Режиссёр «Схватки» устроил охоту за хакером
- 29 января 2015 08:59
- Максим Марков
«Кибер» (Blackhat)
США, реж. Майкл Манн, в ролях: Крис Хемсворт, Ван Лихом, Тан Вэй, Виола Дэвис, Холт МакКэллани, Ричи Костер.
Хакер Николас Хэтэуэй мотает срок в Пенсильвании: он украл 46 миллионов и сидеть ему ещё девять лет. Но тут появляется возможность отдохнуть — если он поможет найти другого хакера, который сперва устроил катастрофу на китайском ядерном реакторе, а потом зачем-то поднял цены на сою. Николасу простой отпуск не подходит, от требует снять с него все обвинения, а когда начинает разбираться в сложившейся ситуации, ответственно заявляет: «Настоящая атака ещё впереди».
Трейлер фильма «Кибер»
Предыдущий фильма Майкла Манна — «Джонни Д.» — выходил на экраны пять с половиной лет назад. Понятно, что сам классик в это время не сидел без работы (занимаясь, в частности, телесериалом «Фарт»), но зритель — его зритель — успел, конечно, соскучиться. Потому как Манн — режиссёр штучный. Его кино, безусловно, рассчитано на самую широкую аудиторию, но при этом высоко ценится как профессионалами, так и критиками. Достаточно вспомнить «Схватку», достаточно вспомнить «Али». Нельзя, впрочем, сказать, что каждая его картина — безупречный бриллиант, вызывающий безостановочные приступы счастья; бывают и фильмы, послевкусие от которых остаётся спорным. Тем не менее DVD-коллекция поставленных Манном за более чем тридцать лет лент способна украсить полку любого киномана: сразу станет ясно, что собравший её — человек со вкусом.
«Кибер» одновременно и похож на предыдущие работы режиссёра, и отличается от них. Похож в первую очередь своей холодностью — это кино, из которого принципиально вытравлены любые эмоции. Чувственность иногда всё же прорывается в фильмах Манна, но это скорее исключение из правил; в данном случае воплощение полностью идентично сюжету. Как водится, лучше всего автору удаются бессловесные сцены; если они короткие — их сила в деталях, если длинные — напряжение растёт благодаря безостановочному действию. Традиционно присутствуют погони и перестрелки, в которых участвуют бравые парни, идущие в бой без шлемов и должного снаряжения.
Ролик о создании фильма, посвящённый главной — компьютерной — теме «Кибера»
Новое — сама тема. Как и большинство его коллег, Манн привык оперировать чем-то конкретным: вот тебе досье на преступника, вот пистолет в руках, вот удар по носу. А тут — программные коды: что это такое, как их показать?.. «Вот этот фрагмент кода — полная чушь», — уверенно говорит главный герой, а на экране — цифры, символы, закорючки, простому смертному решительно непонятные. И что, поверить на слово?.. А что значит прокси-сервер на Украине? Давайте конкретнее: это Киев за всем стоит — или злоумышленник лишь нагло нагнетает международную обстановку?
Режиссёр пытается выйти из положения, максимально сокращая как специфическую терминологию, так и время, проведённое персонажем за ноутбуком — по сути, за весь фильм у «кибера» наберётся всего пара ярких выходов по профессии. Получается немного глупо: мы скорее догадываемся, что Николас крут в своём деле, нежели имеем этому реальное подтверждение. Ближе к финалу и вовсе смешно: «Обойдёмся без высоких технологий», — решает герой, сводя свой дальнейший план к череде привычных для любого боевика действий: летим и вламываемся.
Хотя в визуализации вирусных атак создатели «Кибера» преуспели: здесь дважды предпринята попытка показать, как все эти биты и байты движутся по проводам и микросхемам — огромная армия, состоящая из миллионов «солдатиков» без боя захватывает «неприятельские земли». Конечно, это несравнимо с тем, как виртуальный мир был показан, допустим, в «Матрице», но в целом эти очень даже любопытные эпизоды добавляют фильму определённой остроты.
Кадр из фильма «Кибер»
«Проблема» картины, если так можно выразиться, в том, что после неё остаются многочисленные вопросы — но связанные не с компьютерными «заморочками», а с какими-то самыми обычными вроде бы вещами. Почему занимающийся такой важной миссией спецотряд такой маленький? Почему при всей важности миссии у них нет достойной охраны? Почему враг, в свою очередь, имеет так мало наёмников?.. Почему в аварийный реактор непременно должны были пойти все важные герои? Почему шишка из АНБ попадается на элементарную хакерскую уловку? Почему финальные выстрелы обязательно должны были произойти при таком огромном стечении народа? Почему любовная линия столь шаблонна? Почему-то, почему это?..
Конечно, это не сравнится с тем количеством вопросов, которые многие предъявляют к «Интерстеллару», да собственно все эти «почему» и не особо важны: когда смотришь — выглядит всё очень даже здорово. Режиссёр и не обязан отвечать каждому любопытствующему зрителю: раз так — значит, надо, в конце концов, это игровое кино, а не документальное. Но всё-таки какое-то подлое чувство неудовлетворённости может на выходе из зала остаться.
А может и не остаться: послевкусие от «Кибера» погранично. Очевидно, что это картина, отличная от множества прочих. По большинству показателей это и вовсе замечательный фильм, практически идеальный при заданных самоограничениях. Когда-нибудь он тоже будет круто смотреться на полке человека, знающего толк в стильном кино, которое максимально чётко пытается запечатлеть текущий момент, главные особенности настоящего времени.
Кадр из фильма «Кибер»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: