Референдум в Каталонии – как это было
- 02 октября 2017 10:28
- Сергей Лунев, Журналист
Каталонский национализм — что уникально — связан скорее не с правым, а с левым политическим флангом. Для его становления важна гражданская война в Испании 1936—1939 годов. Барселона некоторое время даже была столицей Республиканской Испании. В современной Испании принято воспринимать тему гражданской войны как табуированную, но накануне референдума каталонцы вспоминали, что ядро правящей коалиции, Народная партия, ведет свою родословную от Франко, а в Таррагоне клеили плакаты, сравнивающие текущие события с гражданской войной.
Война войной…
Если не знать наверняка, сложно было понять 1 октября, что в Барселоне проходит исторический референдум, способный принести Каталонии независимость. Транспорт работает как часы, вечные туристы гуляют по Рамбле, проходят ярмарки выходного дня с ручными поделками и доступным антиквариатом, ожидается домашний матч «Барселоны» с «Лас-Пальмасом» (который от греха подальше всё же проведут без болельщиков).
Действительно, в отличие от сельской Каталонии и пригородов, Барселону практически не затронули беспорядки, связанные с референдумом. Привезенные из Испании национальные гвардейцы и полицейские не смогли заблокировать ни один из участков в центре Барселоны.
Участков для голосования в Барселоне было меньше, чем обычно. Часть учреждений, в основном школ, не стала предоставлять свои помещения для референдума. В оставшихся было не протолкнуться. Люди оставались у участков даже после того, как голосовали, — они стремились защитить свои участки.
Каталонский чиновник Карлос с супругой Джемой всю ночь на воскресенье сторожили школу в городке Ллорет-де-Мар, а днем приехали в Барселону. Голосовать за независимость — это мечта нескольких поколений каталонцев.
Корни
Старт новейшей модификации каталонского национализма относится к кризисному времени второй половины 2000-х. Некоторые местные воспринимают каталонский национализм как реакцию на экономический кризис 2008 года. Тем не менее идея независимого государства стала для Каталонии мейнстримом. Партии в диапазоне от националистов до ультралевых объединятся в коалицию Junts pel Sí («Вместе за „да“»), которую возглавит Карлес Пучдемон, человек, ориентированный на дружбу с Евросоюзом. Наибольшего успеха сторонники независимости добились при Артуре Масе, бывшем президенте Женералитета, который долгие годы был лицом каталонского сепаратизма. 9 ноября 2014 года был проведен опрос общественного мнения, изначально запланированный как референдум об отделении Каталонии от Испании. 1 октября 2017-го станет гораздо более важной датой для каталонской хронологии.
Мечта останется мечтой?
Мечта не будет признана всей Испанией в ближайшее время. Испания — унитарное государство, референдум по поводу территориальных вопросов должен проходить по всей стране. Но вряд ли подобный референдум в ближайшее время состоится.
Было бы преувеличением сказать, что все сторонники единой Испании — это опереточные активисты, вышедшие днем 1 октября на площадь Каталонии. Значительная часть бизнеса заточена под испанский внутренний рынок. Евросоюз неодобрительно смотрит на инициативу Каталонии (несмотря даже на то, что главные каталонские сепаратисты Мас и Пучдемон на самом деле очень проевропейские политики, они не ставят вопрос о том, чтобы покинуть ЕС). Наконец, независимость с формированием новой правовой базы — это неудобно. Однако же подобную позицию не принято выражать. Судя по опросам, которые проходили до референдума, против независимости выступали от 40% до половины жителей Каталонии.
Мадридская позиция только усилит центробежные силы в Каталонии. Показная жестокость пришлой полиции особенно сильно впечатлила мировое сообщество, а каталонцы продемонстрировали, что ради своей независимости они готовы стоять под дубинками и резиновыми пулями.
90% высказавшихся в поддержку независимости, даже пусть от половины имеющих право голосовать, при еще захваченных 700 000 голосов — это большие цифры, но не баснословные. Вариант с немедленной реализацией сценария с независимостью кажется чрезмерным. Однако, несомненно, у Пучдемона будут козыри в рукаве. На данный момент, несмотря на ощущения воинственности, ни испанский премьер Рахой, ни Пучдемон не отказывались от диалога. Но премьер Рахой определенно неправ: в Каталонии состоялся референдум.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: