+15
Сохранить Сохранено 7
×

Репортаж из севастопольской "Школы Жизни"


15 7 467

Репортаж из севастопольской "Школы Жизни"

Этой школы нет в реестрах районо и Министерства образования.
Здесь не сдают выпускных экзаменов и не ставят отметки.
Здесь не звенит звонок с урока и здесь нет перемен.
Здесь учат быть. Здесь учат жить....

Севастопольский Центр социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями "Школа жизни". Его создали родители детей-инвалидов, уставшие ждать помощи и милости от государства и его чиновников.

Объединились, чтобы объединить своих детей, помочь им научиться полноценно жить в обществе, работать и быть нужными.

В Европе не принято употреблять слово «инвалид», да и не только в Европе. Отношение общества к таким людям давно уже стало критерием цивилизованности. Родители таких детей стараются тоже избегать этого слова, хотя инвалидность от этого избегания не становится менее тяжким бременем. Но, тем не менее, учащиеся этой "Школы Жизни" – не инвалиды, а молодые люди с особыми потребностями.
16 человек.

Много лет назад все они сидели каждый в своей квартире, каморке, запертые со своим горем, со своими детьми-инвалидами и не знали, как быть. Все дело в том, что до совершеннолетия многие из них находились в специнтернате, по достижению 16-летнего возраста, их распустили по домам. И вот, после 16 лет они предоставлены сами себе. Как правило, закрыты по домам и ничем не заняты. Это очень тяжело как для самих детей, так и для родителей.

В начале 2000-х годов родители этих детей собрались и решили сообща организовать какие-то занятия со своими детьми.
Естественно, первым вопросом стала проблема помещения. После долгих упрашиваний, город выделил подвальное помещение в жилом доме без какого-либо ремонта или условий.

Родители уже своими силами и с помощью благотворителей за несколько лет сделали в нем необходимый ремонт.

Родители вспоминают, как сталкивались с равнодушием, с нежеланием помогать, с неверием.

"Чиновники в то время отмахивались, мотивируя тем, что финансирования не хватает на "нормальных детей", а вы со своими инвалидами. Сидите дома и сидите. Скажите спасибо, что получаете от государства пенсию и не дергайте нас" (цит.)

Не согласные мириться с этим крестом и ходить с ним по жизни, родители решили действовать сами. Первую организацию зарегистрировали в 2000 году. Сначала просто собирались, сами пытались научить детей быть в коллективе. Но без финансирования ничего особо делать не могли.
Параллельно родители в течение 3 лет писали заявки на гранты зарубежным организациям, надеясь на зарубежную помощь. По их словам, казалось, что все уходило в никуда.

И вот однажды от фонда Евразия пришел положительный ответ, затем в течение полутора лет этот фонд финансировал "Школу Жизни". Эти первые более-менее серьезные деньги пошли на оплату занятий с детьми преподавателей специнтерната. С детьми занимались социальной адаптацией, лепкой, рисованием...

Они учились быть вместе в коллективе. Это было очень тяжело, т.к. многие из детей просто не умели находиться где-то кроме дома.
Некоторые там провели чуть ли не всю жизнь.

Некоторые дети просто боялись идти сюда, в коллектив. До стресса.

С 2004 года сложился более-менее постоянный коллектив . Членских взносов здесь как таковых нет, обязательных платежей для родителей не существует. Помогают спонсоры или родители тем, чем могут.

Детей учат быть в коллективе, заниматься каким-то трудом.

Не собираясь останавливаться на достигнутом родители-организаторы упорно продолжали писать заявки на гранты.
И им снова улыбнулась удача. Благодаря гранту, в "Школе Жизни" появилось оборудование для мини-типографии.
Это был проект по социальному предпринимательству.

При помощи этого оборудования, центр понемногу начал зарабатывать деньги, которые шли на оплату коммунальных расходов и содержание помещения.

Со временем воспитанников "Школы Жизни" научили работать на оборудовании, появились первые заказчики.

В этом году зарегистрировали предприятие, которое вполне официально зарабатывает деньги для содержания школы.

Часто заказы подбрасывают частные типографии, когда нужна какая-то кропотливая ручная работа.

Ребята делают блокноты и брошюры, бланки и книжки для оплаты коммунальных услуг...

... детские книжки и массу другой полиграфической продукции.

Помимо мини-типографии, воспитанники очень много времени проводят за творчеством. Здесь буквально вотчина Handmade.

В "Павлиньей" комнате ребята делают новогодние открытки и занимаются бисероплетением.

В "Чеширской" комнате - работа с компьютером, ...

...валяние из шерсти, изготовление различных сувениров и игрушек.

Есть даже столярная мастерская. Здесь, кстати, работают не только парни, но и девушки.

Изделия этих ребят севастопольцы могут часто встретить на городских ярмарках Handmade и в некоторых магазинах города.

В день же, когда я побывал в гостях в "Школе Жизни", ее ученики-воспитанники решили украсить свою новогоднюю елку.

В качестве елочных игрушек, они делали бумажные шары с наклеенными фотографиями друг друга.

На самом деле, не всем из них просто дается, в общем-то, несложное занятие.

У некоторых есть сложности с опорно-двигательных аппаратом, координацией... Тогда им требуется помощь.

Помогают родители, воспитатели.

Они с гордостью демонстрируют результаты своей работы...

Они искренне им радуются...

И искренне огорчаются...

Шары готовы, ребята развешивают их на елку.

Вот такая новогодняя елочка у этих ребят.

Сейчас здесь обучаются 16 человек - 2 группы по 8 человек. Работают и занимаются с 10 утра до 5 вечера.

Но зимой не все остаются до пяти вечера. Проблема в том, что дети добираются сами, ведь с родителями приходят единицы. А в темное время людям с особыми потребностями зачастую приходится непросто...

Эти ребята очень стеснительны и очень дружны. Рассказывают друг о друге, но стесняются рассказать о себе. Слева - Алиса, которая обожает дельфинов и знает о них, наверное, все. Она мечтает работать с этими животными.

А это картина-аппликация, сделанная сообща. Воспитанники нарисовали свои руки, тянущиеся к мечте. Каждый к своей.

Когда мы спросили, где чья рука - они наперебой бросились показывать и рассказывать о своих мечтах.

Таких простых и таких настоящих. Солнце, счастье, жизнь...

А в конце встречи нас напоили чаем...

Отсюда не хотелось уходить. И рабочие файлы я почему-то назвал "Школа радости"

Хотя это - "Школа Жизни"...

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+15

 

   

Комментарии (5)

  • glashenka
    glashenka 16 декабря 2011

    Почему заголовок "Центр социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями", а табличка "центр социальной реабилитации"?

    Ответить
    0 +
  • Akshancheg
    Akshancheg 16 декабря 2011

    настоящие герои

    Ответить
    0 +
  • yuri motsilin
    yuri motsilin 16 декабря 2011

    Удивительный материал. Добрый! Жаль только, что автора по имени я не знаю.

    Юрий Мочилин
    Журналист
    Таллинн

    Ответить
    0 +
  • yuri motsilin
    yuri motsilin 16 декабря 2011

    Спасибо за фотографии

    Юрий Мочилин
    Журналист
    Таллинн

    Ответить
    0 +
  • Астап Пешеход
    Астап Пешеход 18 декабря 2011

    Трогательный репортаж!!! До слёз... Жизнелюбию можно у них учиться!

    Ответить
    0 +