Правительство России обсудило сохранение угольных квот с РЖД
- 31 октября 2024 07:15
- Юлия Приходько
Правительство Российской Федерации рассматривает возможность сохранения соглашений между РЖД и угледобывающими регионами по гарантированному вывозу твердого топлива в восточном направлении. По информации источника РБК в правительстве, данный вопрос обсуждался 30 октября на совещании под председательством вице-премьера Виталия Савельева с участием министров энергетики, транспорта, экономического развития, а также представителей железнодорожной компании.
В 2020 году, в условиях ограниченной пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, была внедрена система квотирования и гарантированных объемов перевозки угля на Восточный полигон. Согласно этой системе, 50% квоты на экспорт угля распределяются между грузоотправителями пропорционально их заявкам с учетом возможностей пропускных способностей морских портов, а оставшиеся 50% — между компаниями Кузбасса, относительно их доли в среднемесячной отгрузке в порты Балтики, Арктики и Азово-Черноморского бассейна.
Вопрос о транспортировке угля усилился в контексте предложения РЖД отменить действующую схему. В октябре генеральный директор РЖД Олег Белозеров предложил президенту Владимиру Путину отказаться от соглашений с Якутией, Бурятией, Хакасией, Иркутской областью и Тывой вне рамок Кузбасса начиная с 2025 года. В ответ на это Путин поручил провести дальнейшую проработку вопроса вице-премьеру Савельеву, министру энергетики Сергею Цивилеву и заместителю председателя администрации президента Максиму Орешкину.
По словам источника РБК, предложено сохранить квоты для Кемеровской области на уровне 2024 года (54,1 млн тонн ежегодно и около 100 млн тонн в общей сложности) и предоставить компании непосредственно право на выполнение их. В дополнение рассматривается возможность заключения соглашения о перевозках с Новосибирской областью. Это предложенное изменение предполагает заключение соглашений непосредственно с предпринимательскими субъектами, а не на уровне региональных администраций.
Основной аргумент РЖД в пользу отказа от продления квот заключается в прогнозируемых убытках в размере 25 миллиардов рублей. В настоящее время восточные перевозки составляют более 30% доходов компании, причем транспортировка угля по соглашениям занимает около 60% пропускной способности Восточного полигона. Тем не менее, доходность от перевозок неугольных грузов выше 1,8 раза.
Консолидированная выручка РЖД по итогам 2023 года превысила 3 трлн рублей, операционная и чистая прибыли составили 402,5 млрд рублей и 170,1 млрд рублей, соответственно. Инвестиционная программа за 2023 год была выполнена в объеме 1,2 трлн рублей, а на 2024 год она оценивается в 1,3 трлн рублей.
В аппарате вице-премьера Савельева подтвердили сам факт совещания 30 октября, однако в РЖД, Минэнерго и аппарате министра экономического развития Максима Решетникова не предоставили комментариев.
По данным источника РБК в правительственных кругах, заключение соглашений с компаниями напрямую является более экономически целесообразным. Важность, с точки зрения Минэнерго, заключается в увеличении перевозок угля в восточном направлении. Министр Сергей Цивилев подчеркнул необходимость продления существующих соглашений на следующий год с увеличением объемов.
Кузбасс противопоставляется идее отмены квот, называя это «серьезным ударом» по экономике и социальной стабильности. Изменение направления экспорта угля с восточного на западное представляется сложным из-за уменьшения доступных рынков сбыта.
Минэкономразвития предлагает учитывать высокую добавочную стоимость некоторых грузов и возвращение к дифференциации углей по их видам. Только восточное направление позволяет обеспечивать гарантированный доход для угольных компаний, считает Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал». Прогнозируемый объем транспортировки угля в 2025 году составляет 95-100 млн тонн.
Эксперты в области угольного транспорта подчеркивают необходимость проработки методики обеспечения прозрачности в предлагаемой конфигурации соглашений. В настоящий момент ожидаются ответы от нескольких профильных компании о возможности применения данных изменений на практике.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: