Роберт Земекис: этапы большого пути
- 14 мая 2012 16:53
- Максим Марков
Кинорежиссер Роберт Земекис принадлежит к тому редкому числу людей, которые рождались дважды: согласно одним источникам – в 1951 году, согласно другим – в 1952-м. Все, впрочем, сходятся на том, что на свет он появился 14 мая. Слегка растерявшись – поздравлять ли мастера с юбилеем или же просто с обычной «днюхой», Киноридус решил, что главное все-таки – поздравить! А уж он сам там разберется, с чем именно.
Первые полнометражные картины Земекиса в нашей стране практически неизвестны – фильмы «Я хочу держать тебя за руку» (1978) и «Подержанные автомобили» (1980) смотрели у нас разве что самые заядлые киноманы. Но знайте: сам Квентин Тарантино в 1995 году признался, что «Подержанные автомобили» входит в число его любимейших фильмов семидесятых, и вообще у него это «самая любимая комедия за последние двадцать лет». «Мы всегда смотрели этот фильм во время работы, - признается бывший работник видеопроката. - Мы знали наизусть каждую строчку любого диалога этой комедии!» Впрочем, несмотря на то, что и критики встретили дебютные работы молодого режиссера благосклонно, на кассовых сборах это никак не отразилось – и дальнейшая карьера Земекиса оказалась под серьезным вопросом.
Положение спас «Роман с камнем» (1984), которому успеха тоже не предвещали. Однако приключения в джунглях героев Майкла Дугласа, Кэтлин Тёрнер и Дэнни де Вито пришлись по душе широкой аудитории – картина стала хитом. Причем не только в Америке – в Советском Союзе, только-только начавшем обзаводиться видеомагнитофонами, «Роман» тоже пользовался невероятным большим спросом (отреагировав на который, фирма «Мелодия» даже выпустила пластинку с музыкой из фильма). В довершении всего лента получила «Золотой глобус» как лучшая комедия года – обыграв на этом поле «Охотников за приведениями» и «Полицейского из Беверли-Хиллз». Через год последовало не менее успешное продолжение «Жемчужина Нила», но к нему Земекис уже не имел никакого отношения.
Резкий скачок карьера Роберта Земекиса совершила 1985 году благодаря ставшему теперь классическим фильму «Назад в будущее». Превратившись впоследствии в трилогию (вторая и третья части вышли в 1989 и 1990 годах соответственно), картина золотыми буквами вписала имя своего автора в историю мирового кинематографа. Блестяще придуманная и виртуозно исполненная, она на долгие годы вперед стала эталоном молодежного приключенческого кино – и по сию пору смотрится совсем не как «раритет» из прошлого, а как достойнейший образчик жанра. Японская киноакадемия в тот год назвала «Назад в будущее» лучшим зарубежным фильмом, в то время как американцы выделили ленте «Оскар» только за звуковые эффекты.
Свой класс Земекис подтвердил совершенно уникальным произведением «Кто подставил кролика Роджера» (1988), в котором анимационные персонажи работали на одной съемочной площадке с живыми актерами. Идея была совсем не нова – например, еще в 1945-м Джин Келли аналогичным образом танцевал с мышонком Джерри в ленте «Поднять якоря!». Но там был отдельный эпизод – а тут целый фильм, который благодаря своему техническому совершенству вполне заслужил титул революционного. Киноакадемия откликнулась на это тремя статуэтками (плюс спецпремия режиссеру анимации), зрители – неослабевающей любовью. Хотя надо заметить, что это ведь не такая уж и детская картина – там есть несколько вполне даже взрослых моментов, и вообще это фильм-нуар, а не какая-то там мультяшка!
Картины «Смерть ей к лицу» (1992) и «Контакт» (1997) не стали для Земекиса выдающимися свершениями, хотя первая и получила «Оскара» за лучшие спецэффекты. У Мерил Стрип там крутилась голова, а Голди Хоун ходила с огромной дырищей в пузе, но сейчас оттуда в первую очередь вспоминается разве что Брюс Уиллис – сыгравший совершенно нехарактерную для себя роль «обычного» человека. Немногое можно сказать и про «Контакт» с Джоди Фостер. Даже несмотря на то, что фильм получил престижную премию «Хьюго», присуждаемую за достижения в научной фантастике - а его конкурентами в тот год, между прочим, были «Люди в черном», «Пятый элемент», «Гаттака» и «Звездный десант».
Пиком академического успеха режиссера стал «Форрест Гамп» (1994), завоевавший шесть «Оскаров», в том числе и в главной номинации – за лучший фильм. Земекис сумел угодить решительно всем: это был редкий случай, когда столь высокое профессиональное признание досталось самой успешной с коммерческой точки зрения картине года. Метафоричное высказывание «Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется» считается одной из самых известных киноцитат, а сцена, в которой вымышленный Форрест общается с настоящим президентом Кеннеди, может считаться едва ли не самым забавным кинематографическим приколом последних десятилетий. Хотя не обошлось и без «шишек»: картина вмиг стала объектом беспрестанных пародий, зачастую злых и отчаянно пошлых (последний пример – фильм «Диктатор», в котором Саша Барон Коэн грубым образом насмехается над сценой волшебного исцеления мальчика-инвалида). Но это всё зависть, понятное дело.
В 2000-м году у Земекиса подряд вышло два фильма – «Изгой» и «Что скрывает ложь». Оба стали суперхитами и вошли в десятку самых кассовых лент сезона – но с творческой точки зрения это были, к сожалению, откровенные провалы. Режиссер вошел в самую страшную для художника стадию – «признанный классик» - и потерял вместе с тем энергию и вдохновение. Хотя начало «Изгоя» пересматриваешь, конечно, с большим удовольствием: там Том Хэнкс разгружает почту прямо на Красной площади.
Творческий кризис Роберт Земекис пережил весьма неординарно – он стал снимать мультфильмы. Впрочем, мультфильмами их называют только далекие от кино люди: на самом деле, «Полярный экспресс» (2004), «Беовульф» (2007) и «Рождественская история» (2009) – это результат сложнейшей работы по методу motion capture – «захвата движения», когда все роли проигрываются настоящими артистами, облепленными специальными датчиками. Они передают полученные данные в компьютер, где на их основе создаются трехмерные модели, точно воспроизводящие все человеческие движения. Однако результаты таких неординарных технических усилий не получили однозначной оценки: великолепный «Полярный экспресс», будучи пионером в этой технологии, поразил; несколько странный «Беовульф» - заставил недоумевать; а третья лента уже откровенно разочаровала. Однако несомненная заслуга Земекиса в том, что он вообще пошел эти путем! Не все первопроходцы открывают Америку – но их ошибки порой бывают не менее велики, чем иные победы. Возможно, будущее точнее определит место этих картин в истории мирового искусства.
Под конец этого года анонсировано возвращение Роберта Земекиса в игровое кино – главную роль в его новом фильме «Полет» играет Дензел Вашингтон. Кто знает, будет ли это возвращение триумфальным или нет, важно другое: Земекис по-прежнему действующий режиссер. И наверняка еще способен нас удивить.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: