Премьер-министр Джонсон уходит. Кто станет его преемником?
- 07 июля 2022 13:03
- Сергей Домущий , обозреватель «Ридуса», историк
События в Великобритании, где разразился крупнейший правительственно-партийный кризис последних десятилетий, остаются в центре внимания всего мира. Лидер одной из ведущих супердержав должен был принять решение, остаться ему на посту или уйти после череды отставок членов правительства, заявляющих, что не согласны с фигурой Джонсона как лидера страны и партии тори.
Утром в четверг британские СМИ сообщили, что премьер согласился уйти в отставку, сломленный уходом почти 50 министров и чиновников. В эфире GB News было сказано, что заявление об отставке будет сделано в прямом эфире в ближайшие часы. Как сообщается, решение уйти было принято после того, как вслед за отставками министров Надхим Захави, который был назначен канцлером во вторник, публично заявил, что Борис должен уйти.
Фактически на момент написания этой публикации решение об отставке уже было принято, но официальное заявление премьера еще не прозвучало.
События развивались драматично. После того как Захави опубликовал кислое письмо, в котором сообщал, что премьер-министр «не прислушался» к его частному совету о том, что он должен уйти с достоинством и «теперь подрывает невероятные достижения этого правительства в этот поздний час», ожидалось, что канцлер последует на выход, как и все, кто давал премьеру подобные советы. Однако Захави остался на посту.
Вчера парламентарий и однопартиец Тим Лоутон спросил Джонсона в Палате общин во время сессии вопросов и ответов о том, есть ли «какие-либо обстоятельства», при которых тот должен уйти в отставку. Премьер-министр ответил:
«Очевидно, если бы были обстоятельства, при которых я чувствовал, что правительство не может продолжать выполнять мандат, который нам был предоставлен, или если бы я чувствовал, например, что мы разочарованы нашим желанием поддержать украинский народ... то я бы это сделал... Но, честно говоря, работа премьер-министра в трудных обстоятельствах, когда ему вручили колоссальный мандат, заключается в том, чтобы продолжать, и это то, что я собираюсь сделать».
Однако кабинет Джонсона начали покидать министры, назначенные чуть более суток назад. Так, Мишель Доннелан, назначенная главой Министерства образования, продержалась на посту 36 часов и объявила об уходе. Объявление о ее назначении все еще висело на странице «номера 10».
В интервью каналу ITV главного юридического советника правительства Суэллы Браверман, которая, как ожидали, встанет на защиту премьер-министра, произошло обратное: главный юрист призвала Джонсона немедленно подать в отставку и даже заявила, что готова стать новым премьер-министром.
К утру четверга стало ясно, что от Джонсона фактически отворачивается партия: его скамейка кандидатов в министры (а их в Великобритании назначают из числа депутатов победившей партии) пуста.
Голоса оппозиции звучали празднично. Лидер лейбористов сэр Кир Стармер заявил, что стране «нужно новое начало». Выступая после объявления премьер-министра, сэр Кир сказал: «Консерваторы наблюдали за 12-летним экономическим застоем, снижением государственных услуг и пустыми обещаниями. Нам не нужно менять тори наверху — нам нужна надлежащая смена правительства. Нам нужно новое начало для Великобритании».
Бывший лидер лейбористов Джереми Корбин и вовсе призвал к установлению «народного правительства».
«12 лет жестокого правления тори причинили боль многим. Джонсон должен уйти в отставку сейчас, но реальные изменения могут произойти только тогда, когда тори будут сметены и заменены народным правительством для перераспределения богатства и власти».
Причины
В вину Джонсону ставились скандал с вечеринками на Даунинг-стрит, 10 в разгар карантина, попустительство друзьям, назначенным на высокие посты, игнорирование скандала с сексуальными домогательствами, а также сомнительные связи с российскими жертвователями в фонды тори и история с лоббированием титула лорда для сына российского олигарха бывшего сотрудника КГБ СССР Лебедева.
Несмотря на то, что внешним поводом для кризиса стала череда скандалов, вызванных отступлением от «моральных устоев», и трёпка, которая была задана Джонсону в СМИ и парламенте напоминала картину с разбора персонального дела какого-нибудь пьяницы и дебошира на парткоме в советские времена, можно предположить, что основными причинами стали неудачи на экономическом фронте.
«Для тори кризис связан не только с Борисом Джонсоном и его партийными махинациями. Это также противоречие между двумя разными избирательными округами и невыполнение обещания повысить уровень жизни избирателей рабочего класса», - отмечается на страницах «Вашингтон Пост».
Как пишет на сайте ВВС Оуэн Эймос, пятью причинами падения Джонсона стали дело помощника премьера Криса Пинчера, устроившего пьяный дебош с гомосексуальными домогательствами, скандал с лоббизмом Оуэна Патерсона, «партигейт» на Даунинг-стрит, 10, кризис стоимости жизни и повышение налогов, а также отсутствие новых идей.
Пожалуй, самым важным из перечисленного является то, что правительство Джонсона не сумело справиться с кризисом роста стоимости жизни и что его раздирали разногласия Джонсона и канцлера Казначейства Риши Сунака относительно стратегии этой борьбы.
В 2022 году инфляция резко возросла до 9,1%. Многие причины этого были вне контроля Бориса Джонсона. Например, рост цен на нефть и продовольствие в результате российско-украинского конфликта. И хотя правительство предприняло некоторые шаги, например сократив топливную пошлину на пять пенсов за литр, оно продолжило повышение налогов в апреле.
Национальное страхование выросло в цене на 1,25 пенса в фунте. Правительство заявило, что повышение налогов оплатит здравоохранение и социальное обслуживание, а изменения, которые произошли на этой неделе, смягчили удар, но любой, кто зарабатывает более 34 000 фунтов стерлингов в год, все равно будет платить больше.
«В разгар худшего кризиса стоимости жизни за последние десятилетия правительство решает увеличить налоги для трудящихся», - возмущался лидер лейбористов сэр Кир Стармер в апреле.
«Партия - рука миллионопалая»
Однако, как ни серьезны экономические проблемы, важным моментом, который привел Джонсона к отставке, стало его эго и попытка противопоставить себя партии.
«Политическая карьера Джонсона закончилась унижением и отчаянной попыткой цепляться за власть. Его поддержка среди партии испарилась. Пятьдесят три министерские отставки оставили страну без функционирующего правительства. Прошлой ночью клика кабинета министров пыталась заставить его уйти в отставку, но премьер-министр твердо стоял. Вместо этого он выбрал ответный удар, уволив Майкла Гоува с поста госсекретаря за нарушение субординации.Одержимость Джонсона властью шокировала Консервативную партию. Его неспособность взглянуть в лицо реальности своей позиции в последние дни вызвала сравнения с Дональдом Трампом и Владимиром Путиным - самой четкой инверсией желаемого наследия премьер-министра», - отмечает на страницах The New Statesman Фредди Хейворт.
Автор The New Statesman утверждает, что отказ Джонсона уйти в отставку, несмотря на потерю доверия своей партии и, следовательно, способности командовать большинством в Палате общин, стал конституционной проблемой. В дискуссии в Комитете по связи Джонсон, похоже, рассматривал вопрос о назначении всеобщих выборов, полагая, что у него есть «мандат» от народа.
«Это возмутительно эгоистичный поступок лидера, который не уважает своих коллег и думает, что он президент, а не премьер-министр. Это закончится очень плохо», - цитирует издание бывшего главного консерватора Эндрю Митчелла.
Самомнение дорого обошлось Джонсону. Партия показала ему то, что сто лет назад отчеканил в своей поэме Маяковский: «Единица - вздор, единица - ноль». В случае Бориса - что премьером избран не просто Борис Джонсон, а парламентарий от партии, которая была избрана в правительство.
Как полагает господин Хейворт, теперь высокопоставленные депутаты будут следить за тем, чтобы объединить партию и управлять переходом власти.
Преемник
Закон гласит, что в Великобритании всегда должен быть премьер-министр, и ожидается, что Джонсон останется в должности до тех пор, пока не будет избран новый лидер. Но премьер-министр может порекомендовать королеве назначить временного премьер-министра до тех пор, пока не будет подтвержден постоянный преемник.
По некоторым слухам, помощник премьер-министра Доминик Рааб должен стать временным премьер-министром после ухода Джонсона. Идея, как отмечают обозреватели The Spectator, заключается в том, что Рааб просто вернет всех, кто ушел в отставку, и правительство продолжит функционировать как прежде. Другой кандидатурой называют бывшего премьера Терезу Мэй.
Нового премьера Великобритании придётся ждать до октября, когда пройдет партийная конференция партии тори.
Отставка Джонсона автоматически приведет к выборам руководства в партии тори. Победителем станет новый премьер-министр без необходимости проведения всеобщих выборов. Выборы проходят в два этапа. На первом этапе парламентарии от партии тори выдвигают кандидатов. В первых двух турах исключаются кандидаты, которые не соответствуют определенному порогу голосов. Для всех последующих бюллетеней кандидат, который придет последним, исключается до тех пор, пока не останутся только два министра, которые сходятся в финале. Как утверждают политобозреватели в британских СМИ, ряд политиков уже некоторое время назад начали готовиться к выдвижению своих кандидатур.
Кто будет претендовать на пост премьера? Сложный вопрос. У партии сейчас нет явного лидера. Да и фигуры масштаба Джонсона у тори сейчас нет.
«С уходом Бориса Джонсона мир теряет одного из немногих политиков глобального масштаба, решительного и исторически образованного. Вы мне скажете, что внешняя политика британского правительства не изменится. В целом, да. А в важнейших деталях она во многом формировалась именно Джонсоном, с его широчайшим образованием, личной смелостью и крутейшим политическим опытом. Ни один из потенциальных сменщиков этими качествами не обладает (разве что Лиз Трасс внушает надежду). Случай Джонсона - доказательство того, как измельчала британская (и вообще европейская) политика в эпоху партийных машин, сверхспециализированного образования и вышедшего из берегов «вокизма»,— написал в своих соцсетях Константин фон Эггерт журналист, обозреватель бывший шевроне московского бюро ВВС.
Наиболее очевидным кандидатом сегодня действительно называют главу МИД Лиз Трасс, давно уже примеряющую на себя образ Маргарет Тэтчер. Как сообщается, глава МИД прервала свою поездку на саммит «Двадцатки» и вернулась в Лондон.
Другие кандидатуры — министр обороны Бен Уоллес и Доминик Рааб. Как сообщают британские СМИ, среди депутатов уже говорят об ускорении парламентских раундов конкурса, чтобы как можно скорее получить кандидатов-финалистов.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: