Путешествий не будет: кто и зачем закрывает россиянам заграницу
- 07 июля 2020 00:03
- Виктория Никифорова
Слова представительницы МИД Марии Захаровой о том, что заграничные путешествия должны быть уделом лишь богатых и влиятельных ВИПов, вызвали недавно бурю возмущения. Однако стоит подумать — может быть, в чем-то она права? И это вовсе не чиновная спесь, а понимание того, как оно на самом деле все будет устроено. Чем дальше, тем больше возникает ощущение, что какие-то непонятные силы заинтересованы в том, чтобы мы как можно больше сидели дома и как можно реже путешествовали по миру.
Пропаганда
Буквально из каждого утюга мы слышим, какой чудесный эффект оказал глобальный локдаун на природу. По опустевшим улицам Кейптауна средь бела дня гуляли пингвины. Вараны острова Комодо, на которых пагубно влиял массовый поток туристов, наконец-то смогли вздохнуть свободно и начать размножаться — последние годы у них с этим были проблемы. В заповедниках Руанды зафиксировали уменьшение стрессовых ситуаций для горилл, занесенных в Красную книгу.
Сетевые тролли даже придумали злую шутку про дельфинов, которые появились в каналах обезлюдевшей Венеции. Некоторые СМИ перепечатали шутку на полном серьезе.
В таких мегаполисах, как Бангкок, Токио, Пекин, значительно уменьшилось количество вредных выбросов и рассеялся смог. Это особенно оценили граждане, страдавшие заболеваниями дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Количество смертей от этих болезней заметно снизилось.
На карантине человечество осуществило мечту Греты Тунберг — перестало летать на самолетах, вкусно есть в ресторанах, шляться по музеям и зажигать на дискотеках. Таким образом, каждый из нас заметно сократил свой «карбоновый след»
Смогли свободно вздохнуть и жители туристических мест. Венецианцы, флорентийцы, пражане, амстердамцы в кои-то веки наслаждались отсутствием галдящих толп в самом центре их городов.
Немедленно напомнили о себе местные фрики, выступающие за то, чтобы вообще отказаться принимать туристов. В обычное время таких активистов успешно глушат местные жители, чтобы они не портили всем бизнес. Но сегодня голоса этих странных деятелей все слышнее.
В Амстердаме группа товарищей собирает подписи против того, чтобы частники сдавали жилье через платформы типа Airbnb, и призывает на порядок сократить число туристов в городе.
Активисты в Венеции агитируют за платный въезд в город, запрет большим лайнерам швартоваться в лагуне и в целом за возвращение к туризму в стиле 1950-х — богатые дамы и господа живут в пятизвездочных гостиницах и пьют просекко на пьяцце Сан-Марко.
Параллельно целые армии эковоинов обвиняют массовый туризм в неимоверном загрязнении окружающей среды и прочих грехах перед матушкой-природой. Лоукостеры, дескать, разрушают озоновый слой, а туристы нещадно мусорят.
Невесть откуда прямо на наших глазах материализуется негласный консенсус: дешевые путешествия должный уйти в прошлое. Вестник левой интеллигенции всего мира, газета The Guardian, звучит в унисон с Марией Захаровой: «Туризм — это не право каждого отпускника, независимо от его бюджета. Это роскошь, за которую нужно соответствующим образом платить».
Экономика
Легко увидеть, что в последние годы в стагнирующей мировой экономике успешно росли всего две отрасли. Это был туризм, расцветший благодаря лоукостерам и сервису по сдаче жилья Airbnb, и информационные технологии. Но похоже, Боливару не вынести двоих.
Сегодня за бесконечный локдаун активно ратуют как раз хозяева IT-корпораций. Билл Гейтс и Джефф Безос — главные выгодополучатели от карантина. Запертые по домам потребители будут обречены пользоваться их услугами и программными продуктами. Заодно воротилы IT-бизнеса пытаются ликвидировать туриндустрию — чтобы все оставшиеся у потребителей деньги точно текли к ним.
ВОЗ, контролируемая Гейтсом, навязывает авиакомпаниям-лоукостерам нелепые правила по рассадке и дистанцированию пассажиров. Эти авиаперевозчики и так работают с минимальной маржой, поэтому любое увеличение расходов способно разорить их. На рынке останутся только крупные компании, но им нужно будет компенсировать убытки от простоя, и они начнут поднимать цены. Как это происходит, мы видим уже сейчас. В России еще никто не обанкротился, а цены на авиабилеты уже пошли в рост.
Эксперты подсчитали, что за этот год авиаперевозчики потеряют на продажах билетов до 44% прошлогодней выручки. Уже сегодня компании сокращают тысячи сотрудников, выводят из парка сотни воздушных судов, отказываются от ранее заказанных самолетов.
Еще тяжелее прошелся карантин по гостиничному бизнесу. Там потери за последний квартал превысили 100%: сначала клиенты отказались от заказанных номеров, потом хозяевам пришлось платить за аренду зданий, поддержание номеров в порядке, минимальную зарплату сотрудникам — и все это при полном отсутствии доходов.
По окончании локдауна оказалось, что по экономике он ударил на порядок сильнее, чем по здоровью. Туристическую отрасль он поставил на грань выживания. А ведь даже в таких богатых странах, как Италия, доход от туризма составляет 13% ВВП. В странах победнее, типа Грузии или Ямайки, на него так или иначе завязана почти вся экономика.
В той же Индонезии, где живут вараны Комодо, работу в одночасье потеряли более пяти миллионов человек. Министр финансов страны заявил, что единственная надежда на спасение — это возвращение и рост турпотока.
Если состоятельные амстердамцы и венецианцы еще могут как-то пережить гибель массового туризма, то для жителей развивающихся стран это буквально вопрос жизни и голодной смерти.
Парадоксальным образом даже для животных карантин оказался опасен. Богатые путешественники этой весной не приехали в Кению. Тамошние знаменитые заповедники были вынуждены сократить персонал. А в отсутствие патрулей вовсю разгулялись браконьеры. Они убивают редких животных, отпиливают бивни слонов, отлавливают на продажу краснокнижных зверей и птиц. Тем временем семьи уволенных сотрудников заповедников голодают в прямом смысле слова.
Кто кого поборет?
Путешествия в последнее время стали «великим уравнителем». Путешественникам они дарили иллюзию богатства и свободы. Принимавшим их людям обеспечивали стабильно растущий доход. Конец этой прекрасной эпохи неизбежно чреват бунтами и социальными потрясениями.
Естественным образом, национальные правительства всех практически стран пытаются туризм спасать. Авиаперевозчики получают субсидии из бюджета. В ускоренном порядке снимаются ограничения на пересечение границ. Явочным порядком отменяются или игнорируются наиболее одиозные предписания ВОЗ для авиаперевозчиков и гостиниц.
Однако, пытаясь восстановить туриндустрию, правительства не могут толком организовать информационную кампанию. Транснациональные корпорации, борющиеся с туризмом, за последнее время подмяли под себя многие международные организации, включая ВОЗ и ООН. Под их контролем оказались почти все влиятельные мировые СМИ. Они-то и агитируют за «ответственное потребление» — сидеть дома, не есть мяса, не ездить на машинах, не летать на самолетах. Но за красивой экориторикой — лишь интересы гигантских бизнес-корпораций.
Свобода на передвижение стала тем полем битвы, где борются международные ТНК и национальные правительства. Заложниками их войны стали рядовые потребители. Интересно, как будет выглядеть это противостояние, когда дело дойдет до рынка пищевых продуктов.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: