Прост как «Зубило»: в России разработан сухопутный беспилотник
- 31 августа 2023 18:57
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
«Ридус» продолжает рассказывать о наиболее интересных образцах техники, представленных на Международном военно-техническом форуме «Армия-2023», проходящем в подмосковном парке «Патриот».
Появление в войсках морских, воздушных и сухопутных беспилотников, выглядит вполне закономерным развитием глобальной концепции перехода от машин, непосредственно управляемых человеком, к беспилотной технике. И если в небе или на воде боевые беспилотники уже давно не вызывают удивления, то сухопутные машины без экипажа по-прежнему являются большой редкостью.
На этом фоне не может не показаться интересным автономное легко бронированное транспортное средство «Зубило», представленное на «Армии-2023» АО «Ремдизель».
По замыслу создателей, это универсальное дистанционно управляемое транспортное средство с колесной формулой 4×4 предназначенное для обеспечения и поддержки штурмовых действий в составе штурмовых групп, групп огневой поддержки и сопровождения, а также обеспечения подвоза боеприпасов, транспортировки грузов и раненых, зарядки радиостанций и квадрокоптеров.
При необходимости и дополнительном дооснащении машина может нести на себе дистанционно управляемые боевые модули, что позволяет использовать ее как боевую единицу.
Как пояснил «Ридусу» генеральный директор «Ремдизеля» Александр Захаров, главная идея «Зубила» заключается в сохранении жизни и здоровья военнослужащих во время боя. Довольно недорогая и простая в исполнении машина способна заменить человека при решении наиболее опасных боевых задач, как эвакуация раненых, подвоз боеприпасов и т. п.
Кроме того, по словам Александра Захарова, «Зубило» способно выступать в роли сухопутного дрона-камикадзе. Машина, несущая на борту до двух тонн взрывчатки, может быть подведена к тому или иному вражескому объекту и подорвана по команде оператора, находящегося на удалении 5-10 километров.
В зависимости от целевого использования, «Зубило» обладает разными уровнями автономности. Так, для перевозки раненых, боеприпасов или использования в качестве машины-камикадзе, достаточно минимального уровня автономности и задействования одного единственного оператора.
«Машина доехала до места, привезла боеприпасы, или забрала раненного и обратно. Эти функции не требуют от нее какой-то особой автономности, — говорит заместитель главного конструктора по разработкам АО „Ремдизель“ Айдар Юнусов. - но если заказчик хочет видеть ее в качестве боевой машины, с установленным боевым модулем, например ЗУ-23, или БМ-30Д, то это уже другой уровень, предполагающий участие двух операторов. Один отвечает за управление шасси, другой — за вооружение. Один человек не может выполнять две задачи, он должен или рулить, или стрелять».
На вопрос «Ридуса» о том, как родилась сама идея создания «Зубила», Айдар Юнусов сказал, что концепция машины была разработана самим «Ремдизелем», и смысл ее заключался в том, чтобы взять что-то недорогое и простое, на базе чего можно было бы создать и массово производить нужную машину.
«Мы взяли КАМАЗовское шасси, роботизировали его, сделали бронированный корпус, и все. На первый раз мы придали машине минимальный уровень автономности. Если мы говорим про самую простую версию и минимальную комплектацию, то мы можем производить эти машины в достаточно большом количестве в год. Все возможности у нас для этого есть, нужны только серийные шасси и минимум электроники», — рассказал Айдар Юнусов.
В более сложных версиях, по словам заместителя главного конструктора, когда машины комплектуются боевыми модулями, все будет упираться в возможности производителей этих самых боевых модулей.
После выставки «Зубило» отправился на тестирование к военным и на заводе его ждут с комментариями для доработки.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: