Пятый «Терминатор» оказался даже хуже третьего и четвёртого
- 01 июля 2015 09:35
- Максим Марков
«Терминатор: Генезис» (Terminator: Genisys)
США, реж. Алан Тейлор, в ролях: Арнольд Шварценеггер, Эмилия Кларк, Джай Кортни, Джейсон Кларк, Дж. К. Симмонс, Ли Бён Хон.
Родители Кайла Риза помнили зелёный мир, наполненный смехом и надеждами на будущее, но сам он родился уже после гибели трёх миллиардов людей в войне, начатой против них машинами. Его нынешняя судьба — воевать, воевать, воевать, его командир — Джон Коннор, которого все вокруг называют пророком. Сейчас тот ведёт свою армию в последний бой: машины проигрывают, но успевают запустить новое оружие — машину времени, отправляющую в далёкий 1984-й Терминатора, миссия которого — убить Сару Коннор ещё до появления у неё мальчика. «Позаботься о ней за меня», — просит Джон своего друга Кайла, вызвавшегося спасти беззащитную мать-одиночку. И напоминает: «Нет судьбы кроме той, которую мы сами себе выбираем».
По-хорошему, тут следует умолкнуть — хотя сюжет пятой серии легендарной франшизы на этом моменте ещё даже не думает начинаться. Просто дальше начнётся такое, что решительнейшим образом перевернёт с ног на голову всё, что мы ранее знали о мире, придуманном тридцать лет назад Джеймсом Кэмероном. Сказать, что зритель будет удивлён — это ещё ничего не сказать; сюрпризов заготовлено масса.
Фрагмент из фильма «Терминатор: Генезис»
Беда в том, что все они — включая самый главный, самый опасный и самый возмутительный спойлер — раскрыты создателями ленты уже в рекламном трейлере. Зачем — загадка. Видимо, даже у них бьётся в душе ощущение, что раскрученного бренда и вернувшегося к любимой роли Шварценеггера может не хватить для полноценного успеха. Плевать в таком случае на интригу и саспенс: только гарантируя глобальные перемены в сюжете, они рассчитывают, надо полагать, на нужное для отбивки затрат количество зрителей.
Поэтому если вы не удержались и трейлер всё-таки посмотрели — то в кино, быть может, вам уже и не стоит ходить: вы, считай, всё видели, сверх этого фильм не прибавит. Если же нет, то шансов ахнуть будет предостаточно: редкое продолжение обращается с оригиналом столь бесцеремонно, как это. И что самое странное — с одобрения самого Кэмерона, не просто давшего в своё время зелёный свет проекту, но и публично одобрившего готовый (и весьма спорный, если мягко выразиться) результат.
Мнение Джеймса Кэмерона о фильме «Терминатор: Генезис»
Рассуждать о том, хороши такие игры с культурным наследием или плохи, можно бесконечно — так дойдёшь, например, до того, позволительно ли было бы в новой экранизации «Евгения Онегина» оставить в живых Ленского и поженить главного героя на Татьяне. Что, нет?.. А «Терминатора» насиловать, стало быть, можно?..
Позицию авторов невозможно оправдать в полной мере, хотя отчасти это позволяют сделать изначально заложенные в сюжет пасьянсы со временем: если мы уже тогда, в восьмидесятые, приняли на веру персонажей из будущего, то что мешает нам возвести эту веру в квадрат, в куб и так далее?.. Временные петли в научной фантастике давно стали объектом многочисленных диссертаций и философских трудов — поэтому оспаривать их способность множиться раз за разом явно нецелесообразно.
Вопрос в том, чтобы эти петли грамотно использовались — иначе можно без устали подмечать тонкости и несоответствия. «Прошлого, в которое тебя послали, больше не существует», — говорит Сара Кайлу, вместе с тем печально уверенная, что их будущее всё равно пойдёт по уже прописанному сценарию: «Ты умрёшь. У нас будет любовь, ты заделаешь Джона и менее чем через 48 часов умрёшь». Как вписывается в это её уверенность, что «если можно менять прошлое, то будущее — тем более», — уже детали, которые можно либо цеплять, либо игнорировать. Но лучше всего просто расслабиться — и, согласно старому анекдоту, попытаться получить удовольствие.
Ролик о фильме «Терминатор: Генезис», посвящённый возвращению Арнольда Шварценеггера
Нельзя сказать, что тут не сделано попыток это удовольствие доставить. Давние поклонники франшизы оценят, конечно, многочисленные отсылки к первым двум её картинам, включая прямые оттуда цитаты — неизменно обрастающие здесь новыми смыслами. С этим и связан, кстати, главный сюрприз, который удастся, если ты дотерпел до сеанса и не узнал ничего лишнего из рекламы. Ведь поначалу впечатление создаётся такое, что сейчас мы увидим не пятую историю, а словно бы некую версию первой — столь буквальны оттуда заимствования. На это работают даже простейшие речевые нюансы: «Она официантка» — рассказывает Коннор о Саре, «Кто?» — переспрашивает не знающий такой профессии Риз. И когда в нужный момент появляется не молодой, а пожилой Шварценеггер с неожиданной фразой «Одежда тебе не понадобится» — это производит, честно говоря, даже шоковое впечатление.
Фрагмент из фильма «Терминатор: Генезис»
Любопытно развит и новый образ этого постаревшего Терминатора: если когда-то шутили, что актёр получил по миллиону за каждое сказанное им в кадре слово, то теперь Т-800 никак не угомонится. Мало того, что в его лексиконе появились такие понятия как «инфантильный» и «теоретически», так он ещё порой говорит так мудрёно, что голова кружится. А уж улыбка Терминатора, которую Шварценеггер повторит за фильм не один раз, — это вообще отдельная песня (хотя, скорее, тоже печальная).
Однако долго это не работает — и достаточно скоро становится ясно, что «Терминатор: Генезис» неуклонно и безнадежно проваливается в тартарары. Пожалуй, первым сигналом к тому, что тут явно что-то не так, становится сцена, в которой Сара Коннор сообщает Кайлу Ризу, что в машину времени она полезет без одежды (о чём он, в принципе, уже мог догадаться). Учитывая, что на эту роль создатели ленты пригласили Матерь драконов, не надо объяснять, почему данный эпизод должен был стать ключевым во всём фильме. Велико же будет ваше разочарование, когда вместо желанной (тут некого обманывать) обнажёнки вы увидите всего лишь… смутную тень на стене!.. Вот всё-таки насколько лицемерен сегодняшний Голливуд: герои могут оставить за собой сколь угодное количество трупов и спокойно щеголять своими мужскими задницами, но табу на женское тело — жесточайшее. Ну разве не глупо?..
Ролик о фильме «Терминатор: Генезис», посвящённый Саре Коннор
Но это только начало конца — дальше дело пойдёт ещё хуже. И проблемы начнутся и у отдельных героев, и у всего сюжета в целом: если б не наша договорённость избегать спойлеров, подробный разбор мог бы быть многостраничным. Придумывание экстравагантных ходов сожрало не только логику поступков, но и объём характеров — остались только маски, не вызывающие человеческого сочувствия. Не сказать, что эпизоды распадаются на части, но в них нет и того, что цементирует зрительское внимание, не позволяя ему распылиться в пространстве кинозала. Назвать действие «вялым», правда, не получится — но и «эффектным» тоже: энергии здесь кот наплакал, а от того, что иногда вокруг стреляют и что-то взрывается, радости не то чтобы много.
Хотя самое удивительное в этой серии: спецэффекты так себе. Нет, определённый уровень соблюдён, но «Терминатор-2» ведь приучил нас к тому, что кино про очеловеченные машины перепрыгивает самую высокую планку. Правда, в этом отношении явно не дотягивали и третья, и четвёртая части — но годы-то идут, технологии-то развиваются!.. И были все основания верить в то, что в 2015-м мы увидим нечто такое, о чём действительно будем потом необыкновенно долго помнить. И что?.. Ничего! Ничего такого, чего бы мы не видели уже раньше, такого, чего мы не видим в других блокбастерах этого и прошлого сезонов… Какое-то время ещё веришь, что самое сладкое припасено режиссёром на десерт — но знайте сразу: десерта не будет. И это обстоятельство удручает даже сильнее прочих.
Фрагмент из фильма «Терминатор: Генезис»
Когда в финале ленты сообщается, что «Скайнет» уничтожен, ловишь себя на усмешке: ну да, как же, знаем мы вас. Известно ведь, что Шварценеггер уже дал добро на две следующие серии — так что этот процесс так просто не остановишь. Но вот с другой фразой из концовки нельзя не согласиться: «Будущее не определено». Потому как пятый «Терминатор» способен сейчас провалиться в прокате так, что шестой уже будет никому не нужен. Художественное фиаско, во всяком случае, налицо — остаётся понять, подтвердят или опровергнут его кассовые результаты.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: