Прощай, Alibaba: россиян оставят без дешевых китайских товаров
- 04 декабря 2015 09:12
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Российское правительство озаботилось проблемами электронной коммерции. Оно внесло в Госдуму проект поправок в закон «О защите прав потребителей», которым в правовое поле вводится понятие «агрегатор товаров (услуг)», уже хорошо знакомое пользователям Интернета.
Китайская грамота
Документ обязывает подобного рода ресурсы доводить до сведения потребителя официальную информацию о себе и изготовителе: название компании или имя, фамилию, отчество, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, адрес
О планируемых нововведениях рассказал начальник управления Роспотребнадзора Олег Прусаков на XI международной конференции «Предприниматель и потребитель — шаги навстречу», которую проводят в Москве Ассоциация прямых продаж и Международная конфедерация обществ потребителей. По словам председателя правления КонфОП Дмитрия Янина, желание законодательно урегулировать деятельность агрегаторов может обернуться уходом с рынка крупнейших мировых игроков, услуги которых весьма востребованы у россиян. В частности, он привел в пример известный китайский ресурс Alibaba, где русифицированные описания товаров зачастую выглядят смешно и просто нелепо, но это ничуть не мешает росту его популярности в России.
Западные игроки, такие как Amazon или eBay, по мнению эксперта, быстрее смогут адаптироваться под новые законодательные требования, а вот в аналогичных способностях их китайских коллег он сомневается. «Если идти формально по тексту законопроекта, я с трудом представляю деятельность в России такой компании, как Alibaba: если возложить на китайских товарищей все это информирование, они просто закроются», — отмечает Дмитрий Янин. А между тем «Почта России» собирается потратить немалые средства на строительство в Хабаровске логистического центра как раз под доставку товаров из Китая, спрос на которую активно растет, напоминает он.
На фоне кризисных проблем традиционного ритейла рынок онлайн-продаж увеличивается ежегодно на 30−40%, говорили участники конференции. На сегодняшний день в России насчитывается порядка 43 тыс. интернет-магазинов. При этом данный сектор далеко не самый конфликтный с точки зрения взаимоотношений предпринимателей и потребителей — число жалоб на услуги интернет-магазинов не превышает 3−5% от общего количества. И очень быстро растет количество трансграничных покупок. По предварительным прогнозам, по итогам 2015 года россияне сделают примерно 280 млн покупок в Интернете, из них порядка 100 млн — за рубежом. Если до 2013 года российские пользователи четко делились на две категории — те, кто пользуется только отечественными интернет-магазинами, и те, кто предпочитают исключительно их иностранные аналоги, то после 2013 года стало быстро расти количество людей, которые используют оба варианта, сравнивают цены и условия доставки, подбирая наиболее выгодные.
Дмитрий Янин призывает спросить у этих людей, что для них важнее — дословный перевод с китайского на сайте Alibaba или сама возможность делать там покупки. «Если мы хотим что-то регулировать, надо понять, кому это надо, зачем и какая цель стоит в конце», — рассуждает эксперт. И в свою очередь предлагает направить вектор обсуждения данной темы в другую сторону, поставив вопрос о том, может ли агрегатор гарантировать потребителям полноценную защиту их платежей. Так, например, многие граждане доверяют крупным порталам-собирателям услуг, но опасаются расплачиваться банковскими картами на сайтах каких-нибудь провинциальных гостиниц или неизвестных таксопарков, потому что неясно, куда потом попадут эти данные. В предложенном законопроекте такого пункта пока нет.
Сами с усами
Ведущие товарные агрегаторы, на самом деле, уже пытаются самоотрегулироваться, не дожидаясь указаний сверху. Некоторое время назад пятеро из них — eBay, Price.ru, Wikimart, Товары Mail.Ru и Яндекс. Маркет. — создали специальную интернет-площадку НОТА (nota-claim.ru) для жалоб на поддельные товары, сообщил заместитель директора по правовым вопросам компании «Яндекс» Сергей Кучушев. Поддельная продукция наносит ущерб не только потребителю и производителю, но и агрегатору — это снижает доверие к ресурсу, пояснил он причины подобного решения.
В работе НОТА главный акцент делается на экспертизе производителя, до которого доносится каждая жалоба. По сути, площадка берет на себя логистическую функцию по доставке претензий от потребителя к правообладателю. Сообщить о своих подозрениях по поводу подделок может любой человек, заполнив специальную форму на сайте не позднее трех месяцев после покупки. Правда, Дмитрий Янин усомнился в готовности производителей подтверждать факты подделок их товаров. Он пояснил, что владельцы брендов избегают огласки подобных инцидентов из опасений, что это негативно повлияет на репутацию самой марки — люди будут знать, что ее подделывают, и с недоверием относиться ко всем продавцам. Скорее, сервис НОТА будет способствовать тому, чтобы производители по-честному подтверждали контрафакт, полагает он, что тоже, в общем-то, неплохо.
Впрочем, по словам Сергея Кучушева, за год поступило всего 60 жалоб на поддельные товары. Либо подделок не так много, как принято думать, либо они вполне удовлетворяют потребителей по соотношению цена-качество, сделали вывод участники конференции.
Таможня берет добро
Тревогу экспертов в области электронной коммерции вызывает упорное желание ФТС обложить пошлиной посылки из зарубежных интернет-магазинов стоимостью более 150 евро. Сейчас без дополнительных сборов ежемесячно можно получать посылки, которые в совокупности не дороже 1000 евро и не тяжелее
Мотивы таможенников участники рынка понимают — им надо выполнять план, а сборы после введения санкций снижаются. Понимают, но не разделяют. В качестве аргумента за пошлины приводятся оценки, согласно которым бюджет может дополнительно получить порядка 50 млрд рублей в случае их введения. Но эти оценки основываются на текущих показателях трансграничной интернет-торговли и не учитывают возможного отказа людей от таких покупок при наличии пошлин. Далеко не все будут готовы оплачивать дополнительные сборы, полагают эксперты.
Тренды
Говоря о самых заметных трендах в электронной коммерции, эксперты отметили повышение активности индивидуальных предпринимателей, которые все чаще выходят в онлайн с помощью все тех же агрегаторов. Этому способствует несколько факторов.
Во-первых, из-за кризисных проблем рынок в последнее время покинули большие игроки — ушли Enter, «Сотмаркет», Biglion и многие другие. Соответственно, бесхозной осталась их клиентская база. Конечно, значительную ее часть заберут оставшиеся крупные компании, но кто-то из покупателей выберет и малый бизнес. Во-вторых, создается необходимая инфраструктура для взаимодействия таких предпринимателей с потребителями. Например, сервисы, которые любому позволяют легко становиться продавцом, предлагают не только саму площадку, но и дополнительные услуги, например, мастер-классы о том, как продвигать товар в Интернете и организовать доставку.
К слову о доставке, за последние пять лет в России существенно выросло число логистических компаний, предлагающих свои услуги интернет-магазинам. Пока их развитию мешает отсутствие унифицированных стандартов работы, непонятны механизмы контроля качества. Тем не менее, тенденция налицо: хотя большая часть посылок по-прежнему путешествует «Почтой России», на альтернативные каналы доставки приходится уже 24%. В их числе почтоматы, которые, по мнению одного из участников конференции, совершат революцию в доставке и получении посылок, подобно банкоматам в финансовом секторе.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: