Просто он работает волшебником: интервью с создателем «Оза» Сэмом Рэйми
- 28 февраля 2013 13:38
- Максим Марков
Прославленный режиссёр Сэм Рэйми, автор «Зловещих мертвецов» и создатель трилогии про «Человека-паука», представил в Москве свою новую картину: диснеевскую сказку «Оз: Великий и Ужасный». Общаясь с журналистами, Рэйми не только рассказал о том, как создавалась страна Оз, но и объяснил свою любовь к хоррорам, вспомнил про «Ночной дозор» и назвал свою самую любимую сказку. А также благословил ведущего Киноридуса на просмотр «Нового Человека-паука», которого сам пока так и не увидел.
Вместе с Рэйми в Москве высадился настоящий «звёздный десант» - актёры Джеймс Франко, Мила Кунис и Мишель Уильямс. Их новая работа - это предыстория классической истории Фрэнка Баума, известной у нас благодаря отечественному «Волшебнику Изумрудного города». Фильм сделан с размахом, с изрядной выдумкой – здесь и фантастические краски, и уникальные персонажи, и занимательный сюжет… Короче, очевидно, что зритель такую картину никак не пропустит – а у нас еще будет возможность обсудить её поподробнее.
Примечательно, что Москва стала первым городом, который посетили создатели ленты после премьеры в Лос-Анджелесе; хочется думать, что подобный старт мирового пресс-тура обернётся для фильма удачей. Киноридус побывал и на пресс-конференции съемочной группы – на которой присутствовало порядка полутора сотен журналистов, и на круглом столе с каждой из «звёзд» по отдельности – где московские гости отвечали на вопросы уже избранных восьми журналистов. Так что данный материал (и те, что последуют вслед за ним) - не эксклюзивное интервью, но аккуратно записанные слова, произнесенные создателями «Оза» в день их приезда в нашу столицу.
№1 для нас, разумеется, - постановщик «Оза», Сэм Рэйми, создатель, повторимся, трилогии про «Человека-паука», напряжённого вестерна «Быстрый и мёртвый», триллера «Дар», а также «Зловещих мертвецов» - которые для многих даже важнее всего остального. Трудно, почти невозможно поверить, что премьера этого легендарного ныне фильма состоялась за неделю до 22-го дня рождения автора – много ли прославленных режиссёров начинали столь же ярко и так же рано?! Сейчас Рэйми с удовольствием вспоминает те времена – тем более что к «ужасному» жанру он возвращался не так уж давно, в предыдущей своей картине «Затащи меня в Ад»
- Мне очень нравятся ужастики. Мне нравится приходить в кинотеатр и чувствовать, как в зрителях рождается напряжение, как они напрягаются всё больше и больше, ожидая, что вот сейчас будет страшный момент. Как режиссёр я обожаю нагнетать атмосферу таким образом, но при этом поступаю хитро, словно проказник, прячущийся за углом и хихикающий: «Сейчас тут что-то будет!». Трюк в том, что «подготовка» проходит - а момент испуга не наступает. Зрители уже удивлённо опускают свою «защиту» – и тогда-то я: «Ба-бах!» - и вставляю страшный кусок. О, как они кричат после этого!.. Люблю такие… манипуляции, да. Нехорошее слово, но так оно и есть.
Тут надо особо отметить, что рассказывая, Рэйми изображает то упомянутое хихикание. А спустя полминуты, вслушиваясь в слова переводчика, замечает, что тот этот момент не воспроизводит – и настаивает на полной точности: «Смейся!». На радость слушателям переводчик послушно повторяет: «Хи-хи-хи!». Удовлетворённый маэстро продолжает:
- Вообще, мне кажется, что в любой стране есть своё время, когда там делаются хорошие ужастики. У итальянцев это были 70-е годы, Роман Полански прекрасно пугал в 60-70-е, а «Носферату», немецкий экспрессионизм - это ведь вообще 1920-е годы. И уверен, у вас в России тоже есть свои мастера этого жанра. Я видел «Ночной дозор», это великолепная картина. Может, она знаменует начало русской эры хоррора?..
Ну, мы не стали разубеждать мэтра и рассказывать ему, что на самом деле киноужасы собственного изготовления в нашей стране далеко не в почёте – в этом жанре большинству россиян хватает новостей и вечерних телешоу. Вместо этого прозвучал логичный вопрос, каким образом из жанра ужасов можно было перескочить в детское кино – и заняться сказкой?
- А вы знаете, очень интересно делать сказку. К тому же это большая честь для меня – заниматься таким проектом. Ведь сказка – это большая ответственность: я знаю, что мой фильм увидят дети, это лента для семейного просмотра. Так что я ответственен за то, чтобы история, которую я рассказываю, была «правильной» с моральной точки зрения. Мне вообще кажется, что история должна улучшать человека. Любовь должна побеждать всё и всегда. И в центре любой истории непременно должен быть хороший урок. Мораль «Оза» проста: лучше хотеть быть хорошим человеком, нежели великим.
Раз уж зашла речь о сказках, то грех не попросить режиссёра назвать свою любимую.
- Моя любимая сказка – про Гензеля и Гретель. Не самая радостная история, надо вам сказать…
Тут Рэйми принимается пересказывать нам братьев Гримм едва ли не дословно – судя по всему, в последнее время он настолько был увлечен собственным проектом, что об «Охотниках на ведьм», недавно напомнивших нам про этих героев, совершенно не слышал. Но вернём его все-таки в страну Оз.
- Я прекрасно понимаю, сколько людей по всему миру любят сказки об этой стране. Я даже знаю, что существуют и их русские версии, которые во многом совпадают с первыми тремя книгами Фрэнка Баума, но потом уже отходят от основного сюжета, увеличивая в повествовании элемент сатиры. В каждой стране, куда я приезжаю, мне говорят, насколько важны там эти истории. Но ведь они важны и для меня, и для Соединенных Штатов - это одна из самых эмоционально заряженных историй, которые имеются в американской литературе. Кроме того, говорят, что это вообще первая настоящая американская сказка. Всеобщая любовь к ней, мне кажется, объясняется не только тем, что действие происходит в фантастической стране, секрет тут еще и в вызываемых чувствах. Это история о том, как человек находит сам себя, становится цельным. По ходу своего путешествия он обретает друзей и всё, что нужно любому, чтобы стать счастливым. И становится ясно, что всё это уже есть в нас самих - нам лишь необходимо это найти. Вот именно этот момент мощно работает во всех культурах, во всех странах.
«Оз» - и это заметно уже по его ролику – начинается с черно-белого «узкого» пролога, напоминающего о старых лентах и напрямую отсылающего нас к «Волшебнику страны Оз» 1939-го года, имеющему аналогичное вступление.
- Мы специально хотели воссоздать такой старомодный стиль, но данное решение работает не только как дань уважения былым картинам. Нам было важно визуально показать момент перехода из одного мира в другой – когда расширяется кадр, монтаж перестаёт «мельтешить», увеличивается глубина резкости, что особенно заметно в 3D. Зрителей должно «засосать» в этот мир, они должны начать путешествие вместе с персонажами фильма, попав внутрь этой истории. И вот почему была так важна «старинная» стилистика в начале фильма.
Кстати, Рэйми признаётся, что после съемок тех сцен с цирком забрал себе красивую вывеску ручной работы, рекламирующую аттракцион с фантастическими чудесами волшебника Оза. Правда, до сих пор не знает, куда бы её повесить.
- Конечно, в своей работе мы использовали хромакей, но не так, как это обычно происходит. Для основных сцен мы построили большие декорации, чтобы актёры могли взаимодействовать с окружающим их миром, видеть его, трогать предметы, чтобы они могли вписаться в эту реальность и ощутить её – это их ощущение передастся в итоге и зрителю. Чем фантастичнее история, тем реалистичнее обязан быть создаваемый мир. И мы для каждого места старались найти особые черты, чтобы полностью «погрузить» будущую аудиторию в эту волшебную страну. Поэтому, конечно, за пределами декораций у нас были уже «зелёные экраны», чтобы художники потом могли дорисовать всё остальное. Но надо сказать, что Фрэнк Баум описал в своих книгах настолько великолепные пейзажи, что нам вряд ли удалось в полной мере достичь его уровня.
Самым сложным эпизодом фильма Сэм Рэйми называет финальный поединок Оза с двумя злыми ведьмами, захватившими в плен добрую волшебницу. Семь минут – это очень много для картины такого рода, особенно если на площадке у тебя сотни статистов и активно используется пиротехника. Организация, можно сказать, аранжировка всех необходимых элементов сцены воедино потребовала от съемочной группы максимальной сосредоточенности и массы не пропавших даром усилий. Любопытно в связи с этим узнать, не возникало ли у режиссёра творческих разногласий с продюсерами?
- Ничего такого, всё как обычно, как при работе над любым фильмом. Например, продюсеры не хотели, чтобы Оз был таким уж «распутным» в первой же сцене: «Сэм, людям не понравится такой персонаж, сразу видно, что это плут и мошенник». На что я отвечал: «Но нам это и нужно - показать, что он эгоист, не уважающий друзей, создающий ложное о себе представление и имеющий весьма низкие моральные качества. Он хочет добиться величия, но не может для этого открыть своё сердце и душу. Для того ему и следует пройти весь этот путь, чтобы найти настоящего себя и измениться. Веря, что это произойдёт, люди не оставят героя и будут ему сопереживать. Они будут ждать, когда он искупит свою вину – на чем, собственно, и строится наша история».
Весьма нелестно отзываясь об Озе, каким мы его видим в первой половине фильма, Рэйми между тем, естественно, признаёт, что именно с ним, с этим «волшебником» он ассоциирует себя в первую очередь. «Почему, дружок? Да потому, / Что я жизнь учил не по учебникам, / Просто я работаю, просто я работаю / Волшебником, волшебником», - хочется ему пропеть в ответ голосом Марка Бернеса. Из всех же остальных героев режиссёр особо выделяет Фарфоровую девочку: «У неё очень чистая и красивая душа. Она очень хрупка, но при этом и очень храбра. Мне это в ней необычайно нравится».
Отмечает мастер и несомненную заслугу своего давнего соавтора – композитора Дэнни Элфмана: «Благодаря его вдохновляющей музыке в фильме появилась новая глубина, новый уровень отношений. Возникло ощущение, что с ней мы затронули более тонкие струны человеческой души. Элфман создаёт свой особенный музыкальный мир, который поднимает «Оза» на совершенно новый эмоциональный и творческий уровень». Но многих уже сейчас, когда лента только-только начинает своё большое мировое плавание, волнует вопрос: а что же дальше?..
- На данный момент у меня нет никаких конкретных планов насчет продолжения. Решение насчет сиквела принимать будет «Дисней». Я же сам всегда стараюсь сделать историю так, чтобы зрители в любом случае оказались удовлетворены увиденным - но чтобы при этом и было бы кое-что еще, словно бы недосказанное. Нужен простор для воображения – чтобы можно было самому попридумывать, что бы там могло еще произойти в дальнейшем.
В свой черёд и у корреспондента Киноридуса появилась возможность обратиться к Сэму Рэйми напрямую. В одном из недавних интервью режиссёр сказал, что до сих пор не смотрел «Нового Человека-паука». Я вот тоже - потому что на свете существует единственная великая трилогия про Питера Паркера, за которую Рэйми от меня отдельное спасибо. Но налицо очевидная тенденция: еще не успел закончился «Тёмный рыцарь», как уже идут разговоры о том, когда же мы будем снимать нового Бэтмена; зачем?? Но ведь и «Оз» - это, в принципе, тоже старая история: мы знаем сказку, мы прекрасно помним классический фильм. Пересказ на новый лад не меняет сути: Голливуд постоянно пережёвывает одни и те же сюжеты – и в штыки принимает свежие идеи. За последние годы мы видели не так уж и много оригинальных картин с большим бюджетом – каково мнение мистера Рэйми по поводу данной «проблемы»?
- Для начала спасибо вам за комплимент о «Человеке-пауке». Знаете, теперь я вам официально разрешаю посмотреть «Нового» (и все засмеялись - ММ). Это правда, что Голливуд постоянно повторяет одни и те же истории, но это ведь совершенно не новая тенденция. То же самое было и во времена немого кино – уже тогда ремейки делали каждые восемь лет. Появились звуковые фильмы – снова стали переснимать то же самое. Через пятнадцать лет всё повторялось – и на экраны выходила еще одна версия того же сюжета... В наши дни цикл просто заметно ускорился – мы гораздо быстрее поглощаем предназначающийся нам материал и выплёвываем его обратно. Хотя у нас есть теперь DVD, кабельное телевидение – и старые фильмы можно посмотреть в любое время. Но дело в том, что рассказывание историй – это то, что свойственно человеку в принципе. Это пошло с самых ранних племенных времен: юноша сидел возле костра, слушал захватывающую его историю – а потом, спустя много лет, став хозяином очага, уже сам пересказывал её своим детям. Так что… Нет ничего нового в том, что нет ничего нового.
Фильм Сэма Рэйми «Оз: Великий и ужасный» стартует в российском прокате 7 марта.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: