, даже будучи не другом, а так — сторонним наблюдателем. Как говорит по этому поводу компаньонка героини: «Какая роскошь — иметь выбор».
Трейлер фильма «Вдали от обезумевшей толпы»
Главная заслуга этой незаурядной картины — в невероятной по нынешним временам и очень тщательно прописанной интриге. И это при том, что в кратком пересказе весь сюжет умещается в донельзя банальный вопрос, даст она ему или не даст, — но как увлекательно следить за поисками ответа!.. Привыкшие к более-менее однотипным современным блокбастерам — да и просто драмам, скроенным по давно отработанной схеме, — мы знаем, чем закончится практически любой фильм, кто выживет при сколь угодно страшной катастрофе. Но до самого последнего момента нельзя понять, чем дело закончится тут. История, которая уже успела побросать нас из одной стороны в другую, не оставляет места однозначной убеждённости — возможны оба варианта развития событий, так как оба были бы равнозначно убедительны. Для нынешнего кино это огромная редкость.
А как тут говорят!.. «Было легкомысленно нарушить ваш душевный покой», — о шутке с валентинкой. Текст, слова, диалоги!.. Нет, так не говорят уж сегодня — и даже жалко.
Конечно, тут следует благодарить в первую очередь автора — выдающегося английского писателя Томаса Харди, имя которого, наверное, известно у нас далеко не каждому, так как в школах его не проходят, а из списка бестселлеров его книги вышли уже более века назад. Невелик и список их экранизаций, хотя в нём и присутствует одно безусловно классическое название — «Тэсс» Романа Поланского с Настасьей Кински (но стоит ли давать зарок, что тот фильм видели и помнят решительно все?).
Возможно, новая, столь удачная экранизация заново привлечёт внимание публики к творчеству писателя — и было бы здорово, если б зрителей она превратила ещё и в читателей. Произведения Харди отличает чувство стиля и особенное внимание к внутреннему миру персонажей, попадавших под порой безжалостное воздействие мира внешнего. А ещё он умел выстраивать занимательнейший сюжет из того, что сегодня составляет набор любой мало-мальски приличной (да и неприличной тоже) «мыльной оперы». Любовные страсти, безумные волнения, «шёпот, робкое дыханье, трели соловья» — а в итоге подлинный литературный шедевр, который так и просится на экраны. Взглянуть со стороны — это же «индийское кино» в чистом виде!.. Что было, кстати, уже доказано режиссёром Майклом Уинтерботтомом, перенёсшим действие «Тэсс» непосредственно в Индию (см. «Красавицу из трущоб»).
Понятно, что многим такое кино может показаться ужасно несовременным — но разве вы не устали от тех картин, что числятся «современными»?.. Разве не хочется глотка чистого воздуха — в виде нового, незабитого повторами сюжета?.. Да, «Вдали от обезумевшей толпы» — фильм по нынешним меркам «неформатный» (чего стоит одно название: сохранённый литературный заголовок никак не мотивируется действием — да и не надо, суть понятна). Но какое счастье, что есть ещё художники, которые не мыслят массовыми «форматами», а создают что-то штучное и уникальное. Без них в этом мире что-то бы явно заглохло.
Поэтому за вычетом давно покойного Харди, главным героем этой ленты следует назвать, безусловно, Томаса Винтерберга, одарённого режиссёра родом из Дании. Он прогремел в 1998-м каннским «Торжеством», приезжал в Москву в 2005-м с «Дорогой Венди», номинировался два года назад на «Оскар» с «Охотой». И сейчас, судя по данной работе, выходит на новый виток своего творчества — в статусе давно и хорошо зарекомендовавшего себя мастера. Взявшись за эту экранизацию, он в определённой степени рисковал — дела могли пойти по-разному. Но риск оказался продуманным и оправданным: получилось здорово, свежо и необычайно актуально. Найти сегодняшние точки опоры в произведении 19-го века — это и есть задача режиссёра, с которой Винтерберг справился на отлично.
Нельзя не отметить и такие обязательные составляющие любой картины как музыка (она покоряет с первых тактов), костюмы (исторически достоверные) и изображение. Бывает так, что приятные слова в эту сторону означают отсутствие аналогичных похвал по части других компонентов («Зато операторская работа хорошая», — говорят, когда сказать больше нечего), но данный случай точно будет исключением. Всё-таки понятие красоты пока никто не отнимал — и хорошо, когда красивая история ещё и красиво снята. А тут масса тщательно взвешенных и вместе с тем весьма романтичных решений — и самый первый кадр, когда в полной темноте открывается дверь, и пропитанный нежностью момент, когда героиня проезжает под листвой, откинувшись на спину лошади… Чудесная сцена первого поцелуя в лесу. Вообще, тут на редкость много чудесных сцен.
Признавать, что здесь прекрасные актёры, и вовсе, пожалуй, излишне: редко какой сюжет и какое изображение будут чего-либо стоить, если не будут отыграны живым талантливым человеком. Здесь все молодцы, но понятно, что первую очередь картину держат Он и Она — Кэри Маллиган и Маттиас Шонартс. Тем, кто следит за фильмами последних лет, эти имена известны, кто-то откроет их для себя впервые. В любом случае очевидно, что большое звёздное будущее этих актёров только начинается.
Хвалить «Вдали от обезумевшей толпы» можно ещё долго — сказать по правде, в этом году это всего лишь третий иностранный фильм, который лично мне понравился безо всяких оговорок. Понятно, что любое мнение субъективное, а моё разделят, наверное, не все, но тем не менее — рекомендую.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: