Пузырь иль не пузырь: Цукерберг повел Facebook на IPO
- 02 февраля 2012 18:47
- Юрий Синодов
Facebook заполнил заявку на размещение на бирже (подробности можно найти на сайте sec.gov на английском языке. Если вкратце, то компания хочет продать акций на 5 миллиардов долларов.
К самой популярной социальной сети за все годы ее существования накопилось много вопросов. Что это - самый звездный интернет-проект десятилетия или еще один интернет-пузырь гигантского размера?
Пузырь или не пузырь?
Компания не является пузырем в смысле неспособности самостоятельно зарабатывать деньги: в 2011 году прибыль Facebook составила ровно миллиард долларов. Большую часть этих денег Facebook заработал на рекламе.
То, что компания будет стоить на бирже 70-100 миллиардов долларов, - это другой вопрос, но биржевые спекуляции - дело для обывателя темное. Если сравнить стоимость Facebook с Google, который получил за 2011 год прибыль в размере около 10 миллиардов долларов, а в целом оценивается рынком в сумму порядка 200 миллиардов долларов, то можно считать, что рынок считает перспективы Facebook более интересными, чем перспективы Google.
Вот здесь и может крыться мина для инвесторов. Пример соцсети MySpace, бывшей самой популярной соцсетью США, показывает, как быстро могут меняться предпочтения аудитории. Если в 2006 году MySpace обходил по посещаемости Google, то в 2011 соцсеть продали Джастину Тимберлейку сотоварищи за 35 миллионов долларов. Даже не миллиардов.
Соцсеть для тех, кто пишет? Нет.
Чем дальше, тем меньше надо писать для того, чтобы "общаться с друзьями": куча постов во френдленте - это автоматизированная активность приложений, которыми пользуются участники Facebook. Сами собой размещаются фотографии, новостные сайты подсовывают "шары" и "лайки" (только нажимай!), игровые приложения рапортуют о новых достижениях в деле убийства рабочего времени.
Представьте, что ваш телефон в будущем будет отправлять в Facebook информацию вида "Вася позвонил Маше". Вечером, придя домой, вы уже увидите бурное обсуждение этого факта в соцсети с комментариями типа "Круто!", "Давай Вася!" и "А Маша это кто?". При этом писать не нужно вообще ничего, ведь общение уже вовсю идет. Будем надеяться, что хотя бы по одну сторону этого диалога будут оставаться живые люди.
Сеть для гиков и офисного планктона? Нет.
Россия выглядит совершенно поразительно на карте Facebook: можно подумать, что никакой России, которая, на минуточку, является самой большой по числу интернет-пользователей страной в Европе, вообще не существует. Хотя, сотрудникам офисов и может показаться, что их много и они все в Facebook.
Придется признать: в России или практически не пользуются соцсетями вообще или сидят в аналогах Facebook. При этом второе предположение куда ближе к истине - достаточно посмотреть на посещаемость "Одноклассников" и "Вконтакте". Совершенно иная ситуация с Facebook в мире: сетью действительно пользуются все подряд, а не только офисные сотрудники. Достаточно найти какого-нибудь обычного Джона Смита и посмотреть на то, что и когда он пишет в соцсети.
Надо признать, что Марк Цукерберг смог сделать один из самых заметных интернет-проектов нашего времени, который не оставляют без внимания даже те, кто интернетом пользуется по случаю. А такой проект не может стоить дешево.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: